Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
статья на тему

Дервук Татьяна Викторовна

Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

Создание условий  индивидуализации обучения

младших школьников с ОВЗ,

имеющих задержку психического развития                     

Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности  учебных действий, обеспечивающих  умение учиться.  Целью учителя  является  создание необходимых  условий  для того, чтобы заложить прочный фундамент для дальнейшего обучения детей. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

Конечно, процесс поддержки и развития потенциальных возможностей младшего школьника во многом определяется взаимодействием субъектов: учителя и ребенка. Основой учебного общения является степень доверия его участников друг другу, желание быть откровенным, искренним, умение услышать, понять и принять собеседника таким, каков он есть. Грамотно организованное педагогическое общение не позволяет отмахнуться от собеседника, авторитарно влиять на него, бездоказательно настаивать на собственной правоте.

    Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между  людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся  в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между  партнерами и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.

 Например, в  начале урока возникает проблемная  ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока  заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.  

        Диалог – это та среда, в которой обучающиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной  атмосфере дети делятся  друг с  другом  новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.

         Ребята  прислушиваются к мнению одноклассников, выдвигают свои аргументы.

    В ходе диалога  дети учатся критически мыслить, решать проблемы, взвешивать  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

     В результате они открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При  групповой работе ученики в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.  

    Технология диалогического обучения готовит ребят к поиску самостоятельного решения. Основной  особенностью  этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Ведь лучше  всего усваивается тот материал, который нашли сами дети и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

        У детей в классах с ограниченными возможностями здоровья различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения к концу четвертого класса  повышается.

  Таким образом,   учебный диалог – важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным, чем, например, к обыденному житейскому диалогу. Как учитель, так и ученик активно направлены на построение адекватной модели партнера как основы для ориентации своей деятельности.

Побудить ребенка проявить свои индивидуальные способности можно, предлагая:

  • различные творческие задания, выполняя которые школьник отстаивает свое право сделать что-то по-своему;
  • формы парной и групповой работы, результат которой складывается из усилий всех участников;
  • коммуникативную деятельность, организованное педагогом общение всех участников процесса обучения.

Правильно организованный учебный диалог создает условия для самореализации его участников и, по образному выражению А.Ф. Коньева; «прорыв личностей навстречу друг другу» [3, с. 8]. Но главное — это участие школьников в совместной постановке микроцелей диалога, поиске истины, отборе доказательств, их оценке и ранжировании, подведении итогов общения и формулировании выводов, т.е. во всех важнейших этапах учебного коммуникативного сотрудничества.

Таким образом, определяется существенное значение учебного диалога для формирования учебно-познавательных мотивов деятельности школьника, а это имеет прямое отношение к поддержанию индивидуальности личности, т.к. любое знание становится личностно значимым, а поэтому характеризуется не как просто усвоенное, а как лично принятое.

Каждый педагог должен понимать, что учебный диалог состоялся, если обучающиеся:

  • в процессе совместной коммуникативно-исследовательской деятельности достигли поставленных целей;
  • самостоятельно разбивали общую цель на пошаговые, поэтапные конкретные мини-цели;
  • в ходе общения ставили вопросы, на которые самостоятельно или с помощью учителя искали ответы;
  • осознали, какое новое знание ими получено и что еще нужно узнать.

Поэтому  любая ситуация на уроке может стать личностно значимой для ученика, необходимо только продумать цели и способы ее создания.

Для понимания индивидуальности ребенка учителю также очень важно знать, что представляет собой семья, в которой  живет ребёнок, каков его семейный статус, чем он занимается в свободное время.

Изучение семьи помогает нам, учителям, не только установить индивидуальные особенности ребенка, но и использовать их в процессе обучения, включить школьника во внеклассную работу, школьную жизнь. Весьма эффективным является организация классных мероприятий, в которых дети принимают участие вместе с родителями. Это и спортивные соревнования, и выставки различных поделок. Рядом с родителем даже самый застенчивый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно.

Есть еще одна проблема учета индивидуальных проявлений младшего школьника. Узнав, например, о его способности к рисованию, нужно  учитывать психологический закон: специальные способности (к художественному творчеству, музыке и т.д.) тесно связаны с развитием общих способностей ребенка: темпом деятельности, быстрым переключением с одного вида деятельности на другой, легкостью обучения новым способам и приемам действий. А это уже задача учителя: так организовывать процесс обучения, чтобы развивались общие способности детей.

Виды творческих заданий

На уроках математики

1. Для развития творческого мышления и воображения учащихся :

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; 
- устанавливать причинно-следственные связи; 
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; 
- рассматривать систему в развитии; 
- делать предположения прогнозного характера; 
- выделять противоположные признаки объекта; 
- выявлять и формировать противоречия; 
- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; - представлять пространственные объекты;

- геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты,

- игры «Верю — не верю». 

2.Задания на выявление закономерностей:

 - Раздели фигуры на группы.

- Найди «лишний» рисунок. 

- Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. 

- Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. 
- По какому принципу объединили данные фигуры. 

3.Для развития психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности):

- Игра «Внимание», задания вида: 

 Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). Чем отличаются картинки?  Раскрась участки, на которых ты встретишь такие   фигуры (даются образцы  различных фигур и большой рисунок, который   составляют эти фигуры). Продолжи линию Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

- Игра «Давай пофантазируем». Даются  различные фигуры или несколько фигур.

- Задачи - шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками). 

4.Для развития воображения: 

      Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в   виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет.

На уроках русского языка

1. Виды работ частично творческого характера: - -

- составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций,

- дописать предложения,

- восстановить текст,

- составить ответы на вопросы,

- озаглавить рассказ,

- составить элементарное описание,

- провести элементарный анализ композиции текста, -

- сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

завершить предложения по догадке,

- исправь предложения. 
2. Виды работ с творческой основой : составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. 
3. Виды работ творческого характера: 

- написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием,  с элементами сравнительной характеристики,  

- написать сказку, сочинение — рассуждение, сочинение — миниатюру. 

На уроках литературного чтения

1. Чтение с остановками. Материалом для проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество. 
2. Карта слова. Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение. 
3. Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка. 
4.
Составление диафильма к сказке, рассказу. 
5
. Моделирование сказки. С помощью геометрических фигур, условных обозначений изобразить сюжет сказки. 

Используемая  литература и интернетисточники:

  1. Коньев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации   А.Ф. Коньев // Вопросы психологии. —1990. —№ 3.
  2. Личностно ориентированное обучение: хрестоматия для студентов вузов. — М.: Современный гуманитарный университет, 2005.
  3. Нейматов Я.М. Образование в XXI в.: тенденции и прогнозы / Я.М. Нейматов. - М., 2002.
  4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994.
  5. http://myliceum.info/index.php
  6. http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-1046
  7. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=696869


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Особенности понимания текстов на уроках чтения глухими младшими школьниками имеющими задержку психического развития.

В работе рассматриваются следующие вопросы:-Проблема обучения чтению глухих детей-Проблема обучения чтению  глухих детей        с задержкой психического развити...

Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития Вариант 7.2

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4  классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...

Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".

Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного  занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...