Исследовательская деятельность младших школьников.
статья (3 класс) по теме

В данной статье Вы узнаете как  легко заинтересо­вать детей в получении новых знаний, если они активно участвуют в процессе их получения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младших школьников

       В ситуации небывалого темпа перемен и огромной сложности жизни в нашем двадцать первом веке, теперь, больше чем когда бы то ни было, нужна школа, выпускающая в жизнь жадных до ответов людей - людей, задающих вопросы. Роль учителя меняется. Теперь ему нужно помочь ученику научиться спрашивать и отвечать на собственные вопросы, генерировать новые идеи, доводить их до воплощения и использовать полученные знания на практике. Для этого необходимо найти способ вновь пробудить и постоянно поддерживать в ученике ту радость постижения нового, которая двигала им в раннем детстве.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Основная цель ведения исследовательской работы - сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации на практике:

  •  на первом - преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

  •  на втором - преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

  •  на третьем - высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно

Основные требования, выступающие в качестве ориентиров:

  •  опираться на собственный опыт ребенка,
  •  обучать в действии,
  •  побуждать к наблюдению и экспериментированию,
  •  чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Все исследовательские работы детей выполняются по следующей схеме.

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  1. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  2. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
  3. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  4. Определить последовательность проведения исследования.

  1. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  2. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и

приемы).

9.        Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, под-
готовить сообщение по результатам исследования).

10.        Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками
и взрослыми, ответить на вопросы).

Остановимся более подробно.

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся.

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена, она выполняется при участии педагога.

Например, у детей в ходе экскурсии возник вопрос: «Какие условия необходимы для прорастания семян?»

Дети выдвинули гипотезы, которые мы зафиксировали.

Затем мы вместе с детьми разобрали способ проверки каждой гипотезы. По результатам обсуждения выстроили план дальнейших действий. Разбившись на 3 группы, распределив в них роли, дети начали проверять свои гипотезы (у каждой группы – своя) доступными методами исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • спросить у других людей;
  • познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.

В процессе сбора информации дети пришли к тому, что им самим необходимо провести эксперимент.

Результаты эксперимента дети фиксировали в своих записных книжках. В итоге была создана презентация «Ежики», которая была представлена родителям на родительском собрании.

Во втором классе мы продолжили исследовательскую деятельность. Дети уже были готовы включиться в самостоятельную работу. Если в первом классе была проведена коллективная исследовательская работа, то во втором классе дети были ориентированы на индивидуальные исследования.

Детям была предоставлена возможность выбрать тему своего исследования (первая четверть). Некоторым это далось нелегко, пришлось помочь определиться со сферой собственных интересов. На помощь пришли мамы, папы, даже бабушки и дедушки. Темы получились самыми разнообразными: «Космос», «Породы лошадей», «Гербы городов» и др.

Работа детей над собственным исследованием началась с определения цели и задач. Коллективное составление памятки «План исследования» помогло второклассникам справиться со всеми этапами работы.  В ходе самого исследования некоторые дети проводили соцопрос и анкетирование детей класса, другие – показывали опыты и демонстрировали свои изобретения.  

           На этапе сбора материала пришлось уделить особое внимание работе с текстом. В этом мне помогли методические рекомендации по организации работы с научно – популярными текстами Е.В. Чудиновой.

          Обсуждение того, что сделано детьми индивидуально, мы проводили в форме «Свободного микрофона», «Хочу поделиться», «Кто что понял».  На уроках окружающего мира мы совместно с детьми проводили коллективные миниисследования.

Моя роль как  учителя заключалась в:

         Помощи в поиске информации.

         Координировании процесса.

         Поддержке и поощрении учеников.

         Осуществлении непрерывной обратной связи.

С моей стороны была оказана консультативная помощь (консультации, памятки по работе над проектом, презентация, организация обмена опытом с третьеклассниками).

     Несмотря на то, что каждый ребенок занимался своей темой, все равно они делились информацией, помогали друг другу найти источники и закрепить новые навыки. Было невероятно приятно наблюдать, как объединяет их процесс работы.

 Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые представляли на специально организованных «конкурсных защитах» исследовательских работ и творческих проектов. Защита проходила в форме «Ученого совета».

 Время представления каждой работы было ограничено 5 минутами. Также было ограничено время «вопросов и ответов». Публичное выступление не вызвало страхов и затруднений у детей т.к. подготовка к защите исследовательской работы проходила на каждом уроке окружающего мира, который начинался с представления детьми интересной информации по теме урока. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до слушателей, дети готовили текст доклада по плану.

  1. Почему избрана эта тема.
  2. Какую цель преследовало исследование.
  3. Какие ставились задачи.
  4. Какие гипотезы проверялись.
  5. Какие использовались методы и средства исследования.
  6. Каким был план исследования.
  7. Какие результаты получены.
  8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
  9. Что  можно  исследовать  в  этом  направлении дальше.

    Для оценки результатов и присуждения дипломов было сформировано жюри сменного состава из родителей учащихся. Работы оценивались по определенным критериям. В результате каждый участник получил ранговое место. Такое жесткое ранжирование оправдано тем, что дети еще плохо понимают стоящие перед ними задачи и их работы существенно разнятся по своему качеству. В этих условиях выделить и отметить лучших важно и полезно в педагогическом отношении.

Все участники получили дипломы, а занявшие первые три места представляли свои работы на конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее» на кафедре начальных классов, где заняли призовые места и вышли на гимназический уровень.  С их творчеством Вы можете ознакомиться на сайте гимназии.

В третьем классе дети уже имеют определенный опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите решаются легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь», автор А.И. Савенков, где подробно описан каждый шаг на пути проведения собственного исследования (от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов).

В четвертом классе применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, так как детьми уже накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах.

Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов планируем подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Надеюсь, что к концу 4 класса большинство детей уже на хорошем уровне будут владеть навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они смогут выбрать тему и представить на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого.

Так как исследовательская деятельность – это лишь этап проектной работы, то в дальнейшем у ребят есть возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал в старших классах.

           Я уверена в том, что детей легко заинтересовать в получении новых знаний, если они активно участвуют в процессе их получения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...