Рабочие программы "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (4 класс) на тему

Подошвина Оксана Николаевна

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, технологии, ОБЖ, ОЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon рабочая программа1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Еланка»

Балаковского района Саратовской области

Рассмотрено

на заседании  МС

Протокол № ______

от «___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МАОУ ООШ с. Еланка

________________Т.Ю.Клокова

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ ООШ с. Еланка

________________М.К. Селинская

Приказ № ___ от «___»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога

Подошвиной Оксаны Николаевны

I квалификационной категории

по изобразительному искусству

4 класс

2015 - 2016  учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе:

  • Положения о составлении рабочих программ учителями МАОУ ООШ с. Еланка;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010).

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012г.
  2. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
  3. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 - 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год

Концепция рабочей программы.

Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «Изобразительное искусство»

Обоснованность

Данный предмет входит в образовательную область "Искусство". Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

Общие цели учебного предмета.

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
  • воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  •  овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
  • совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  •  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 1 учебный год.

Структура программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом.  В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.

Предполагаемые  результаты по учебному предмету

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень  культурного развития, который характеризуется как умения:

  • представлять специфику изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • понимать выразительные возможности языка искусства;
  •  развивать образное мышление и воображение, учебно-творческие способности;
  • формировать основы анализа произведения искусства;
  • проявлять эмоционально ценностное отношение к миру и художественный вкус;
  • овладевать практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно прикладном искусстве;
  • понимать образную природу искусства, давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
  • воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач.

Система оценки  достижений учащихся.

         Достижения учащихся оцениваются по пятибалльной системе, согласно нормативным требованиям. Также учитываются индивидуальные достижения, активность и творчество учащихся, самостоятельное приобретение новых знаний в изучении предмета изобразительное искусство. Применение теоретических знаний на практике.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Инструментарий для оценивания результатов.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе,  работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена небрежно,  ученике уложился в отведенное время.

Общая  характеристика учебного предмета, курса.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся.

Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно- действенное и логические формы мышления.

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико- педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.

Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. 

Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение, как в творчестве художника, так и в произведениях других видов искусства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника.

Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла.

Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  •  процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
  •  активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога.

В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.

Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 4 классе.

Приобщаясь к истокам  культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

 Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли  и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Детям в 4 классе уже присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженных в народных искусствах.

Место предмета, курса в учебном плане

Согласно программе на изучение программного материала в 4 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Изобразительное искусство» отведено  1 час в неделю (34 часа).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

Содержание учебного предмета, курса.

       Содержание рабочей  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)  – 17 часов.

1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечат-ления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о про-странстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снеж-ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес-ки, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.

3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических ус-ловий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.

4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.

5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.

9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.

10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.

11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).

12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.

13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.

14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.

15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.

16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.

17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях.

2. Развитие фантазии и воображения  – 11 часов.

1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).

3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.

4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.

6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).

10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка».

11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

3.  Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)  – 6 часов.

1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.

3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания.

6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.



Календарно-тематическое планирование.

Тема, тип урока

Элементы содержания

Вид деятельности, форма работы

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Вид контроля

Дата проведения урока

план

факт

1

 Путевые зарисовки художника: «Пейзажи нашей Родины» .

Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства с природным пространством разных народов. Красота окружающей среды, характер природы разных мест. Природа города Кизела.

Работа на плоскости. Художественное изображение пейзажа. Создание  композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Материал: акварель, тушь.

Зависимость формы предмета от его назначения, уклада жизни народа, природной среды. Пейзаж.

Познавательные: компоновка  сюжетного  рисунка.

Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.

Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины» («Мой любимый город Кизел»)

Практическая работа в Р.Т. на стр. 4 – 5 .

2

Архитектура разных мест. Деревенская улица.

Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Работа на плоскости. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями.

Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека.

Материал:  акварель, тушь.

Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Архитектура.

Познавательные:  линия  и  пятно  как  художественно – выразительные  средства  живописи.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; выстраивание понятных  для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные: адекватное восприятие предложения и оценки учителя и товарищей.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.

Презентация

Практическая работа в Р.Т. на стр. 20 – 21.

3

Путевые зарисовки художника.  Сюжетные композиции: «Базары», «На площади».

Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над рисунком.

Работа на плоскости. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2-3 человека).                Материал: гуашь, акварель, белила.

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Силуэт, линия горизонта, плановость.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.

Знакомство с произведениями живописи: Д. Веласкес, П. Пикассо, В.И. Сурикова.

Практическая работа в  Р.Т. на стр. 48.

4.

Ахроматическая и хроматическая гамма». «Цветущий луг».

Пространственные отношения между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Создание  выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Point).

Работа на плоскости. Работа на малом формате в ахроматической и хроматической гамме.

Материал: гуашь.

Понятия об ахроматической и хроматической гамме. Передача пространственных отношений между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.

Познавательные: знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Практическая работа в Р.Т. на стр. 8 – 9.

5.

Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет.

 Передача характерных особенностей модели графическими средствами. «Портрет любимого литературного героя».

Работа на плоскости. Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости фигур в движении. Материал: цветные мелки, гуашь.

Формирование понятий о цветовой гамме, формате картины.

Познавательные:  уметь  последовательно  выполнять  элементы  построения портрета.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Дискуссия по картинам: А.Я. Головин «Автопортрет», К.А. Коровин «Портрет актрисы Т.С. Лобатович, В. Ван Гог «Крестьянка в соломенной шляпе»

Практическая работа в Р.Т. на стр. 40 – 41.

6.

Изображение с натуры цветка.

Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой  гамме – передача в рисунке: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски предметов лишь тональными отношениями; в) цветка, в окраске которого имеется сближенная цветовая гамма.

Материал: акварель.

Работа на плоскости. Рисование с натуры цветка.  Пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Решение композиции как натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события или развёрнуто пространство.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;  самоанализ и самоконтроль результата.

Знакомство с произведениями живописи: натюрморты П. Сезанна, В. Ван-Гога «Подсолнухи», К.С. Петрова-Водкина «Натюрморт с красным чайником», И.Э. Грабаря «Груши на зелёной драпировке».  

Практическая работа в Р.Т. на стр. 36.

7.

Рисование по памяти или представлению на тему «Праздничный город»

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов с учётом его пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности изображения; отображение настроения в картинке.

Работа на плоскости. Рисование по памяти или представлению картинок родного города.

Материал: акварель, белила (на цветном фоне»)

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов. Сюжетно - смысловая компоновка.

Познавательные:  знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные:  контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению.

Практическая работа в малых группах.

8.

 «Портреты богатырей Русской земли».

Рисование по представлению. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Работа на плоскости. Наброски зарисовки на передачу характера человека.  Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Передача характера героя через одежду. Материал: карандаш.

Сюжет. Композиционный центр. Законы изображения человека в движении. Основные пропорции фигуры.

Познавательные: знакомство с  техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.  

Знакомство с произведениями живописи: О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Серов «Автопортрет», И.Е. Репин «Портрет П.М Третьякова».                

Практическая работа в Р.Т. на стр. 60.

9.

Круговое распределение фигур в пространстве.

Наблюдения, предварительные зарисовки и наброски с натуры, по памяти или наблюдению.

Работа на плоскости. Иллюстрация к стихотворению А. Барто.                Материал: акварель, гуашь, цветные мелки.

Круговое распределение фигур в пространстве. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Иллюстрации к стихотворениям А. Барто «Не одна», «Хоровод», «Дети лепят снеговика».

Практическая работа в Р.Т. на стр. 47

10.

Работа в объёме и пространстве. «Традиционное ремесло крестьян и их одежда»

Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (скотовод, погонщик верблюдов, балалаечник, сапожник и др.).

Лепка из глины или пластилина фигуры человека с соблюдением пропорций тела.        Материал: глина, пластилин.

Для разных занятий и событий существовала своя одежда. Жанровая композиция.

Познавательные:  знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные: планировать свои действия.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.

Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Сенокос», А.П. Рябушкин «Втёрся парень в хоровод»

Практическая работа в Р.Т. на стр. 31.

11.

Работа в объёме и пространстве. «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки».

Знакомство с песенным фольклором. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.

Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике. Материал: глина, пластилин, бумага, гуашь.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Познавательные:  уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные УУД:        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Знакомство с произведениями музыки: А.П. Бородина «Князь Игорь» (тема русского Востока), М.И. Глинка «Арагонская хота».    

Практическая работа в группах по выбранным темам.

12.

Работа в объёме и пространстве. «Национальный костюм: орнамент, крой, силуэт».

Знакомство с особенностями  традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона.

Работа в объёме и пространстве. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора.

 Тема композиции: «Чайная церемония в Китае».                        Материал: гуашь.

Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты графическими средствами.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.

Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов. Создание композиций по результатам исследования.

Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15.

13.

Декоративно-прикладная деятельность. Панно «Бабочки, жуки».

Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений

Изображение бабочек и жуков с последующим изготовлением панно (коллективная работа).

Материал: акварель, гуашь, перо.

Сюжетная композиция, передающая динамику. Выполнение работы в нестандартном (активном) формате.

Познавательные: знакомство с  техникой передачи в объёме формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.

Презентация «Насекомые нашего края». Знакомство с произведениями: Т.А. Маврина «Заячьи тропы», «Сороки» и др.

Коллективная  работа. Д/з: самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 33

14.

Декоративно-прикладная деятельность. Пейзаж «Восход солнца».

Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Понятие сюжета.

Создание большой коллективной работы (панно): выкладывание из квадратов. Материал: цветная бумага.

Отрывная аппликация из цветной бумаги. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетную  композицию; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Знакомство с произведениями музыки: В.А. Моцарт «Фантазии до минор и ля минор», И.С. Бах «Концерт ре минор» (ч.1).

Практическая коллективная  работа

15.

Декоративно прикладная  деятельность. «Волшебное растение».

Разработка узора по теме. Выполнение эскизов рельефных украшений.

Разработка фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета или выполнение эскизов рельефных украшений (по выбору).                Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт.

Представление о мироздании. Изображение Мирового древа. Форма и узор.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Знакомство с произведениями Н.А. Коротковой «Мировое древо», « Мировое древо. Четыре времени года».

Практическая работа в Р.Т. на стр. 50 – 51.

16.

Работа в объёме и пространстве. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства.

Проведение исследовательской работы по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел в ближайших населённых пунктах.

Декоративно-прикладная деятельность. Исследовательская работа (по группам). Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

Особенности традиционного декоративно - прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.

Познавательные:  знакомство с  техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные:  ориентация на понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.  

Творческое исследование. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», Ф.А. Малявин «Девка», произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства.

Исследовательская работа (по группам). Самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 10 – 11, 16 – 17, 12 – 13.

17.

Декоративно-прикладная деятельность. Экспедиции в места народных промыслов (заочные).

Изучение  формы народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передача  в работе взаимозависимости материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково и др.  народные промыслы).

Декоративно-прикладная деятельность. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.

Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Определять цветовой и средовой характер композиции.

Познавательные:  знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов;  уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам; знать  приём  выполнения  узора  на  предметах  декоративно – прикладного  искусства.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: способность к адекватной самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Исследовательская работа в Р.Т. на стр. 10 – 13, 16 – 19.

Пополнение школьного музея экспонатами народного искусства, собранными собственными силами.

Практическая и самостоятельная работа

18.

Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Нарисуем песню».

Мир искусства разных эпох и народов. Особенности жизни разных этнических и социальных групп. Понятие устное народное творчество, литературная сказка. Этнос.

Работа на плоскости. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Создание «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним.

Представления об устном народном творчестве и народной сказке. Выполнение графических работ на основе результатов обсуждения.

Познавательные: знакомство с  техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета предметов.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Личностные: учебно-познавательный интерес к  учебному материалу.

Заочная экскурсия в мир искусства разных эпох, народов. Творческие работы по воображению  и представлению.

Практическая работа в Р.Т. на стр. 54 – 55.

19.

Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Гражданская война»

Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. Работа по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.

Работа на плоскости. Рисование по представлению на обозначенную историческую тему.  Материал: графический материал.

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  заданную тему.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Презентация «Гражданская война». Знакомство с  произведениями музыки: М.И. Глинка «Патриотическая песня», А.Ф. Львов «Марсельеза»

Практическая работа в Р.Т. на стр. 60.

20.

Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Боярские хоромы».

Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Декорирование (украшение) фасадов домов. Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот.

Работа на плоскости. Выполнение графических работ по материалам обсуждения. Материал: графический материал.

Разработка фрагмента узора и его трафарета. Эскизы рельефных украшений. Элементы декора. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.

Познавательные: знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:  ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха  в учебной деятельности.

Презентация « Старинная изба».

Знакомство с произведениями музыки: М.П. Мусоргский «Борис Годунов».

Практическая работа в Р.Т. на стр. 6 – 7.

21.

Развитие фантазии и воображения. «Путешествия на машине времени»: «Я в пещере древнего человека», «В центре космонавтики», «Я принцесса».

Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетной композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов быта, эскизов вышивки, росписи тканей, посуды, печи  и др.

Работа на плоскости. Создание коллективной композиции из индивидуальных эскизов. Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос.

Работа в объёме и пространстве:

глина, пластилин, бумажная пластика (по выбору). Участие  в коллективной творческой работе. Переключение с одной деятельности на другую.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата, ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха  в учебной деятельности.

Создание на заданные  темы объёмно-пространственных коллективных композиций: космических зданий, предметов быта, одежды.

Практическая работа в группах.

22.

Развитие фантазии и воображения. Иллюстрации к сказкам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.)

Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам.  Создание своей книги.

Работа на плоскости. Распределение сюжетов среди учащихся в классе.

Создание  под руководством учителя коллективной «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.

Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).

Практическая работа в группах.

23.

Развитие фантазии и воображения. «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка»

«Путешествие» на «машине времени» в другие миры, эпохи будущего. Создание  по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных коллективных композиций.

Работа в объеме и пространстве. Создание космических зданий, предметов быта, одежды.      Материал по выбору.

Создание коллективного панно, подбор музыкального сопровождения к событию.

Оформление класса к праздничным датам.

Познавательные: знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:  самоконтроль действий.

Слушание музыки космоса, песен о космосе и космонавтах.

Практическая работа в Р.Т. на стр. 56 – 57.

24.

Развитие фантазии и воображения. «Кованые изделия – застывшая музыка». Эскиз необычного здания.

Создание декоративной композиции на передачу активного движения. Построение нового необычного образа.

Воображение, образ, объект.

Работа в объёме и пространстве. Выполнение работы в рабочей тетради. Создание дома, взяв за основу один из предметов, которыми пользуемся каждый день.

Объекты и явления окружающего мира вдохновляют архитектора на создание необычных и часто забавных по виду зданий.

Познавательные: знакомство с  техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Презентация «Необычное в обычном».

Практическая работа в Р.Т. на стр. 52 – 53.

25.

Развитие фантазии и воображения. Образ предметно - пространственной среды.

Создание школьниками необычной среды (в классе, своей комнате дома). Составление собственных узоров для крестьянской одежды: мужской рубашки и женского сарафана. Дизайнер.

Работа в объёме и пространстве. Создание аппликации, роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Создание коллективной работы.

Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.

Познавательные: знать  приём  выполнения  узора  на  предметах  декоративно – прикладного  искусства; уметь  выполнять  кистью простейшие  элементы  растительного  узора.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.  Личностные: оценивать правильность выполнения действия.

Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях.

Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15, 16 – 17.

26.

Развитие фантазии и воображения. Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики.

Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения. Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных работ. Цветовое решение композиции.

Схожесть и различие традиций каждого народа, орнамент, оформление жилища, обустройстве дома в целом. Отличия в орнаменте  у каждого народа.

Познавательные: выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.

Презентации «Русская народная вышивка», «Русский народный костюм». (Филимоново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы).

Практическая работа в Р.Т. на стр. 58 – 59.

27.

Декоративно-прикладная деятельность. Развитие фантазии и воображения. Изготовление костюмов, предметов быта.

Подготовка одного большого «художественного события» на темы сказок.

Постановка, инсценирование, декор и декорация.

Декоративно-прикладная деятельность. «Вживание» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, придумывание своих сюжетов с известными героями.

Постановка кукольного спектакля.

Познавательные: знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Личностные: познавательный интерес

Создание коллективного панно, эскизов и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения к событию.

Оформление класса к празднику.

Постановка кукольного мини-спектакля.

28.

Декоративно-прикладная деятельность. «Весна-красна».

Оформление художественного события в различных техниках. Создание композиции по мотивам народного декоративно - прикладного промысла.

Роспись.

Декоративно-прикладная деятельность. Оформление класса к праздничной дате в технике аппликации,  коллажа.

Материал: гуашь.

Создание коллективного панно для художественного события.

Познавательные: уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: познавательный интерес

Знакомство с произведениями живописи Б. М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица».

Практическая работа по созданию панно.

29.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Композиция в изобразительном искусстве.

Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр).  Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин.

Работа на плоскости. Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия.

Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  заданную тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия. Знакомство с произведениями живописи: К. А. Коровин «В мастерской художника», К. Е. Маковский «В мастерской художника», А. Матисс «Уголок мастерской».

Практическая работа.

30.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в школьный музей декоративно-прикладного искусства (очная)

Функциональность народного искусства. Символика в искусстве.

Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Викторина «Народные промыслы».

Представления об особенностях мотивов, характерных для народной росписи и декоре игрушек. Самостоятельное сопоставление, сравнение, анализ произведений народных промыслов России.

Познавательные: умение систематизировать знания по изученной теме.

Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать правила поведения в общественных местах.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Экскурсия в школьный музей.

Результаты викторины.

31.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.  Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр.

Продолжение знакомства с жанрами изобразительного искусства:  анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике.

Анималистический жанр.

Работа на плоскости или работа в объеме и пространстве. Выполнение работы в анималистическом жанре. Передача характерных движений и повадок животных. Материал: акварель, гуашь.

Представления об анималистическом жанре. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в живописи (работа от пятна).

Познавательные: знать  о  линии  и  пятне  как  художественно – выразительных  средствах  живописи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.

Знакомство с творчеством художников, работавших в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)

Практическая работа в Р.Т. на стр. 34 – 35.

32.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.  Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр.

Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл.

Работа на плоскости. Выполнение работы в мифологическом жанре.

Материал: акварель, гуашь.

Сюжетный и мифологический жанры. Создание несложных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Познавательные: уметь  самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести  линейный  рисунок  на  тему.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.

Презентация «Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства».

Практическая работа.

33.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в природу на открытое пространство.

Воздушная и наблюдательная перспектива в изобразительном искусстве.  

Наблюдения за изображением предметов в пейзаже у различных художников.

Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.

Познавательные:  делать предварительный отбор источников информации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на

уроке.

Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Знакомство с произведениями живописи: К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», И. С. Остроухов «Золотая осень», пейзажи А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. Матисс «Вид из окна. Танжер».

Экскурсия

34.

Художественно -образное  восприятие изобразительного искусства. Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (заочная)

Музеи. Знакомство с особенностями художественного фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым.

Проведение самостоятельных мини-исследований детей по изучению коллекции музея и художника, представленных в Третьяковской галерее.

История создания музеев. Экспонаты музеев. Художники: В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Коненков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать

выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в сов-местной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: учиться отличать вер-но выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на

уроке.

Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему: Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа?

Мини исследование во время экскурсии.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Учебно – методическое обеспечение

  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.:  Вентана-Граф, 2014.
  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2014.

Дополнительная литература

  • Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская
  • Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, «Вентана-Граф», 2011.
  • Изобразительное искусство: 4 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2010.
  • Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2010.

Печатные пособия.

- иллюстрации разных авторов к одной сказке;

- народная игрушка;

- образцы детских работ прошлых лет;

- образцы посуды;

- печатные и самодельные открытки;

- разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;

- старинные открытки;

- фотографии интерьеров;

Электронные пособия и презентации:

  • «Гжель»;
  • «Стили архитектуры»;
  • Городецкие росписи, жостовские подносы и фрагменты росписи;
  • живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других;
  • знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Р. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха;
  • изображение садов и парков в искусстве;
  • изображения цветов;
  •  натюрморты Ж.-Б. Шардена, Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;
  • фото известных культурных памятников;
  • фото транспорта и слайды старинных машин;

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
  • решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; 
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс

Рабочая программа по всем предметам.  "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...

Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс

Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия  для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....

Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса

Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества.  Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...