Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.
методическая разработка (2 класс) на тему

Переход Вера Владимировна

Занятия по внеурочной деятельности клуба "Истоки". Тема "Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения."  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.(слайд 1)

Ход занятия:

1.Организационный момент. Игра «Давайте познакомимся»

1. Игра "Круг имен"

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

Это – я
Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста – игра «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно – мужское, другое – женское. 
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Звучит песня «Три плюс два»

- Как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке?

2.Присоединение к теме урока. Отгадайте загадку

 

Нас не было - оно было,

нас не будет - оно будет;

никто ни у кого его не видел,

а у каждого оно есть.

Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.

Интересно, что означает твое имя? Знаешь ли ты, когда твои именины? А стихи и песни про себя хочешь почитать и выучить? Слушайте и запоминайте

На уроке наш учитель

Просит: руки поднимите

Все, кто знает, кто такой

Благородный и герой?

Тишина повисла в классе,

Словно темное ненастье.

После нескольких мгновений

Вдруг встает мой друг Евгений

И спокойно отвечает:

Про героев, мол, не знает,

Но зато про благородство

Вам ответит, это просто.

Благородный, без сомнений,

Это он - мой друг Евгений!

— Какие слова, по-вашему, являются ключевыми в этом стихотворении?

3.Беседа с элементами практической деятельности

— Что означает слово «имя»? Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте со словарём.

Какие пословицы и поговорки про имена вы знаете?(слайд 3)

.

Мели Емеля, твоя неделя.

Федот, да не тот.

Нюша, не развешивай уши.

По Сеньке и шапка, по Тюте и Ляля.

Не всяк Филя — простофиля.

Каков Савва, такова ему и слава.

Дема, сиди дома!

Не зевай, Фомка, на то и ярмарка.

На бедного Макара все шишки валятся.

Пляши, Матвей, не жалей лаптей.

У Семена-кудряша денег нету ни гроша.

Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.

Тит не тужит, что с башкой не дружит.

Без изъяна нет ни Марьи, ни Ивана.

Не имя красит человека, а человек имя.

4. Основная часть урока.

— Может ли человек жить без имени? (Нет, так как по имени мы различаем друг друга, обращаемся к кому-либо.)

— «Хорошо там и тут, где по имени зовут», — говорили раньше, говорят и сейчас. Вы согласны с этой мудростью? Почему?

— Имя — это бесценный дар, оно даётся раз и навсегда. Богатство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт смысл.

Вы уже заметили, какой глубокий смысл заложен нашими предками в имени. Оно несёт в себе добро, терпение, трудолюбие, мужество. Поэтому выбор имени младенцу всегда был важным событием для семьи и всего рода.

Рассказ учителя « Отечественные традиции имянаречения».(слайд 4)

Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые.

Говоря о «красоте» имен, нельзя не вспомнить о так называемой моде на имена. Эта мода напоминает поветрие в буквальном смысле этого слова (разносится по ветру, из уст в уста). Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в селе было уже 10-15 Лен!

В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.

Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.

Таким образом, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения

Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.

Святые, имена которых носят люди, принято называть их ангелами, а день именин – днем ангела. Ангелами эти святые называются потому, что со времени наречения людям их имени, они делаются особыми покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за них перед Богом и, таким образом, в дополнение к бесплотному ангелу-хранителю, человек получает нового ангела–хранителя.

- Есть ли у вас крёстные родители?

7.Рефлексия.

Что вы считаете самым важным в своём детстве? Почему?

Какие образы детства вам больше всего запомнились?

У Романа Сефа есть такие стихи:

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его.

Как вы понимаете последние строки?

Что нужно сделать каждому из вас, чтобы ваше имя было добрым для людей?

Какие новые понятия вы открыли для себя в ходе сегодняшнего урока?

8.      Домашнее задание.

Узнайте у родителей о том, почему вам выбрали именно это имя.

Узнайте значение своего имени.

Есть ли у вас крёстные родители, и какое участие они принимают в вашей жизни.

9.    Итог.

Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вы прикоснулись к истокам образа младенчества и детства и поняли его истинный смысл. А каждый из вас попытается взять что-то ценное из опыта наших предков лично для себя.

Игра «Угадай мое имя»

Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:

мое имя начинается на букву «О»;

мое имя заканчивается на букву «А»;

мое имя состоит из шести букв и др.

Все остальные должны отгадать, какое это имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

День русских традиций в лагере

Сценарий мероприятия в школьном оздоровительном лагере с посещением различных станций....

Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматическ...