Русская народно-духовная культура
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

рабочая программа по фольклору 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по фольклору117 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации

муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»

Программа

«Русская народно-духовная культура»

Автор: Безгодкова Елена Петровна, педагог дополнительного образования МОУ «Двулученская средняя общеобразовательная школа»

Белгородская область  

Валуйский район с. Двулучное

2013

Пояснительная записка

Самобытная традиционная культура русского народа (как  коренного этноса) имеет право на изучение, сохранение и нуждается в особой поддержке.

Из национального доклада «Государственная культурная политика в России» от 1994года свидетельствует  «…российской культурной политики к нашей коренной, русской культуре во всем многообразии ее многовековых народных традиций, с их мировоззренческой, религиозно-нравственной и художественно-эстетической самобытностью» особое отношение.

 Результат этого – появление государственных региональных программ возрождения народной  художественной культуры, возникновение авторских фольклорных центров, русских национально-культурных центров.

В Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в числе важнейших сфер культурной деятельности – фольклор, обычаи и  обряды, диалекты и говоры, промыслы и ремесла и т.д.

ЮНЕСКО, авторитетная международная организация при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои  национальные советы «Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора».

Актуальным, является изучение региональных традиций народной художественной культуры, организация художественного воспитания в системе дошкольных, образовательных и досуговых учреждений области. Основой для сохранения и развития нашей региональной культуры стало принятие главой администрации области Е.С. Савченко ряда постановлений:

-  «О дополнительных мерах по улучшению, сохранению и развитию традиционной народной культуры области» (1996г.);

-   « О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины» (1999г.);

- «О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества в области» (1999г.)

«Считать одной из важнейших задач в сфере культурной политики области сохранение, возрождение и развитие всех видов и жанров традиционной народной культуры края: песенно-музыкального и хореографического фольклора, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, ремесел, одежды, устного народного творчества, праздников, обрядов, народной этики и эстетики…» Е.С. Савченко

В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа по «Русской народно-духовной культуре» в начальной школе, для приобщения детей к традиционному культурному наследию, где главным  значением  является воспитание патриотических чувств и гордости к русским духовным ценностям.

Эту программу необходимо осуществить, прежде всего, через урок с 1 по 4 класс, так как другой альтернативы уже нет. Утеряна связь сегодняшнего поколения с людьми, почитающих и знающих обычаи и традиции наших предков. Старшее поколение сегодня не может целостно передать все многообразие и уникальность народных традиций. Именно на уроке все дети должны прикоснуться к миру нашей культуры. Урок дает такую возможность это сделать. Здесь не должно быть выбора, потому что культура касается нас всех без исключения, т.к.  все мы – русские.

Возрождение национального духовного менталитета россиян нужно начинать не завтра, а  уже сегодня, чтобы не были потеряны  окончательно наши корни. «Порвав с духовными традициями, мы убиваем в себе человека» (А.В.Кулабухов), а значит и весь народ. Дети младшего возраста еще не потеряли способность к восприятию родной культуры, у старших же идет полное отторжение  этого.

Фольклор на уроке несет не только нравственное оздоровление, но еще и физическое. Уже сегодня имеется результат наблюдений состояния здоровья у детей, занимающихся фольклором, «выгодно отличается в лучшую сторону; рост количества заболеваний нервной, сердечно-сосудистой системы не фиксируется; наблюдается снижение заболеваемости вегето-сосудистой дистонией; школьники болеют простудными заболеваниями значительно меньше;  у учащихся создана положительная эмоциональная тональность - отмечается хорошее настроение, снижение утомляемости и усталости; наблюдается увеличение количества учащихся, успевающих на «5» и «4»…» и т. д. (Е.А.Лобанова «Фольклорная  арт-терапия в современной школе». Образование в современной школе №5/ 06г.)

        И трудно с этим не согласиться. Исторический опыт показывает, что русский человек, отвлекаясь от невзгод, набирался сил в народном творчестве – пел, танцевал, играл;  не впадал в уныние и тем самым смог пережить все трудности.

        Этот предмет должен быть самостоятельным, потому что сама по себе народная культура синкретична и должна предстать перед детьми в полной своей целостности. Песня, танец, музыка, игры должны соединиться в одно действие и стать  праздником. А чтобы восприятие было полноценным и гармоничным необходима окружающая ребенка атмосфера – мир народного быта.  Класс в виде русской избы создается не только взрослыми, но и самими детьми. Играть в «домики»- любимая игра малышей.

 Разделить народную культуру на отдельные части и интегрировать их в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства  и труда сведет, на нет восприятие самой культуры. Уроки народной культуры не могут проводиться, как все остальные, изучаемые предметы в начальных классах. Здесь нужен особенный подход, чтобы дети могли воспринимать мир фольклора во всем его многообразии. Главный принцип уроков – естественность и непринужденность. Нужно создать такую естественную атмосферу и обстановку, где бы ребенок реально погружался  во времена наших предков и не чувствовал никакой фальшивости. Чтобы достичь непринужденности на уроке, нужно сделать его ярким,  развлекательным,  чтобы стало это для детей праздником. Поэтому нужно избегать однообразия и монотонности. В этом поможет комбинированный подход, когда учащиеся найдут каждый свою деятельность по своим способностям и интересам.         И вся эта деятельность соединится в целостную картину народной жизни на уроке.

        Кроме перечисленных выше отличительных особенностей курса есть еще и:

- упор не на умственную деятельность ребенка, а на эмоционально-деятельную. Играя, двигаясь, общаясь, друг с другом, ребенок  познает нашу культуру через радость, веселье, шутки, эмоциональные переживания.

-   приоритет воспитательных задач  над образовательными        

-   отсутствие оценок

Главное здесь пробудить интерес и любовь к своей исконной культуре, гордость за свою страну и свой народ именно эти дети смогут продолжить традиции наших  дедов и прадедов.

        Чтобы эти особенности были осуществлены, программа должна быть гибкой, комбинированной, чтобы ребенок имел выбор и мог раскрыть свои способности и душу. Нельзя курс «Русской народно-духовной культуры» ставить в жесткие рамки, должна быть некоторая свобода и творческая раскрепощенность, что соответствует духу самой народной культуры.

        Полезным и интересным является опыт работы фольклорной студии «Русская сторонка» учителя музыки школы №14, г. Мончегорска Мурманской области Е.А. Лобановой. Кроме обычных задач: образовательных, воспитательных, развивающих ставятся здоровьесберегающие задачи - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок через радость, удовольствие, чем и будет повышаться эмоциональная стабильность. Что очень важно для современной школы, где сегодня сильна перегрузка у детей, вызванная умственной деятельностью и общей напряженностью, связанной с получением знаний,  оценок, результатов. Даже уроки физкультуры, музыки, православия не могут добиться того, что  достигнуто в студии «Русская сторонка». Здесь не только добились значительного улучшения состояния здоровья детей, о чем было уже указано выше, но и давно поняли благоприятное воздействие на организм «русского музыкального фольклора с целью излечения душевных недугов и расширения границ самопознания». Руководитель студии убеждена «фольклор увлекает в свое собственное пространство и оттуда позволяет увидеть жизнь совсем иначе – чище, чем она порой есть, возвышенней, целостней. Дети связывают с песнями свою радость и начинают петь их не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поет душа». Поэтому студия «Русская сторонка» принимает всех желающих детей, независимо от их музыкальных способностей, так как главная цель работы студии – духовное развитие личности ребенка. Очень важно отметить, что в студии создана среда общения для освоения народного музыкального искусства во всем многообразии его видов, которая содействует  целостному оптимистическому мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, народном орнаменте, народной поэзии, в играх и обрядах, в родной музыке - «деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании  русских народных песен». В студии проводятся нетрадиционные формы уроков: урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие, где играет значительную роль «терапия русским костюмом».

        Опыт работы фольклорной студии «Русская сторонка» обобщен на областных и региональных научно-практических конференциях, отражен в научно-методических журналах «Образование в современной школе» (2003,№10; 2004,№11), «музыка в школе» (2004,№2). «Народное творчество» (2005,№3), в «Учительской газете» (2004, 23 марта), методической газете для учителей «Здоровье детей» (2005,№6).

        Из всего этого можно сделать некоторые выводы. Занятия в студии носят ограничительный характер, далеко не все дети могут заниматься музыкальным фольклором, но приобщаться к русской народной культуре должны все. Это можно сделать только через уроки, которые нужно вводить с 1 по 4 классы. Чтобы уроки проходили с пользой, нужен вариантно-комбинированный подход  их проведения, а также необходимы не только внутренняя среда (эмоциональная атмосфера народного духа), но и внешняя обстановка, отражающая мир быта наших предков через визуальное восприятие. Создание целостного мира, очень похожего на жизнь наших предков заложит  условия для его успешного восприятия.

        Единственная  программа по развитию русской традиционной народной культуры в школьных учреждениях являлся факультативный курс «Введение в народоведение» автора М.Ю.Новицкой, которая, к сожалению, не прижилась и была отменена. Эта программа ставила  банальную задачу, чтобы дети знали свою культуру. Важнейшая цель – воспитательная, через нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры прививается осознанное патриотическое чувство, основанное на понимании духовных ценностей, рожденных веками. Главный принцип построения этого курса –  самостоятельность предмета – «народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности. Это значит, что разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе преподавания этой дисциплины, как органические составные части единого целого – народной исторической памяти, народного самопознания».

        Конкретная цель курса состояла не просто в получении знаний,  а осмысления явлений народной культуры как нравственных и эстетических ценностей. «Ценность же  -нравственную, эстетическую – нельзя освоить, т. е. сделать своей, не пережив ее эмоционально, в форме единичного, важного лично для тебя». Именно поэтому здесь говорится не об изучении, а об освоении народной культуры и главный подход должен быть эмоционально-деятельный, где появляется возможность варьирования. По мнению автора, народная культура не должна быть представлена разрозненными фактами поверхностных развлечений, а соответствовать логике и закономерности реальных жизненных и исторических процессов, через радостное, благотворное, тревожащее воображение ребенка, открывая красоту и добро, заключенных в образе традиционного дома, семьи, круга событий.

        Важный вывод автора: «Выполнение вышеуказанных принципов реализации курса позволит избежать стандартизации и унификации в работе учителя – тех извечных бед, которые часто губят любое благое начинание. Для освоения же глубины традиционной народной культуры стандартизация и унификация противопоказаны вдвойне: ведь эта глубина не ушедшего прошлого, а живой народной души, а значит, духовного богатства нашего настоящего и будущего».

Идея программы

Главный смысл и идея введения предмета «Русская народно-духовная культура» - ВОЗРОЖДЕНИЕ русской народной культуры. Нужно начинать с нуля. Главное, чтобы дети смогли воспринять и  приобщиться к исконным корням, чтобы они поняли насколько богато наше наследие. Это богатство перед ребенком должно предстать ярко и полно. Тогда только может быть надежда на возрождение.

                                                   Цели и задачи

 Цель - нравственно – эстетическое развитие детей, т.е. привитие детям духовной красоты через радостное восприятие мира жизни русского народа. Основное направление  работы – воспитательное: пробуждение интереса к своей культуре и любви к своей земле, к своему народу.

 Образовательная задача – ознакомление с традициями, обрядами, праздниками, произведениями русского фольклора, с историческими условиями жизни русского человека (для этого в программе отводится специально графа «Исторический экскурс»).

Развивающая задача -  развитие художественно – эстетического вкуса через красоту народной культуры.

Важнейшей задачей курса является здоровьесберегающая задача. Снятие общего умственного и нервно-психического напряжения. Повышение эмоциональной стабильности. Эта задача может быть решена сама по себе, если ребенок получит радость и удовольствие от уроков.

Структура программы. Принципы ее построения.

Содержание материала и внутренняя его организация построены (и будут раскрыты, как цельная система миропонимания, выработанная нашими предками) по трем основным параметрам человеческой жизни: «Человек и его взаимоотношения с природой», «Человек и его семья», «Человек и историческое духовное наследие». По этим трем проблемам, трем вечным вопросам, на который ищет ответ каждая эпоха, каждый народ, каждый человек, распределится и основной материал. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; духовное наследие, отражающая разные этапы в жизни нашего народа. В центре каждой из трех стоит человек: именно с этой позиции нужно увидеть природу, семью, историю народа, как условие, в котором складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая конкретная личность. Непосредственно в конкретных трех программах курса – «Человек и природа в народной культуре», «Человек и семья в народной культуре», «Человек и родная земля в народной культуре» - обозначенные названия проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

Важнейший принцип курса: развитие проектных способностей ребенка, как результат каждого года обучения. Знания о прошлом, осмысленные с позиций настоящего, должны привести к конструированию идеала, который детям хотелось бы осуществить в будущем. Это идеал отношения ребенка к природе, к семье, к народу, родной земле, миру.

От язычества к православию – путь, который дети должны пройти за четыре года обучения и усвоить нравственный и духовный потенциал, выработанный веками нашими предками.

 

Программа 1 класса является пропедевтической, т.е. в ней предлагается предварительное ознакомление с миром детского фольклора. Мир детского фольклора – это все произведения, которые вошли в речевой и разговорный обиход детей. Все многообразие  детского фольклора располагается так.

  1. Детские годы: колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, прибаутки, небылицы, страшилки, считалки, игры, загадки, сказки.
  2. Бытовой детский фольклор.
  3. Календарный фольклор.
  4. Магический фольклор.
  5. Игровой фольклор.
  6. Потешный фольклор.

Программа 1 класса содержит два основных раздела: «Устное народное творчество», «Народная хореография, песня, инструментальная музыка, художественное творчество». В 1 разделе «Устное народное творчество»  показать глубокий смысл сказок, пословиц, колыбельных песен, пестушек, потешек, закличек и др., чтобы дети прониклись, оценили мудрость и опыт бесчисленных поколений наших предков, лучшие черты и качества характера русского человека   (трудолюбие, доброту, мужество, великодушие, любовь к ближнему, родному дому, своей земле, Отечеству).

Во 2 разделе дети должны почувствовать теплоту и лиричность русских песен; освоить элементы народной хореографии (основные положения рук, ног, виды шага, русский поклон и др.), освоение движений и фигур хоровода (круг, круг в круге, стенка и т. д.); ознакомиться с игрой на народных инструментах (ложки, трещетки, бубен, свистульки и др.); знакомство с традиционными игрушками, орнаментом, цветом, одеждой.

Занятия по программе второго класса построены на освоении мировоззренческой проблемы «Единства годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем миром, в котором они живут. Дети узнают, что именно обряды календарно-земледельческого круга дают представление не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе древних восточных славян, но и об их мировоззрении, верований, мифологических представлениях, связанных  поклонению солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.

 В процессе обучения во втором классе дети должны освоить народный календарь, как энциклопедию народной эстетики, собрание непреходящих народных ценностей; понять, что календарный обряд есть неотъемлемая часть народного празднества, связанного с  хозяйственной деятельностью и приуроченный временам года. Поэтому программа разделена на 4 раздела – четыре временных периода: зимних, весенних, летних, осенних обрядов и праздников, вобравших в себя огромное множество народных обычаев и примет. Показать органическую и историческую обусловленность, слияния дохристианского и христианского начал в русской народной культуре.

  Программа 3 класса  построена на освоении философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах: свадьба, как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности.

Природная среда и жизнь крестьянской семьи, его уклад повторяет природные ритмы, представляющие собой ансамблевость предметно-пространственной среды (жилище, интерьер, костюм, бытовая утварь). Такой синтез природного и народного искусства можно рассматривать как основной источник эстетических переживаний. Окружая себя вещами-образами, уподобляя их живому, тем самым, осваивая мир, человек, как бы входил в духовный контакт с вещью.

Показать детям, что семейно-бытовые обряды со временем укрепились в сознании народа, как необходимый ритуал. Передать определенное настроение в исполнении ритуальных песен переживание, соответствующее моменту обряда.

Программа 3 класса содержит три раздела: «Мир старинного дома», «Мир старинного лада», «Мир традиционной народной одежды».

В 4 классе внимание сосредоточено на «Мире православных праздников и народных традиций». После принятия христианства в народной жизни произошли серьезные перемены. Христианские праздники и обряды вытесняли старую веру, старых богов. Однако язычество удерживалось в жизни народа, и люди продолжали верить в чародейную силу природы, соединяя свои мифы и сказания с новыми христианскими представлениями.

Синтез языческого и христианского произошел в слове, в песне, в обряде и немыслимо разъединение уже сложившегося в культуре целого. При изучении православных праздников и обрядов ставится задача приобщения детей к христианской вере. Развить убеждение в действенности духовности, внутренней чистоты помыслов человека. Показать, что идеал человека в православии – это интраверт (внутреннее, духовное, моральное и мистическое объяснение фактам жизни – духовное деяние, стремление к одухотворению); православие обусловило духовное единство русского народа, и в его условиях доброжелательные отношения стали нормой всего русского общества – традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве. Дети должны получить уроки добра и любви, через атмосферу христианской семьи и объединиться  в любви к Богу.

Русскую народную культуру в современном понимании невозможно представить не только без традиционных промыслов и ремесел, фольклорных праздников, календарных обрядов, но и без православия.

Специфика курса. Методические рекомендации.

Специфика курса «Русская народно-духовная культура» состоит в том, что предмет сам по себе необычный, совершенно непохожий на все остальные предметы. И задачи здесь тоже необычные - не только научить элементам народного пения, хореографии, игре, навыкам изобразительно-прикладного искусства, но и  привить любовь к своей исконной культуре, научить понимать народные мировоззрение и психологию. Для этого ребенок должен понять определенную систему художественных средств народного искусства и единые философско-психологические, мифопоэтические истоки глубокой древности. И поэтому формы проведения занятий, приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса также должны быть другими, чем на обычных уроках – они должны быть максимально приближены к содержанию  урока, т.е. к самой народной культуре.  Поэтому народные и православные праздники, народные забавы и игры, где раскрывалась русская душа, должны органически и естественно влиться в содержание урока, чтобы дети почувствовали весь колорит народного творчества. А так же, учитывая, что это младший школьный возраст особенно актуальны способы передачи своего отношения к полученной информации через движение, активное практическое действие, игру как реализацию полученных знаний, рисунок. Значит здесь нужны  нетрадиционные формы уроков (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-спектакль, урок-путешествие и т.д.), создать радостную атмосферу восприятия ребенком развлекательного, разнообразного, эстетически-оформленного в народном стиле урока. Только в этом случае можно ожидать положительного результата.

Главным итогом изучения курса «Русская народно-духовная культура» будет являться физическое и душевное здоровье ребенка, что сегодня очень необходимо.


Учебно-тематический план

 «Мир детского фольклора»

1-й год обучения (144ч)

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Дата проведения

Исторический экскурс, основные вопросы

Виды деятельности

1

2

3

4

5

  1. Введение

1

Предмет, задачи, цели курса. Многообразие детского фольклора

Введение в учебный курс. Русская народная культура как часть мировой культуры. Особенности детского фольклора. Жанры детского фольклора.

Беседа, презентация «С любовью к

родному краю»

  1. Устное народное творчество

«Игровой фольклор»

1

Считалки, игровые припевки, приговорки

Старинные русские игры. Порядок русской игры

игра

3

Горелки, жмурки, пятнашки

Древняя распространенная российская игра.

игра

1

Дрема, коршун, мак

Особенности игры с пением

игра

«Потешный фольклор»

1

Поддевки, дразнилки, небылицы

Своеобразие умственной игры. Высмеивание недостатков и их исправление.

игра

1

Прибаутки, перевертыши, скороговорки

Словесные забавы. Русская смеховая культура.

игра

1

Сказки-страшилки

Мистика и общение

инсценировка

1

Частушка

Особенности коротких песенок шутливого характера. Виды частушек.

Пение-хореография

«Магический фольклор»

2

Заклички, приметы, заговоры

Магические обряды.  

Игра-инсценировка

2

Символы, божества

Культ предков. Символика

Игра-инсценировка

«Календарный фольклор»

3

Колядки, веснянки

Русские календарные обряды и праздники.

Игра-инсценировка

«Обряд рождения и детства»

1

крестильный

Обряд крещения

Игра-инсценировка

2

Колыбельные песни, пестушки, потешки

Жанры фольклора раннего детства

Игра-инсценировка

  1. «Народная хореография, песня, инструментальная музыка, художественное творчество»

«Танцевально-песенный фольклор и инструментальная музыка фольклорной традиции»

2

Народный хоровод

Сезонные карагоды земледельческого календаря. Хореография плясового характера. Движение по кругу.

Танец-игра

2

Народная песня

Особенности русской народной песни

Песня-игра

2

Народные инструменты

Основные виды народных инструментов

Игра в оркестре

«Художественное народное творчество»

1

Народная игрушка

Виды древних игрушек. Типичные элементы игрушек

Игра-изготовление

1

Народные куклы

Древняя традиция изготовления. Кукла-закрутка для детей «Куватка», «Зайчик».

Игра-изготовление

2

Народная детская одежда

Традиционная детская одежда. Рубаха. Платок. Детали детской одежды.

Игра-изготовление

2

Орнамент

Тайна древнего узора

Понятие орнамента, его виды. Истоки художественной символики орнамента.

Игра-изготовление

2

Народные украшения

Элементы костюма. Смысл ношения украшений.

Игра-изготовление

4. Заключение.

1

Детский фольклор

Детский фольклор, как особый вид  народного творчества. Систематизация детского фольклора и переход в мир обрядов календарно-земледельческого круга.

Урок-беседа

Библиография

Андреева Р.В., Будаков В.В. Славянский мир.- Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001.

Александрова Л. Народный календарь.- Москва., 2005.

Агаева И.В.,Згинникова М.И. Тайны старинного ремесла.- Белгород. 2007

Ботова С.И., Приставкина Т.А. Рукотворная краса земли Белгородской.- Белгород, 2000.

Веретенников И.И. Южнорусские карагоды.- Белгород, 1993.

Громова И.А. Православные и народные праздники.- М., 2005.

Грошев В.Д. Календарь российского земледельца.- Москва., 1991.

Жук Л.И. Фольклорные посиделки.- Минск, 2008.

Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины.- Белгород, облтипография, 2000.

Ионов И.Н. Российская цивилизация.- М. 1995.

Костанян Н.Н. Русская народная словесность.- М., 1994.

Кулабухов А.В., Солодникова Н.В. Прекрасна ты моя сторонка.- Белгород, 2004

Калинина Г, Стромынский Г. Энциклопедия православной жизни.- Тула. 2009

Кичигин В.П. Народная культура Юга России.-Белгород. 2000

Михеева Л., Короткова М. Русские традиции и праздники.- Москва. 2007

Образование в современной школе №5. 2006.

Образование в современной школе №8. 2008.

Русские народные песни.- М.,1988.

Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов.- Москва., 1991.

Чуприна Н.Т. Традиционная народная культура России.- Белгород.2007.

Шатерникова Н.И., Кравченко О.А. Мифология народного быта.- Белгород, 2006.

Шатерникова Н.И. Белгородский государственный музей народной культуры. – Белгород, 2006.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры.- Москва 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Русская словесность и культура русского народа"

   Цель программы – формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, ч...

Русская народно-духовная культура

рабочая программа по фольклору 1-4 классы...

«Детские пасхальные игры» - конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»

Конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура»  комплексной образовательной программы «Живая вода»...

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов...