Самоанализ
материал на тему

Каюмова Елена Валерьевна

Формирование общеучебных умений самоорганизаций учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»                                                        Составленный Каюмовой Еленой Валерьевной, учителем начальных классов МБОУ « СОШ № 4», города Чистополь, Республики Татарстан                                                Тема работы учителя: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»                Цель: повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.                                                        Задачи: 

- формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; 
- развивать  общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; 
- формировать компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;                                                                                  - приобщать к поисковой и творческой деятельности учащихся;                                   создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке.                                                Я, Каюмова Елена Валерьевна, 1971 года рождения, работаю в МБОУ СОШ  учителем начальных классов. Педагогический стаж 21 год. В 2004 году закончила Татарский государственный гуманитарный институт, специальность по диплому  «Учитель начальных классов». Имею первую квалификационную категорию. Последнюю аттестацию проходила в 2010 году.                                                                                                                В данной школе работаю с 2003 года. В настоящее время работаю в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО. Определяя свою педагогическую деятельность, я исхожу из того, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления и самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Проработав 21 год в начальной школе, владею методикой начального обучения, обладаю прочными знаниями нормативно – правовой базы учебно-воспитательного процесса. Знаю возрастные психические особенности развития ребенка, понимаю значимость профессии учителя начальных классов в современных экономических условиях. Изучив нормативно – правовые документы, разные направления современной педагогики, считаю в своей работе главным развивать и воспитывать такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу относятся: трудолюбие, ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Цель моей педагогической деятельности: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся.                                                                                 Таким образом, приоритетной целью в своей работе считаю развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эту общую цель ставлю на каждом этапе обучения.                                                        Зная способности каждого ребенка, в обучении сочетаю коллективные формы работы с индивидуальными, с опорой на дифференциацию. Большое место на уроках занимает самостоятельная работа. Я убеждена в том, что только тогда у учащихся развиваются пытливость, логическое мышление и культура умственного труда, когда они умеют самостоятельно выполнять различные задания. Считаю, что разнообразие видов учебной деятельности, дифференцированный подход к нагрузке детей, атмосфера доброжелательности, отношения сотрудничества между учителем и учениками, учёт особенностей каждого ребёнка позволяет ученикам чувствовать себя личностью.                                                                                        Двенадцать лет  работала по учебно-методическому комплекту «Школа 2100» допущенный и рекомендованный Министерством образования РФ. С 1 сентября 2010года работаю в рамах реализации ФГОС НОО. Данная система отвечает концепции развития школы и уровню подготовки учащихся, здоровьесберегающим, информационно – коммуникационным и другим современным технологиям. Преподавание предметов, которое я осуществляю, построено на использовании таких образовательных технологий и методик, как игровые, ИКТ, проблемно-диалогические, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, технологии оценивания учебных достижений. Продумывая каждый этап урока, использую различные формы и методы работы.                                                                Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы построения обучения, на уроках включаю дидактические игры как одно из средств реализации программных задач, занимательный материал: загадки, задачи – шутки, головоломки, логические игры, сказки, проблемные ситуации и т.д.                                                                                 Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал.                         Урок в начальной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе я использую такие нестандартные формы уроков, как урок – игра, урок – турнир, урок – исследование, урок – путешествие, урок – сказка, и другие. Именно нетрадиционные уроки позволяют поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать интерес к предмету сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках.                                                                В учебный процесс широко внедряю ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Это обосновано следующими факторами:

  • Красочность и наглядность информации
  • Эстетичность подачи материала
  • Расширение горизонта получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий
  • Экономия времени урока
  • Возможность разнообразия подачи информации
  • Удобства размножения раздаточного материала

Применяя новые информационные технологии, я пришла к выводу:

* Облегчается процесс контроля и оценки знаний

* Активизируется познавательная деятельность учащихся

* Легко осуществляется дифференцированный подход в обучении

* Повышается интерес к учению

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, презентации с использованием программы Power Point;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (рабочие программы, поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, к урокам литературного чтения и окружающего мира.

Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Опыт применения данной технологии позволил:

- повысить эффективность обучения;

- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся. Образовательная система «Школа 2100» пропагандирующая принцип «минимакса», позволяет реализовать данную технологию в полной мере.                Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, релаксационных, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Динамические паузы основываю на методе двигательной коррекции, который изучив, внедряю в свою систему работы. Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучаю:

  • Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии
  • Игровые оздоровительные технологии
  • Весёлые физминутки на уроках
  • Метод двигательной коррекции.
  • Дыхательная гимнастика
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Релаксационная гимнастика.

Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности, используя технологию оценивания учебных достижений.

Основные задачи данной технологии:

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Одним из правил технологии оценивания учебных достижений является то, что оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой. В первом классе введена безотметочная, но не безоценочная система обучения. Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая с другим. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Для себя провожу мониторинг индивидуальных наблюдений каждого ребенка, оценивая по уровням: высокий, средний, низкий. Мои малыши учатся оценивают себя сами:  в тетрадях, прописях (за определённый вид работы).                                        Используя, проблемно-диалогическую технологию на уроках, я сначала посредством диалога помогаю ученикам выделить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, сообщаю тему с мотивирующим приемом). Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.        Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания учащимися. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.                                Используемая мною на уроках «литературного чтения» технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в программе «Школа 2100», предполагает использование таких приемов как, комментированное чтение и диалог с автором через текст.                                                 Всегда помню, что параллельно с применением новых информационных технологий, нужно использовать в работе и такие разнообразные приемы и методы, как рассказ, беседа, практикум, что способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.                                                                                                         В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир, прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности.                                                                        Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Пока моим первоклассникам  трудно самостоятельно сформулировать выводы из-за несформированности математической речи, но в результате кропотливой работы, ребята с этим успешно справятся. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. Это ещё одно направление в моей педагогической деятельности, в котором предстоит работать в следующие годы.                                                                Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.                                                                                                        В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий, важное значение придаю алгоритмизации. Все объяснения даю в виде чётко сформулированной последовательности шагов.                                                                                Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Процесс нахождения решения задачи может быть алгоритмизирован лишь частично, так как он, как правило, содержит этап нестандартных эвристических действий. Но частичная алгоритмизация приводит к формированию общего умения решать задачи. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.                                                 Основная цель уроков математики – выработать у детей основы математической культуры, включающие в себя как прочные и осознанные вычислительные умения и навыки, так и достаточно высокий уровень логического мышления, пространственного воображения                 На уроках математики использую мультимедийный учебники «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. «Уроки Кирилла и Мефодия. Занимательные приключения» и « Лесная математика и Занимательное хозяйство», которые помогают развить математические способности, учат решать задачи. Диск «Я считаю лучше всех» помогает освоить умножение и деление, таблицу умножения и деление с остатком. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

На уроках русского языка стараюсь развивать у учащихся орфографическую зоркость. В разработанной мною системе заданий представлены упражнения, развивающие фонематический слух, упражнения для ознакомления с понятием «орфограмма» и её опознавательными признаками, словообразовательные упражнения, помогающие усвоить словарное богатство русского языка. Дети учатся с большим желанием и интересом. Как результат - хороший показатель качества знаний по русскому языку. На уроках русского языка использую мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык», который включает анимированные интерактивные тренажеры по различным темам. Учебный материал уроков представлен в игровой форме. Уроки окружающего мира провожу в доступной форме, используя различные методы и формы работы, учу анализировать, раскрывать взаимосвязи в природе, прививаю бережное отношение ко всему окружающему. Большое место на уроках отвожу опытам, наблюдениям, экскурсиям. Большинство уроков проходят с применением ИКТ, что позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей, поэтому на своих уроках стараюсь его использовать. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребенка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше.                 По предмету «Окружающий мир» использую диски «Природа России», «Мир природы», «Природа и человек», «Большая детская энциклопедия», «Времена года». Благодаря наглядным анимациям, динамическим рисункам, схемам и таблицам ребенок учится понимать таинственные законы природы.                                                                                        Готовые мультимедийные презентации по различным темам и предметам беру на сайтах:

http://www.uroki.net

http://www.uchportal.ru

http://www.zavuch.info

http://viki.rdf.ru

http://www.rusedu.ru

http://it-n.ru

http://numi.ru

http://nsc.1.september.ru/urok/

http://www.school 2100.ru

Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Несколько лет назад я освоила эту компьютерную программу. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.                                                                Применение новых технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся, использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.                                                                                                Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моих классов не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, оценивать свою деятельность.                        Слабая сторона моей организации учебно-воспитательной работы заключается в том, что ребята мало принимают участие в предметных и межпредметных конкурсах, олимпиадах. В дальнейшем планирую усилить работу в этом направлении.                                        Параллельно с образовательными задачами, большое внимание уделяю воспитательной работе. В проведение внеклассных мероприятий стараюсь вовлечь весь класс. Большое количество мероприятий было проведено с помощью и непосредственным участием родителей. Ведь не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Многие из них заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии, другие ведут аморальный образ жизни. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер и просто улицу. Вот и вырастают эти дети - одни сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми, завистливыми и жестокими, другие прямо противоположны по уровню жизни, но такие же агрессивные. Поэтому работа с семьей – одна из главных задач школы.                                                                Много интересных встреч и праздников, познавательных игр и конкурсов проводится в классе. И всегда вместе с нами – родители, которые помогают в оформлении класса, изготовлении костюмов.                                                                                        Взаимодействие с родителями учащихся, их непосредственное включение в учебно-воспитательный процесс позволило сплотить классный коллектив.                                        Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость свою и каждого.                                                Для выяснения социальной обстановки в классе, уровня воспитанности и тревожности, для составления и коррекции плана воспитательной работы я провожу различные диагностики. С помощью начальной диагностики обобщаются демографические данные учеников, составляется социальный паспорт класса, выявляются познавательные способности и личностные качества. Для этого используются следующие виды:

  • индивидуальные беседы с учащимися;
  • анкетирование родителей на первом родительском собрании;
  • посещение некоторых семей на дому;
  • изучение уровня воспитанности учащихся;
  • изучение уровня школьной тревожности.

Ребята моих классов принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, где занимают призовые места.                                                                                         4 класс выпустился в среднюю школу практически сформированным коллективом, со своими законами, правилами жизни. 1 класс – коллектив находится ещё в фазе развития, и я надеюсь, что при выходе из начальной школы классный коллектив будет соответствовать таким требованиям как:

  • хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;
  • каждый член живет интересами школы, болеет и переживает за ее дела, успехи или неудачи;
  • все имеют возможность участвовать в управлении школой и защищать ее честь;
  • подавляющее большинство сопричастно с делом школы, ведь любить и ценить можно то, что ты создал и к чему приложил руку, голову;
  • обязательность для мероприятий, в которых участвует вся школа, дел, которые бы объединяли всех. Основные условия моего общения со всеми учащимися, это: уважение, доверие. Подводя итог работы за 5 лет, я могу сказать, что сталкиваюсь с такими трудностями в работе, как низкий уровень развития учащихся, организация работы с родителями, работа с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы. Однако, анализ проведённой работы, поддержка коллектива, доверие родителей, вера в свои силы и в ребёнка, желание работать, вселяют надежду в то, что организация учебно-воспитательной деятельности в дальнейшем будет более плодотворно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....

Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"

Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...

Самоанализ на 1 категорию

Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...