социализация младших школьников на уроках
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Как добиться доброжелательного климата в классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Поэтому определяются следующие направления развития ребенка в школе, как личности и субъекта деятельности: это развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Я  работаю   по развивающей системе «Начальная школа 21 века». Данная система обучения решает все задачи образования (в том числе и задачи социализации). «Виноградовская» система - это не только знания, но и развитие созидательных, познавательных способностей, самостоятельности и инициативности, т.е. развитие интеллектуальных способностей, воли и чувств. Данная система создает такую атмосферу, которая снимает внутреннее напряжение, раскрепощает детей - они не боятся высказывать свое мнение; эта система соответствует природе ребенка, его стремлению к самоутверждению и общительности, а общение помогает социализации.

На уроках дети имеют широкий диапазон заданий для выбора в соответствии со своими вкусами и возможностями. Свобода существует и в способах выполнения, и в формах отчетности. Исключая шаблонный подход, не практикую предварительных обсуждений, не даю определенного плана ответа. Поэтому, например, сочинения ребят получаются сугубо индивидуальными.

Процессу социализации помогают также способы получения информации по определенным вопросам. По многим предметам и темам даётся учащимся задание добыть информацию к теме предстоящего урока. И начинается увлекательная для ребят работа: они копаются в словарях, справочниках, энциклопедиях и других печатных изданиях, расспрашивают родителей, знакомых, товарищей, проводят наблюдения и опыты и т.д.

Проще всего реализовать социализацию учащихся на уроках ОЗОЖ и Детской риторики. На этих занятиях ребята закрепляют  основные формулы речевого этикета, адекватных ситуаций речи, культура диалога, речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения в споре.

На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. В литературном чтении я часто использую такой метод как ресурсный круг. Мы вспомним правила общения в ресурсном круге:

1.Высказывается каждый участник круга;

2.Ответив, мы передаем слово сидящему справа;

3.Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;

4.Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна)».

На уроках математики дети имеют широкий диапазон заданий для выбора в соответствии со своими вкусами и возможностями. Свобода существует и в способах выполнения.

В результате  в классе появляются такие правила:

  • умей слушать других;
  • не перебивай, выслушай;
  • мы обращаемся друг к другу по именам;
  • мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать;
  • больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей;
  • делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями;
  • учись терпению: поссорился - помирись;
  • если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.

Таким образом, формируются коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:

  • умение спрашивать;
  • умение управлять голосом;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.
  • умение принимать решение, делать ответственный выбор;
  • готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение анализировать ситуацию;
  • умение понимать себя, свои потребности и стремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
  • умение относиться с уважением к окружающим людям, быть терпимым, подчиняться законам дружбы;
  • умение отстаивать свою позицию корректными способами;
  • ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.

Я думаю, что все эти способы применяют все учителя. И все мы понимаем, чтобы урок прошёл удачно  нужно провести соответственный настрой на урок. Приведу несколько примеров.

Я тебе желаю добра! 
Я себе желаю добра! 
Мы желаем друг другу добра! 
Если тебе будет трудно 
Я на помощь к тебе приду! 

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь. 

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: 
Я желаю тебе добра; 
Если тебе будет трудно, я помогу. 

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, 
Выходя поутру из ворот. 
Понимаешь, у каждого в жизни 
Очень много бед и забот. 
Разве любы нам хмурые лица 
Или чья-то сердитая речь? 
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь. 

-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. 


-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. 

Таким образом, при рассмотрении социализации как педагогического явления оказывается значимой не только всё многообразие социальных воздействий на личность ребёнка, но и её реакции на эти воздействия. Тот социальный опыт, который складывается у ребёнка при проведении уроков классных часов, внеклассных мероприятий поможет ему в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.

  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящи...

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

Социализация младшего школьника на уроках физической культуры

Современные дети живут и развиваютсяв совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад....

Доклад на тему: «Особенности социализации младших школьников. Проблемы социализации»

Основной задачей педагога в младших классах является облегчение вхождение ребенка в общность с новыми правилами, где главным процессом является процесс обучения и отчасти труда. В этой связи в р...