Развитие познавательной активности ученика начальных классов
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ирина Васильевна Русских

Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Развитие познавательной активности ученика начальных классов"

Выполнила

Русских Ирина Васильевна

КИРОВ

2012

Содержание

Введение

Глава I.   Дидактические основы   познавательной активности учащихся.

 

    1.1 Сущность понятия «познавательная активность»  учащихся и понятие «активизация обучения» .

     1.2 Уровни познавательной активности учащихся начальных классов

      1.3Принципы активизации познавательной деятельности младших школьников

      1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности.

Глава II.    Пути активизации познавательной деятельности .

 

     2.1Способы развития познавательной  активности   учащихся начальных классов

      2.2 Методы развития познавательной  активности   учащихся начальных классов

      2.3Приемы развития познавательной  активности   учащихся начальных классов

Глава III.    Развитие познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе.

Заключение

Список литературы

Введение

 Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Один из видов активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через применения активных  форм обучения.

Актуальность.  Вопросы развития  познавательной активности младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.

Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Проблема развития познавательной активности  рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.    

Развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время   отражалась  в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского,  Ж.Ж. Руссо , Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского  и др.

 В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).

Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, Д.Б. Элькониным и др.

Большое внимание этой проблеме уделяли в своих работах такие видные педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, В.С. Ильин, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова и др.

Познавательная активность рассматривается всеми как, не как раз и навсегда данное свойство личности, не как врожденное качество, а как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Шамовой Т.И.

В любое время одной из важнейших проблем дидактики являются вечные вопросы: как  активизировать деятельность учащегося на уроке? Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

Цель исследования – изучить методы обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

  1. изучить педагогическую и психологическую литературу, проанализировать методическую литературу и сделать соответствующие выводы о путях и средствах повышения познавательной активности у учащихся младших классов;
  2. определить содержание, уточнить сущность развития познавательной активности младшего школьника;
  3. раскрыть содержание методов, направленных на развитие познавательной активности.

Объект исследования  познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования познавательной активности младших школьников.

Проблема – каковы условия формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Развитие познавательной активности у учащихся начальных классов способствует повышению эффективности и качества учебного процесса.

    Методы исследования:

Теоретические – анализ литературы, моделирование, синтез.

Глава I.   Дидактические основы   познавательной активности учащихся.

  1. Сущность понятий «познавательная активность»  учащихся и   «активизация обучения»

Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста.

Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев   и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Т.И. Шамова пишет: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей".

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Она отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

В связи с этим интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.

 Другая группа ученых  понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет "познавательную активность" как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности "познавательная активность" становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

 Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения" .

 Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

 Поиск эффективных путей, которые  повышают  качество усвоения учебного материала, характерен и для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.

 Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного процесса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

 Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

Необходимо построить процесс обучения так, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой. Мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.

Учение закладывает основы познавательной активности, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса.

Познавательная активность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

1.2 Уровни познавательной активности учащихся начальных классов

           К показателям познавательной активности можно отнести стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и др.

Степень включённости в учебный процесс и проявления познавательной активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель от нулевого до самого высокого.

Нулевой уровень активности. Учащиеся с таким уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, не имеют высоких оценок, часто изначально лишены желания учиться. Они не могут быстро включиться в работу, хотя способны постепенно повышать свою активность. Таким детям не следует предлагать учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; требовать немедленных ответов, прерывать; во время ответа задавать им неожиданные, а тем более каверзные вопросы. После перемены они медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную работу.

         Ситуативный уровень активности. Учащиеся этого уровня зависят от эмоциональных воздействий. Их привлекает новизна занятия, определённая лёгкость в достижении результата, необычность приёмов преподавания. Во время урока такие ученики легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к занятиям. Им необходима поддержка их эмоциональной активности, переключение её на интеллектуальную и волевую сферы. Именно эта группа, как никакая другая, нуждается в умении использовать план ответа, алгоритмы, опираться на опорные сигналы и пр.

Исполнительский уровень активности. Учащиеся с таким уровнем, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, предлагаемые педагогом. Именно на них опирается учитель при изучении новой темы. Их отличают стабильность и постоянство, они не берут наскоком, их знания отличаются прочностью и основательностью. Однако, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят более слабым учащимися, эти ученики начинают скучать на уроке. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Им можно предлагать проблемные, поисковые и эвристические ситуации, включать в самые различные дискуссии: “круглый стол”, мозговой штурм, мозговая атака и др.

Творческий уровень активности. Ученикам этого уровня целесообразно ставить поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и пытаются найти новые средства решения различных проблем.

Щукина Г.И. называет эти уровни репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий. Шамова Т.И. различает уровни: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

Таким образом, активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности младших школьников

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно  применить, прикладывая к собственной практике. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.

1. Принцип проблемности

Прежде всего,  в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач  или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенности применения данного принципа требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.

        2. Принцип взаимообучения

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга,  обмениваясь  

знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы  из своих и  чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

3.Принцип индивидуализации

         Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по  возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

4. Принцип самообучения

          Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.  

5. Принцип мотивации

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации  учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Таким образом, принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

      1.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности.

           В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

 Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходиться встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.    

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и  является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, программированные задания, тесты.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование  между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса  - необходимое условие познавательной деятельности.

Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что познавательная  активность – это  меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Глава II.     Пути активизации познавательной деятельности .

  2.1 Способы активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
  • использовать дидактические игры и дискуссии;
  • использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

2.2 Методы активизации познавательной деятельности учащихся:

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы

1. Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений, требуют, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся      

впоследствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод проблемного изложения.

Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Но в каждой параллели задачи дифференцируются – более сложные, творческого характера – сильным учащимся, а аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентируется внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Также используются методы устного изложения – рассказ, беседа, описание, объяснение, характеристика.

Наглядные методы

Средствами активизации познавательной деятельности являются наглядные пособия, инструменты (ручки, карандаши, линейки), сигнальные карточки, технические средства обучения, а также само помещение (класс). Класс должен быть оформлен так, чтобы в нем не только было удобно работать учителю, но и вызывал желание у детей находиться и получать знания в нем.

Разнообразив уроки различными видами работ и  используя средства обучения, учитель получает большую активность учащихся на уроке. Очень важно использовать на уроке раздаточный материал. Это способствует лучшему усвоению материала и повышает интерес к предмету.

Немало внимания следует уделять занимательному материалу на уроке: задачи в стихах, загадки, скороговорки, пословицы, крылатые слова, подвижные игры, физкультминутки, рассказы и стихи.

На уроках нужно использовать дидактические материалы: карточки с заданиями, игры. Карточки с заданиями облегчают организацию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на уроке. Дидактический материал направлен на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Он дополняет учебный материал, помогает учителю в работе для достижения поставленных целей.

Учёт и контроль знаний

Помимо сказанного выше, для активизации нужны различные формы оценок учащихся за работу и различные формы проверки их знаний и умений.

Для проверки знаний хорошо использовать карточки с заданиями, как индивидуальные, так и для группы учащихся.

Это может быть урок – игра: дети играют ничего не подозревая, но знают, что их знания помогут им выиграть. Форма оценивания может понравиться детям, если в течение урока они будут зарабатывать кружки или квадратики разного цвета (цвет соответствует правильности ответа).

Дети могут проверять работы поменявшись тетрадями. Учитель должен научить детей уметь оценить устный ответ свой и одноклассника.

Для проверки знаний и оценки можно использовать технические средства обучения.

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

Также в обучении используются  различные приемы управления познавательной деятельностью учащихся.

2.3   Приемы развития познавательной  активности   учащихся начальных классов

Приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в)  прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а)   эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б)  эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод.

3) приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

  прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри;

2) задания  распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые;

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика;

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях. Формирование познавательной активности школьников во внеурочной деятельности достигается в процессе их общения как особого вида взаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.

Таким образом, прочность и действенность результатов обучения, усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.

Глава III. Развитие познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе.

В начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется

личность ребенка, его мировоззрение.  Я считаю, что развитие познавательной активности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний, поэтому  побуждать  учеников выступать не только в роли усваивающего, но и в роли исследующего. Речь идет об умении учителя разбудить мысль ученика, дать ей движение.      

         Так, приступая к изучению новой темы, можно  предложить учащимся  ряд заданий, в процессе выполнения которых, они сами приходят к выводу, осознанно усваивают  материал.

Например:

Тема: Разделительный Ъ   (3 класс)

Тему не объявляется .

Начать урок с повторения знаний о разделительном Ь.

– Расскажите все, что вы знаете о разделительном Ь.

Дети рассказывают.

– В русском языке в качестве разделительного знака используется еще один знак. Попробуйте его угадать.

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост
Ш-ш-ш
Я вам не угрожаю,
Какой я знак изображаю?

/Показываю картинку/

– Разделительный Ъ.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с разделительным Ъ.

– Постарайтесь сами найти ответы на вопросы, записанные на доске:

– Для чего нужен разделительный Ъ?

– Где пишется разделительный Ъ?

Для этого разгадайте два ребуса.

              Сhttp://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif

сели

СЪhttp://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/411574/img1.gif

съели

– Запишите эти два слова. Что они обозначают? Разберите по составу.

– Чем еще различаются эти слова.

– По смыслу, написанию, произношению.

– Что же будет, если мы не напишем разделительный Ъ?

– Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.

– Так для чего же нам нужен разделительный Ъ?

Вывод делают сами дети:

– Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.

Таблица. Читают все.

СЪЁМКА
С
ЪЕДОБНЫЙ
ОБ
ЪЯВЛЕНИЕ
ПОД
ЪЕЗД

Было сели.
Стало съели
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен?
Твердый знак.
Без него писать не сможем

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

Я считаю, что основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя, на уроках в школе. Познавательная деятельность формируется в деятельности, прежде всего в учении.   Работа с младшими школьниками требует учитывать их психофизиологические  особенности. Для этого  необходимо  вводить в урок игры и игровые ситуации. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника.  Всегда легче запомнить то, что интересно. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов. На уроках русского языка можно  использовать: игры, шарады, ребусы. Например:

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход:

Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

ло-ки

кни-ки

хле-цы

реше-ка  

реди-ка

бере-ки

остро-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

морко-ка

ду-ки

фла-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

ли-ки

промока-ка

голу-цы                                                                                          

кали-ка

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Игра «Наборщики».
(Класс – 2 команды.)
На доске записаны слоги:

ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

Игра «Звери спрятались»

Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.  И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось  рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».  Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их! 

 Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.   Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.  

В словарной работе очень эффективна игра «Словесный мяч, или Футбол». Упражнение родилось из известной и популярной игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.

Например, автобус – слово и т.д.

Упражнение усложняется: на предпоследнюю, на вторую, на третью букву и т.д.

Например,

карандаш – апельсин – интерес и т.д.

Портфель – огурец – газета и т.д.

В работе по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую:  

а). Числовые ребусы.

Например, 100Г,  па3от,   100 лб,  3котаж, 3умф, 100рож.

б). Слова наоборот.

Например, пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог, игрё.

С большим интересом дети играют в «Конструктор». 

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

- Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).

По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам». 

Из первого слова  бери первый слог, из второго – второй и так далее.

Радость, задумал, коряга -  РАДУГА

Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА

Занимательный материал способствует активизации деятельности учащихся. Выполняя различные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.

Считаю, что использование всех представленных многообразных  видов  работ, каждый из которых на определенных этапах уроков служит развитию учебных навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету.

Таким образом, перечисленные виды работ на уроках русского языка  в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.  

Заключение

Изучив проблему развития познавательной активности учащихся, можно сделать следующие выводы.

Познавательная активность является основой успешного и эффективного обучения. Развитие познавательной активности происходит в ходе учебной деятельности. Ее развитие зависит от многих факторов: развитой мотивации, творческого сотрудничества с педагогом, внедрения принципов индивидуальной работы с учащимися.

Главным из этих факторов является формирование мотивации к учебной деятельности. Мотивация учебного процесса в свою очередь строится на формировании потребностей к учебной деятельности и на развитии интереса к учебному материалу.

Сформированная мотивация должна поддерживаться правильной организацией учебного процесса. Эта организация во многом зависит от мастерства и таланта педагога. Применение новых педагогических технологий, методов и приемов активизации работы обучающихся на занятиях и вне занятий, использование приемов стимулирования познавательной деятельности, применение систем контроля и оценки знаний, способствование совершенствованию учебных умений и навыков, которыми обладают обучающиеся, соблюдение принципов обучения, учет межпредметных связей - все это оказывает влияние на развитее познавательной активности детей в учебном процессе.

Развитие познавательной активности оказывает влияние на развитие психических познавательных процессов, волевых качеств. Таким образом, познавательная активность при правильной организации учебного процесса должна стать чертой личности школьника и оказывать влияние на его не только интеллектуальное, но и психологическое развитие.

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Список литературы:

     1)  Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

     2) Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

     3)   Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989, №5 с. 10-14

  1.  Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.  “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.
  2. Смолкин А.М. Активные методы обучения.   М:1991.
  3. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988.
  4. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970.
  5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1984.
  6. Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательной активности учеников на уроках и во внеурочное время

Какое значение имеют познавательные потребности для успешности обучения младшего школьника?                 ...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Развитие познавательной активности учащихся начальной школы

В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования   называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образован...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»

Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»...

Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"

Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"....