Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»
материал

Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью».

Лев Николаевич Толстой

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Вопросам ее развития у школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной и др.).

В традиционном обучении учитель является «транслятором», так называемым передатчиком информации, формулирует учебные задачи и сам предлагает варианты ответов на них, и при этом ученик перестает активно мыслить, размышлять, ему ничего не остается, кроме как запоминать материал, повторить его и тренировать навыки путем решения упражнений. Во время такой работы от ребенка не требуется активная, полноценная мыслительная деятельность, которая так необходима для творческого усвоения знаний, вследствие чего через несколько лет ученики становятся безынициативными, пассивными в интеллектуальной сфере, и они не в состоянии самостоятельно выполнить шаги в процессе изучения и усвоения материала. При этом основная задача обучения – научить ребенка учиться, сохранение и развитие познавательной потребности учащихся не выполняется. Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение, особенно в начальной школе.

Рассматривая проблемное обучение с точки зрения умственного развития, можно сказать, что это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования.

Создание проблемных ситуаций – это наиболее благоприятное условие для развития у детей умения преодолевать трудности. Применение проблемных ситуаций на уроках благоприятно влияет на общее развитие учащихся. Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка. Противоречие, возникающее в силу нехватки знаний для решения проблемы, очень просто разрешить, раздобыв новые знания в процессе активной мыслительной деятельности.

С помощью проблемного изложения материала решаются многие педагогические задачи:

  • самостоятельный поиск новой информации;
  • самостоятельная работа с учебником;
  • овладение навыком решения задачи;
  • воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
  • развитие личностных качеств;
  • прочность усвоения знаний, так как путем поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;
  • решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таких способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.

Список использованных источников

1. https://infourok.ru/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-sbornik-problemnyh-situacij-dlya-urokov-matematiki-okruzhayushego-mira-russkogo-yazyka-v-nach-4304959.html

2. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-tehnologii-problemno/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательной активности учеников на уроках и во внеурочное время

Какое значение имеют познавательные потребности для успешности обучения младшего школьника?                 ...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»

Выступление на ШМО «Интерактивные  игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...

Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"

Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"....