внеурочная деятельность
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ховен-оол Тайгана Юрьевна

Внеурочная деятельность "Бусинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_businka.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ТЫВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

667002 Республика Тыва, г. Кызыл ул. Правобережная , 4, тел. 4-01-78, 4-05-45

Рассмотрено

на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 8 г. Кызыла РТ

Протокол № 1

от «11» сентября  2012 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ № 8»

__________/Толстова Т.Г./

«__»____________

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 8»

_____________/Донгак В.В./

Приказ №___

      от «__»_______________

Рабочая программа

По внеурочной деятельности.

Кружок

«Бусинка»

 Класс 1 – 4

(срок реализации 4 года)

                                                                 Составитель:

                                                                                      Ховен-оол Т.Ю. – учитель

                                                                          начальных классов

                                                                      Вторая категория

ПРОГРАММА «БУСИНКА»

(для четырёхлетней начальной школы)

  1. Пояснительная записка

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей младшего школьного возраста, начиная с 7 лет (все программы, просмотренные автором, были разработаны для детей, начиная с 8 лет). В программе впервые спланирована работа по обучению детей такого возраста изготовлению игрушек на проволоке.

Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса на условия строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Это подтверждает особо большой интерес к занятиям по данной программе детей именно 1 класса. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми - «перспективными» - это английский язык, информатика, пение, танцы, теннис и т.п. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.

Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу – низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Задачи программы:

обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром руда взрослых.

развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.

воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Механизм реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-12 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 4-х годичный. Данная программа рассчитана на 4 этапа обучения: I этап – 1-й год обучения, II этап – 2-й год обучения, III этап – 3-й год обучения, IV этап – 4-й год обучения.

 

Режим работы детского объединения:

1 занятие в неделю по 1 учебному часу.  За год – 33-34 уч. ч.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Прогнозируемые результаты

К концу I, II этапа обучения:

учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания («бисер», «бусина», «рубка», «стеклярус», «проволока», «иголка», «нитки», «фиксирование» и др.); основные приемы низания: «параллельное плетение», «бугорки», «крестик», «зигзаг»; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера); основы композиции («ритм», «симметрия»); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: «параллельное плетение», «объёмное плетение» и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: «бугорки», «зигзаг», «крестик» и др.; подготовить рабочее место.

у детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.

К концу III, IV этапа обучения учащиеся:

должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течение первого года обучения, и новые – «станок», «пяльца»); технологические этапы изготовления изделий из бисера.

должны уметь: изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы низания: «сеточка ромбом», «мозаичное», «кирпичный стежок», «коралловое» и др.; творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы: «вышивка», «ткачество»; самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.

должно быть воспитано: ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца; культура взаимоотношений с детьми и взрослыми; желание выполнять творческие задания; оказывать уважение к труду взрослых

При реализации программы используются различные методы обучения:

- словесные – рассказ, беседа.

- наглядные – показ образцов готовых изделий; просмотр образцов изделий мастеров народного творчества в иллюстрациях; знакомство со схемами, эскизами.

- практические – демонстрация приемов и техник; упражнения, отработка приемов.

Контроль результативности выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий.

Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой, работой учащихся.

Результаты освоения программы определяются по результатам диагностики: начальная диагностика (начало года), итоговая аттестация (конец года). Должный уровень трудолюбия, ответственности характеризуется, как «пчёлка», хорошие показатели практических навыков оцениваются званием «мастер», знания теории оцениваются категорией «теоретик», и высшая степень достижений – «творец». На итоговой аттестации общий балл ребёнка переводится в показатель степени усвоения программы – «низкий», «средний», «высокий».

Критерии оценки детских работ, по ним же определяется степень развития творческих способностей, трудолюбия и др. - качество выполнения работы; разнообразие технических приёмов; цветовое сочетание; композиционное решение; новизна, оригинальность.

 I, II этап обучения:

 Цель обучения:

Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

Задачи обучения:

обучающие  - дать некоторые знания из истории развития бисероплетения; ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами; научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.; научить низанию на иголку с ниткой простейшими способами: «бугорки», «крестик», «зигзаг» и др.; научить использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ; научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).

развивающие - развить внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук, формировать умение замечать красивое вокруг себя; развивать познавательную мотивацию.  

           воспитывающие - воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам; воспитывать заботливое отношение к близким людям.

III, IV этап обучения:

            Цель обучения:

Формирование творческих способностей личности ребенка, способной реализовать свои индивидуальные качества, путём обучения более сложной технике низания бисера.

Задачи обучения:

обучающие - закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее; познакомить с новым инструментом – ткацким станком, пяльцами; научить новым практическим приемам – вышивке бисером, ткачеству; научить самостоятельно составлять простые схемы изделий по готовому образцу и собственному замыслу; познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.

развивающие - закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее; познакомить с новым инструментом – ткацким станком, пяльцами; научить новым практическим приемам – вышивке бисером, ткачеству; научить самостоятельно составлять простые схемы изделий по готовому образцу и собственному замыслу; познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.

воспитывающие - воспитывать целеустремлённость, уважение к труду взрослых; воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.

II. Содержание программы

I этап обучения (плетение на проволоке)

1. Вводное занятие  (1 ч)

Теория: цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. Начало плетения. Как работать по схемам (2 ч)

Теория: знакомство с техникой параллельного плетения на проволоку, обучение использованию схем, технологических карт плетения при изготовлении игрушек на проволоке. Ознакомление с теорией цветоведения. Дать понятия: хроматические – ахроматические цвета, светлота и насыщенность цвета, гармония родственных и контрастных цветов.

Практика:  задания более лёгкие – «морковка», «чайка», «камыш», «маленькая рыбка».

3. Как сделать плоскую игрушечку (1 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика:  изготовление поделок: «змейка», «пирамидка», «мышка», «кукла», «ящерка», «цветы», «яблоко», «бабочка», «стрекоза» и др.

4. Как сделать объемную игрушечку (4 ч)

Теория: обучение новым видам плетения – двухслойному, объёмному, контурному, петельному, оплетению бусины. Знакомство с новым материалом – «рубка», «стеклярус».

Практика: изготовление игрушек «зайчик», «яблоко», «дед мороз», цветы, «гусеница», «веточки», «конфетка», «снежинка» и др.

5. «Домашние животные» (4 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок домашних животных: параллельное плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: изготовление поделок – «петушок», «цыпленок», «свинки», «кролик с морковкой», «кошка и мышка», «терьер с косточкой» и др. Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

6. «С Новым годом!» (4 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок: параллельное плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: изготовление поделок – «дед мороз», «Снегурочка», «снеговик», «колокольчик», «новогодний венок», «елка», «чулок для подарков» и др. Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

7. «На кухне» (4 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок посуды: параллельное плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: изготовление поделок – «корзинка», «салатницы», «весы», «чайник», «сковорода», «рукавички», «кастрюля» и др. Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

8. «Сладости» (4 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок: параллельное плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: изготовление поделок – «кекс», «тортик», «пирожное-кольцо», «пирожное-корзиночка», «мороженое», «конфеты», «булки» и др. Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

9. «Цветы» (4 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок цветов: параллельное плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: изготовление поделок – «тюльпан», «нарцисс», «розы», «одуванчик», «незабудки в горшке», «венок круглый», «маргаритки в горшочке» и др. Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

10. «Фрукты и овощи» (4 ч)

Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок овощей и фруктов: параллельное плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика: изготовление поделок – «зеленый виноград», «арбуз», «смородина», «клубника», «ананас», «яблоко», «груша» и др. Закрепление практических навыков работы с проволокой, бисером, бусинами, рубкой, стеклярусом.

11. Итоговое занятие. Выставка (1 ч)

Теория: ознакомление с правилами оформления выставочных работ, выбор названия выставки, эстетического оформления. Подведение итогов выставки. Подведение итогов обучения за год (по результатам первого года обучения учащимся присваивается звание «Подмастерье»), ознакомление с задачами обучения на второй год. 

II этап обучения (плетение на леске)

1. Вводное занятие  (1 ч)

Теория: ознакомление с задачами обучения на год, инструментами и материалами, необходимыми на занятиях. Обсуждение рационального оборудования рабочего места. Инструктаж по ТБ и гигиене зрения. Обмен летними впечатлениями.

2. Низание из бисера «в одну нить» (6 ч)

 Теория: традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг», цепочка «змейка», цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки «мозаика», «восьмёрки», «соты», ромбы, «фонарики».

Практика: освоение приемов бисероплетения.

3. Подвески: бахрома (простая, спиральная), «веточки», «кораллы» (4 ч)

Теория: приемы плетения подвески: бахрома (простая, спиральная), «веточки», «кораллы».

Практика:  упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

4. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами (2 ч)

Теория: плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Назначение и последовательность выполнения.

Практика: освоение приемов плетения ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами.

5. Полотно, «кирпичный стежок», полотно «в крестик» (2 ч)

Теория: полотно, «кирпичный стежок», полотно «в крестик». Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практика: выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков в технике «кирпичный стежок».

6. Назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол (6 ч)

Теория: последовательность изготовления. Анализ схем. Назначение и правила и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол.

Практика: освоение приёма бисероплетения.

7. Ажурный цветок (4 ч)

Теория: закрепление и расширение знаний о некоторых цветах: их строении, цветовом разнообразии, истории происхождения, легенды. Углубление знаний о принципах создания букета, закрепление знаний техники параллельного, обучение способу изготовления «зонтичного соцветия», «кораллового плетения».

Практика: изготовление цветов в предложенной технике, создание из них композиции, составление схем низания изготовляемых цветов.  Коллективная творческая работа «Букет».

8. Кубик из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения (4 ч)

Теория: кубик из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практика: упражнения по плетению кубика из 12-ти бисерин.

9. Жгуты: жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: упражнения по выполнению жгутов (жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут).

10. Итоговое занятие. Выставка (1 ч)

Теория: ознакомление с правилами оформления выставочных работ, выбор названия выставки, эстетического оформления. Подведение итогов выставки. Подведение итогов обучения за год (по результатам второго года обучения учащимся присваивается звание «Мастеровой»), ознакомление с задачами обучения на третий год.

III этап обучения (плетение на нитке)

1. Вводное занятие  (1 ч)

Теория: ознакомление с задачами обучения на год, инструментами и материалами, необходимыми на занятиях. Обсуждение рационального оборудования рабочего места. Инструктаж по ТБ и гигиене зрения. Обмен летними впечатлениями.

2. Низание из бисера «в две нити» (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: цепочка «в крестик», соединение цепочек «в крестик», «колечки», «полотно», «мозаика».

3. Низание бисера «в одну нить» (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: цепочка «в крестик», «колечки», наплетение на цепочку «колечки», «полотно», «мозаика».

 4. Плетение брошек и подвесок (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: плетение брошек «Паук», «Краб», «Бабочка», плетение подвесок.

5. Фенечки с узором (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с орнаментом, фенечки с именами.

6. Ажурная цепочка (4 ч)

Теория:  зарисовка схем изделий.

Практика: ажурная цепочка с ячейками-ромбами, ажурная цепочка с ячейками-«фонариками», ажурная цепочка с ячейками двух видов, ажурная цепочка с зубчиками по краям.

7. Плетение жгута (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: плетение плотного жгута, украшение плотного жгута.

8. Оплетение пасхального яйца (4 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: оплетение пасхального яйца.

9. Работы по замыслу детей (4 ч)

Теория: самостоятельное составление схем.

Практика: работа по самостоятельно составленным схемам.

10. Итоговое занятие. Выставка (1 ч)

Теория: ознакомление с правилами оформления выставочных работ, выбор названия выставки, эстетического оформления. Подведение итогов выставки. Подведение итогов обучения за год (по результатам третьего года обучения учащимся присваивается звание «Мастер»), ознакомление с задачами обучения на четвертый год.

IV этап обучения

1. Вводное занятие  (1 ч)

Теория: ознакомление с задачами обучения на год, инструментами и материалами, необходимыми на занятиях. Обсуждение рационального оборудования рабочего места. Инструктаж по ТБ и гигиене зрения. Обмен летними впечатлениями.

2. Колье «Вечернее» (5 ч)

Теория: зарисовка схемы изделия.

Практика: колье «Вечернее».

3. Ткачество (4 ч)

Теория: обучение работе на станке, применяя схемы низания.

Практика: изготовление станка, создание браслета.

4. Вышивка (5 ч)

Теория: обучение технике контурной вышивки бисером, знакомство с ее технологическими этапами. Знакомство с новым инструментом – «пяльца».

Практика: запяливание ткани в пяльца, изготовление кулона.

5. Изготовление галстуков (5 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: изготовление галстуков.

6. Изготовление сумки для сотового телефона (5 ч)

Теория:  зарисовка схемы изделия.

Практика: изготовление сумки для сотового телефона.

7. Изготовление воротников (5 ч)

Теория: зарисовка схем изделий.

Практика: изготовление воротников.

8. Расшивка ажурного полотна (3 ч)

Теория: техника расшивки ажурного полотна «в крестик», «колечки», «цветочек и колечки». Техника расшивки бусинами. Техника расшивки «бусинами и в крестик».

Практика: проработка схемы браслета «Нежность» и изготовление браслета.

9. Итоговое занятие. Выставка (1 ч)

Теория: ознакомление с правилами оформления выставочных работ, выбор названия выставки, эстетического оформления. Подведение итогов выставки. Подведение итогов обучения за год (по результатам четвертого года обучения учащимся присваивается звание «Творец»).

III. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

I этап обучения (плетение на проволоке)

Название раздела

Всего часов

Теоретических  часов

Практических часов

Вводное занятие.

1

1

-

Начало плетения. Как работать по схемам.

2

1

1

Как сделать плоскую игрушечку.

1

0,5

0,5

Как сделать объемную игрушечку.

4

1

3

«Домашние животные»

4

0,5

3,5

«С Новым годом!»

4

0,5

3,5

«На кухне»

4

0,5

3,5

«Сладости»

4

0,5

3,5

«Цветы»

4

0,5

3,5

«Фрукты и овощи»

4

0,5

3,5

Итоговое занятие. Выставка.

        1

1

Итого

        33

7,5

25,5

II этап обучения (плетение на леске)

Название раздела

Всего часов

Теоретических  часов

Практических часов

Вводное занятие

1

1

-

Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг», цепочка «змейка», цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки «мозаика», «восьмёрки», «соты», ромбы, «фонарики».

6

2

4

Подвески: бахрома (простая, спиральная), «веточки», «кораллы».

4

1

3

Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами.

2

0,5

1,5

Полотно, «кирпичный стежок», полотно «в крестик».

2

0,5

1,5

Назначение и правила  выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол.

6

2

4

Ажурный цветок.

4

1

3

Кубик из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения.

4

0,5

3,5

Жгуты: жгут «мозаика», «спираль», шнур квадратного сечения, ажурный жгут.

4

0,5

3,5

Итоговое занятие. Выставка.

1

1

Итого

34

6

28

III этап обучения (плетение на нитке)

Название раздела

Всего часов

Теоретических  часов

Практических часов

Вводное занятие.

1

1

-

Низание бисера «в две нити».

4

0,5

3,5

Низание бисера «в одну нить».

4

0,5

3,5

Плетение брошек и подвесок.

4

0,5

3,5

Фенечки с узором.

4

0,5

3,5

Ажурная цепочка.

4

0,5

3,5

Плетение жгута.

4

0,5

3,5

Оплетение пасхального яйца.

4

0,5

3,5

Работы по замыслу детей.

4

0,5

3,5

Итоговое занятие. Выставка.

1

1

Итого

34

6

28

IV этап обучения

Название раздела

Всего часов

Теоретических  часов

Практических часов

Вводное занятие.

1

1

-

Колье «Вечернее».

5

1

4

Ткачество.

4

1

3

Вышивка.

5

1

4

Изготовление галстуков.

5

1

4

Изготовление сумки для сотового телефона.

5

0,5

4,5

Изготовление воротников.

5

1

4

Расшивка ажурного полотна.

3

1

2

Итоговое занятие.

1

1

Итого

34

8,5

25,5

IV. Методическое обеспечение программы

Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному», (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – «обыгрываются» свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: «Цветочные фантазии», «Придумай необычную игрушку», «Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы» и т.д.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается «деятельная любовь» к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают занятия – праздники («Татьянин День», «Детство – это смех и радость» и др.) В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

  1. Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
  2. Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
  3. Коллекция образцов;
  4. Библиотека литературы по бисероплетению;
  5. Бланки для проведения мониторинга.
  6. (желательно) застеклённая витрина для демонстрации работ.

Технологическое оснащение кабинета:

  1. Мебель по количеству и росту детей;
  2. Учебная доска, мел;
  3. Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);
  4. Шаблоны для составления схем низания.

Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой техникой бисероплетения, методикой обучения.

V. Список литературы

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997. 
  2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
  3. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
  4. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
  5. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
  6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  7. Божко Л. Бисер. – М., 2000.
  8. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
  9. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
  10. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
  11. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
  12. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
  13. Журнал “Школа и производство”.
  14. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
  15. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
  16. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
  17. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
  18. Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
  19. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
  20. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....