КТП 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочие программы по всем предметам для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_2_klass.rar249.03 КБ
Файл ktp_2_klass.rar249.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/Н. М.Азарова/

Протокол № ____ от

«    » _______________2015г.

«Согласовано»

Зам директора по УВР

  .                       / О. Н. Склярова /  

«    » ________________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

______________/ Н. С. Терентьев/  

Приказ №     от

«     » ________________ 2015г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа

по предмету  «Изобразительное искусство»

для   2 класса начального общего образования

УМК «Школа России»

на 2015-2016 учебный год

                                                                   Учитель: Багатикова Н.В.

                                                       

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с ФГОС и с учетом специфики школы.

Цель образовательной программы начального общего образования Елань-Коленовской школы №2

Образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по изобразительному искусству в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах , утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

             Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

            —  декоративная художественная деятельность;

            —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

          Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 34 часа  (1 ч  в  неделю).

Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.

Выполненные работы  планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для  участия в различных конкурсах.

На уроках  «Красота осенних листьев», «Дары осени», «Осенний узор», «Цветы нашей Родины», «С чего начинается Родина?» используется природный материал  Коми республики. НРК присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины коми художников. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень)

Учащиеся  должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8 ч

2

Реальность и фантазия

7 ч

3

О чём говорит искусство

11 ч

4

Как говорит искусство

9 ч

Итого

35 часов. Из них 7 часов неурочная деятельность.

В связи с тем, что по календарю учебного графика работы школы во втором классе 35 учебных недель, а авторская программа Б.Неменского, рассчитана на 34 учебные недели (34 часа), в календарно-тематическое планирование добавлен 1 час. Урок:

35 - Обобщающий урок года

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Литература

  1. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012

  1. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012

  1. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дидактическая модель

обучения

Педагогические средства

Вид

деятельности

учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

Чем и как работает художник (8 часов)

план

факт

1

Три основные

краски,

строящие

многоцветие

мира

1 ч

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

игровая

Неурочная деятельность. Тренинг

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета;

-        применять первичные живо
писные навыки;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по памяти и впе
чатлению.
Продуктивный (СП, К)

Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном»

2

Пять красок –все богатство цвета и тона

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-ил-люстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж. Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета и смешивать их с бе
лой и черной краской;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(И. И. Левитан).

Творческий (ЛС, СП, К)

Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»


3

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечат- . лению. Творческий (ЛС, СП, К)

Игра-упражнение «Живая клякса»

4

Выразительные возможности аппликации

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра

Парная, создание    аппликации  «Осенний листопад»    по памяти и впечатлению

Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись, декоратив
но-прикладное творчество);

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (К, СП)

Ф. И. Тютчев «Листья»

5

Выразительные возможности графических материалов

1 ч

Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа,

демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

Знать вид изобразительного искусства – графика. Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись);

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечат
лению).

Продуктивный (СП)

М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег», В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67


6

Выразительность материалов для работы в объеме

1 ч

Репродуктивная, игровая

Беседа,

демонстрация,

игра

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению

Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К)

В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»

7

Выразительные возможности бумаги

1 ч

Репродуктивная

Беседа,

демонстрация, технологические карты, макеты

Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

8

Для художника любой итериал может стать выразительным (обобщение темы)

1 ч

Неурочная деятельность. Творческая мастерская.

Беседа, демонстрация

Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в творческих работах, навы
и работы с «неожиданными»
материалами, конструктивной
фантазии и наблюдательности;

-        выполнять живописные
упражнения.
Творческий (К, Р)

С. Баруздин «Салют»

Реальность и фантазия (7 часов)


9

Изображение и реальность

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, упражнения, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение животных или зверей

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи (по памяти).
Продуктивный (СП)

В. Бианки. Рассказы о животных; загадки

10

Изображение и фантазия

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в рисунке (по воображению).
Продуктивный (СП)

Мифы, сказки, былины

11

Украшение и реальность

1 ч

Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная

Беседа, демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

Уметь:

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

-        понимать «язык» украшений.
Творческий (ЛС)

12

Украшение и фантазия

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный (СП, К)

Игра-упражнение «Крестики-нолики»


13

Постройка и реальность

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, демонстрация

Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на-
бл юдател ьности.
Продуктивный (Р, К)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

14

Постройка и фантазия

1 ч

Неурочная деятельность. Творческая мастерская

Беседа, демонстрация, макеты

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на
блюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия

Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага) и технику
бумагопластики;

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных и конструк
тивных работах.
Продуктивный (СП)

Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета

П. И. Чайковского «Щелкунчик»


.

О чем говорит искусство (11 часов)

16

Выражение характера изображаемых животных

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра

Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти живописи (по воображению).
Продуктивный (К, СП)

Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения»

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, наглядные материалы, демонстрация

Индивидуальная, изображение доброго и злого воина

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта-не...»; отрывки из былин

18

i

Выражение характера человека в изображении; женский образ

1 ч

Неурочная деятель-

ность

Индивиду-альные занятия

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»


19

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация

Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

20

Изображение природы в разных состояниях

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать и применять теплые
и холодные цвета,

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы

21

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения

1 ч

Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, наглядные пособия

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин

22

Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов»

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

наглядные

пособия

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Уметь

-        различать и применять теплые
и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации


23 - 24

Образ здания и его назначение

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, наглядные пособия, технологические карты, макеты

Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Продуктивный (СП)

25 - 26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

1 ч

Неурочная деятельность. Образовательное путешествие

Ролевая игра «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский (ЦО, Р, К)

Как говорит искусство (9 часов)

27

Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, демонстрация, пособие по цветоведе-нию

Индивидуальная, изображение угасающего костра

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Репродуктивный (ЛС)

Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии

28

Цвет как

средство

выражения:

«тихие»

(«глухие»)

и «звонкие»

цвета

1 ч

Неурочная деятельность. Творческая мастерская.

Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению

Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности
в живописи (по воображению).
Творческий (СП, Р)

Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева»

29

Линия как средство выражения: ритм линий

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуальная, изображение весенних ручьев

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП)

М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Арен-ский «Лесной ручей», «Прелюдия»


30

Линия как средство выражения: характер линий

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

наглядные

пособия

Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти (линия) в живописи.
Продуктивный (К, СП)

Японские

трехстишия

(хокку)

31

Ритм пятен как средство выражения

1 ч

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

поисковая

Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти (пятно) в творческой работе
Продуктивный (К, СП)

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

32

Пропорции

выражают

характер

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация

Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах.
Продуктивный (К, СП)

Пособия по

бумагопла-

стике.

Н. Докучаева

«Мастерим

бумажный

мир»

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности

1 ч

Неурочная деятельность. Проектная лаборатория.

Беседа,

наглядные

пособия

Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в творческой работе.
Творческий (К, СП)

34-35

Обобщающий урок года

1 ч

Игровая

Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО)




Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/Н. М.Азарова/

Протокол № ____ от

«    » _______________2015г.

«Согласовано»

Зам директора по УВР

  .                       / О. Н. Склярова /  

«    » ________________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

______________/ Н. С. Терентьев/  

Приказ №     от

«     » ________________ 2015г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа

по предмету  «Изобразительное искусство»

для   2 класса начального общего образования

УМК «Школа России»

на 2015-2016 учебный год

                                                                   Учитель: Багатикова Н.В.

                                                       

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с ФГОС и с учетом специфики школы.

Цель образовательной программы начального общего образования Елань-Коленовской школы №2

Образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по изобразительному искусству в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» в 1-4 классах , утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

             Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

            —  декоративная художественная деятельность;

            —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

          Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 34 часа  (1 ч  в  неделю).

Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.

Выполненные работы  планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для  участия в различных конкурсах.

На уроках  «Красота осенних листьев», «Дары осени», «Осенний узор», «Цветы нашей Родины», «С чего начинается Родина?» используется природный материал  Коми республики. НРК присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины коми художников. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень)

Учащиеся  должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8 ч

2

Реальность и фантазия

7 ч

3

О чём говорит искусство

11 ч

4

Как говорит искусство

9 ч

Итого

35 часов. Из них 7 часов неурочная деятельность.

В связи с тем, что по календарю учебного графика работы школы во втором классе 35 учебных недель, а авторская программа Б.Неменского, рассчитана на 34 учебные недели (34 часа), в календарно-тематическое планирование добавлен 1 час. Урок:

35 - Обобщающий урок года

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Литература

  1. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012

  1. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012

  1. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дидактическая модель

обучения

Педагогические средства

Вид

деятельности

учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

Чем и как работает художник (8 часов)

план

факт

1

Три основные

краски,

строящие

многоцветие

мира

1 ч

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

игровая

Неурочная деятельность. Тренинг

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета;

-        применять первичные живо
писные навыки;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по памяти и впе
чатлению.
Продуктивный (СП, К)

Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном»

2

Пять красок –все богатство цвета и тона

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-ил-люстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж. Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета и смешивать их с бе
лой и черной краской;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(И. И. Левитан).

Творческий (ЛС, СП, К)

Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»


3

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.

Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечат- . лению. Творческий (ЛС, СП, К)

Игра-упражнение «Живая клякса»

4

Выразительные возможности аппликации

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра

Парная, создание    аппликации  «Осенний листопад»    по памяти и впечатлению

Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись, декоратив
но-прикладное творчество);

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (К, СП)

Ф. И. Тютчев «Листья»

5

Выразительные возможности графических материалов

1 ч

Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа,

демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

Знать вид изобразительного искусства – графика. Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись);

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечат
лению).

Продуктивный (СП)

М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег», В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67


6

Выразительность материалов для работы в объеме

1 ч

Репродуктивная, игровая

Беседа,

демонстрация,

игра

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению

Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К)

В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»

7

Выразительные возможности бумаги

1 ч

Репродуктивная

Беседа,

демонстрация, технологические карты, макеты

Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

8

Для художника любой итериал может стать выразительным (обобщение темы)

1 ч

Неурочная деятельность. Творческая мастерская.

Беседа, демонстрация

Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в творческих работах, навы
и работы с «неожиданными»
материалами, конструктивной
фантазии и наблюдательности;

-        выполнять живописные
упражнения.
Творческий (К, Р)

С. Баруздин «Салют»

Реальность и фантазия (7 часов)


9

Изображение и реальность

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, упражнения, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение животных или зверей

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи (по памяти).
Продуктивный (СП)

В. Бианки. Рассказы о животных; загадки

10

Изображение и фантазия

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в рисунке (по воображению).
Продуктивный (СП)

Мифы, сказки, былины

11

Украшение и реальность

1 ч

Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная

Беседа, демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

Уметь:

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

-        понимать «язык» украшений.
Творческий (ЛС)

12

Украшение и фантазия

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный (СП, К)

Игра-упражнение «Крестики-нолики»


13

Постройка и реальность

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, демонстрация

Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на-
бл юдател ьности.
Продуктивный (Р, К)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

14

Постройка и фантазия

1 ч

Неурочная деятельность. Творческая мастерская

Беседа, демонстрация, макеты

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на
блюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия

Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага) и технику
бумагопластики;

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных и конструк
тивных работах.
Продуктивный (СП)

Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета

П. И. Чайковского «Щелкунчик»


.

О чем говорит искусство (11 часов)

16

Выражение характера изображаемых животных

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра

Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти живописи (по воображению).
Продуктивный (К, СП)

Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения»

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, наглядные материалы, демонстрация

Индивидуальная, изображение доброго и злого воина

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта-не...»; отрывки из былин

18

i

Выражение характера человека в изображении; женский образ

1 ч

Неурочная деятель-

ность

Индивиду-альные занятия

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»


19

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация

Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

20

Изображение природы в разных состояниях

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать и применять теплые
и холодные цвета,

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы

21

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения

1 ч

Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, наглядные пособия

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин

22

Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов»

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

наглядные

пособия

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Уметь

-        различать и применять теплые
и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации


23 - 24

Образ здания и его назначение

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, наглядные пособия, технологические карты, макеты

Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Продуктивный (СП)

25 - 26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

1 ч

Неурочная деятельность. Образовательное путешествие

Ролевая игра «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский (ЦО, Р, К)

Как говорит искусство (9 часов)

27

Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, демонстрация, пособие по цветоведе-нию

Индивидуальная, изображение угасающего костра

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Репродуктивный (ЛС)

Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии

28

Цвет как

средство

выражения:

«тихие»

(«глухие»)

и «звонкие»

цвета

1 ч

Неурочная деятельность. Творческая мастерская.

Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению

Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности
в живописи (по воображению).
Творческий (СП, Р)

Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева»

29

Линия как средство выражения: ритм линий

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуальная, изображение весенних ручьев

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП)

М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Арен-ский «Лесной ручей», «Прелюдия»


30

Линия как средство выражения: характер линий

1 ч

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

наглядные

пособия

Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти (линия) в живописи.
Продуктивный (К, СП)

Японские

трехстишия

(хокку)

31

Ритм пятен как средство выражения

1 ч

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

поисковая

Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти (пятно) в творческой работе
Продуктивный (К, СП)

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

32

Пропорции

выражают

характер

1 ч

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация

Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах.
Продуктивный (К, СП)

Пособия по

бумагопла-

стике.

Н. Докучаева

«Мастерим

бумажный

мир»

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности

1 ч

Неурочная деятельность. Проектная лаборатория.

Беседа,

наглядные

пособия

Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в творческой работе.
Творческий (К, СП)

34-35

Обобщающий урок года

1 ч

Игровая

Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....