Педагогические технологии
статья (4 класс) на тему

Эртуганова Светлана Евгеньевна

                Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                         Используемые педагогические технологии:

   В условиях формирования новой системы образования совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития:

*от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решения задач;

*от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития:

*от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

*от внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.

            В своей работе я использую следующие технологии:

Здоровьесберегающие технологии.

Для снятия статического напряжения школьников во время учебных занятий я  провожу физкультминуты на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые) и спортивные часы.

Используемые  мною на уроках  скороговорки, попевки, стихи – миниатюры, упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статистическую позу у учащихся. Эти упражнения обеспечили, наряду с физпаузами, высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий и дали возможность избежать переутомления. Упражнения двигательного характера и упражнения, способствующие разработке дыхания, не занимают много времени. Регулярные упражнения, способствующие разработке дыхания, реализуют профилактику заболеваний дыхательных путей, учат правильно дышать.

                            Технологии традиционной школы:

  • С.Н. Лысенкова. Технология перспективного-опережающего обучения.

   Я стараюсь создать на уроке положительного эмоционального настроя детей через обеспечение всем и каждому успеха в труде. «Организуя урок, работая с детьми,— я стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый!) почувствовал окрыляющую силу успеха. В чем вижу особую действенность этого «средства обучения»? Успех в труде — первостепенное условие становления личности человека. Успех в труде — это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.

Взаимопомощь и взаимовыручка учат детей доброте, учат слушать и слышать товарища, быть внимательным к тому, что он делает и говорит, своевременно включаться в анализ его ответа, доказывать его правоту или указать на ошибки. По мере развития детей, изменения содержания учебного материала изменяется качество творческого труда учащихся, развивается самостоятельность их мышления. В целях установления обратных связей на уроке, получения информации о степени понимания, усвоения учебного материала учащимися  я  ввела комментированное управление. Ведущий мыслит вслух, он комментирует все свои действия и делает это в заданной логике, класс должен внимательно за ним следить. А это очень большая ответственность. «Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища-ученика.— Повышаются авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. По мере продвижения от 1 к 4 классу комментируемое управление переходит в доказательное комментирование — рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий».

   Одновременно я осуществляю дифференцированный подход к детям с учетом способностей, степени овладения материалом предмета Общий темп обучения при этом растет. Создается резерв времени, который рационально используется в работе над сложными темами и разделами.

          Игровые технологии.         Лего конструирование.

   ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО  выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.

 Здоровьесбережению служат занятия познавательного развития в ЛЕГО-центре. Они формируют внимательное отношение ребенка к своему организму, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

  • Технология проблемного обучения.

  Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта, направлено на формирование новых качеств личности. Основные принципы развивающего обучения: системность и целостность содержания; ведущая роль теоретических знаний; обучение на высоком уровне трудности; изучение быстрым темпом; осознание процесса обучения (рефлексия); включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы.

           Технологии дифференцированного обучения:

  • Н.П. Гузик. Технология внутриклассной   дифференциации.

      Изучение нового материала начинается с поискового вопроса «Как решить?». Высказанные  гипотезы учащиеся самостоятельно проверяют при работе с учебником, знакомясь со способами решения. Далее при первичном закреплении часть учащихся,  не имеющая вопросов, выполняет задание самостоятельно, другая часть с помощью учителя разбирается в прочитанном материале (повторное изучение новой темы), заполняет пропущенные этапы в решении. Это обеспечивает понимание темы каждым учеником. Деление школьников на части в данный момент я называю «тематическим», каждый из них получает возможность самостоятельно определить, на каком уровне сейчас усвоен материал.

       Объяснение при дифференцированном подходе может осуществляться и другими путями. Наиболее эффективным, но и наиболее трудоемким  является троекратное  объяснение. Это позволяет держать в поле зрения средних и слабых учеников, работать с ними на протяжении всего урока.

          Технологии индивидуализированного обучения:

  • Д.Б.Эльконин–В.В. Давыдов. Технология развивающего обучения.

  Я даю задачи, вынуждающих ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Например,  на уроке предлагаю детям определить, что больше по высоте школьная доска или окно. Задачу нельзя решить непосредственно практически, так как доску не поднесешь к окну. Нужно искать другое решение. Сначала надо придумать, как, вообще, можно решить задачу подобного типа. Тогда естественно появляются идеи мерки, сравнения чисел по величине, схемы и модели ситуации. То есть дети переходят в плоскость теоретического рассмотрения задачи.

Я - исследователь, беру инициативу в свои руки и беру на себя ответственность. Я становлюсь более самостоятельной в своих решениях, обладаю  теми качествами, которые должна воспитать в своих учениках.

  • В.Занков. Система развивающего обучения.

  Учебный процесс я строю в доверительной атмосфере совместной работы ученика и учителя. Моя работа рассчитана на "сотворчество, сотрудничество, сопереживание". Средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков.

Технология проектного обучения.

  Технология проектного обучения  позволяет мне создать условия для развития интеллектуальных способностей: критически мыслить; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления; мыслить на уровне широких обобщений; ориентироваться в окружающей действительности;

  • Информационные технологии.

        Эффективность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе подтверждается результатами. За 4 учебных года вырос уровень  овладения начертательными навыками (с 90% до 96%) и усвоения геометрических  понятий (с84%  до 94%). Также  поднимается уровень овладения изобразительными навыками (с 78% до 90%) и усвоения терминологии, понятий курса  «Изобразительное искусство» (с 90% до 98%).

Эффективность интегрирования информационных технологий в учебно-воспитательный процесс подтверждается и тем, что, несмотря на занятость в школе, ученики посещают занятия и в учреждениях дополнительного образования – все 100%. Из них 48% посещают одну секцию (кружок, студию), 29% - два кружка (секцию, студию), 23% - три кружка (секцию, студию).

Технологии школы социализации:

Технология  «Диалог культур».

    Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.  Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Технология–  психодрама  (социодрама). 

    В своей работе я  применяю педагогическую  технологию–  психодрама  (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология весьма  эффективна ; так как в игре дети воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается “проигрывание конфликтных ситуаций. Эта  педагогическая технология в основном реализуется во внеурочное время. На уроке  я развиваю этническую толерантность за счет использования активных методов обучения, которые повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента.

Вид деятельности: письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы; устные сообщения учащихся; работа в парах, группах; выпуск школьной газеты; составление кроссвордов; участие в фестивале «Истоки».

   При этом использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

                                  Технология «Диалог культур»

   Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?  У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми.  Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.  Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.         

     Вывод: наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. 

Роль учителя при этом очень высока. Я – учитель могу и обязана воспитывать детей: воспитывать в духе мира; признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; быть примером для детей; уметь слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.

   Проведя  цикл классных часов по  вопросу толерантности, я сумела сформировать  понятие  толерантный человек. Ребята довольно правильно оценили толерантного человека, назвав такие черты как: хорошее отношение к другим людям; умение владеть собой; уважение мнения других; терпение; доверие; уважение других взглядов, обычаев. желание вместе делать что-то.           Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...