программа "Развитие познавательных способностей младших школьников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Калиногорская Ольга Валерьевна

         Целью данной программы является обеспечение адаптации детей к процессу обучения в школе, расширение их возможностей и создание условий для развития познавательных способностей младших школьников.   Занятия  направлены на развитие  памяти, внимания, восприятия, воображения и  свойств  мышления учащихся (логического, творческого). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_ml._shk.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

ПРОГРАММА

«Развитие познавательных способностей младших школьников»

автор:

Калиногорская О.В.,

учитель начальных классов,

высшей  квалификационной категории

по  должности «учитель».

г. Котлас

Пояснительная записка.

         «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой системы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и социальных способностей».

          Сегодня, как никогда, необходимо развивать умственные и  творческие способности учащихся, расширять их кругозор, будить их фантазию и воображение, смекалку и сообразительность, развивать их умственную активность.

         Вместе с тем, в реальной практике педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей (детьми с особенностями и отклонениями в физическом и психическом развитии, одарёнными детьми, детьми – представителями энтических и субкультурных общностей.)

         Несмотря на то, что в современной социокультурной ситуации в нашей стране возрастает роль и ответственность родителей за воспитание детей, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, по-прежнему испытывают большой недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру, а потом не могут стать полноценным звеном в процессе воспитания и развития подрастающего поколения.

          Представляется, что одним из вариантов развития способностей младших школьников к познанию предметов и явлений окружающего мира и самого себя может стать программа психолого-педагогического сопровождения. Отметим, что под программой психолого-педагогического сопровождения мы понимаем комплексную технологию диагностики, коррекции и развития психических механизмов у младших школьников, оказания поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

          Под развитием стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и изменённые условия.  

          Кроме того, наша школа работает по программе психолого - медико-социально-педагогического сопровождения. Её цели должны реализовываться в форме сотрудничества психолога с классным руководителем.  

        Каждый педагог (параллельно с психологом) должен работать так, чтобы каждый ученик в классе не знал скуки на уроках, легко решал школьные проблемы, учился с интересом, чувствовал себя успешным в учебном процессе.    

               Необходимо развивать умственные и творческие способности, расширять кругозор ученика, будить его фантазию и воображение, смекалку и сообразительность; развивать умственную активность у школьника.  

          Учитель начальных классов должен так построить учебный процесс, чтобы на уроке и во внеурочное время развивать у младших школьников психические процессы.    

Принципы реализации программы:

- гуманизация и демократизация учебного процесса;  

- учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей;  

- комплексный подход к обучению и воспитанию;  

- систематичность и цикличность;  

- наглядность и доступность;   классе – 29 учеников

- единство педагога, психолога, ребёнка, родителей;  

- разностороннее развитие личности;  

- возможности сочетания индивидуальной и групповой форм работы;  

- комплексный подход к диагностике и коррекции;  

- возможность включения родителей в развивающую и коррекционную работу с детьми.  

Характеристика класса.

        В классе – 29 учеников (12 мальчиков и 17 девочек). Общий эмоциональный фон – доброжелательный, но есть дети группы риска – 17% (агрессивные, пессимистично настроенные на общение со сверстниками).

В коллективе можно выделить 4 лидера. Есть дети с пониженным уровнем адаптации (13 %).

     Данная программа выбрана потому, что в результате проведённых психодиагностических исследований на начало года в 1 классе выяснилось, что у большинства детей высокий уровень свойств мышления (обобщение и классификация), выше среднего -  свойства внимания, высокий уровень – зрительной памяти. Оптимальный уровень работоспособности у 69 % учеников.

      Уровень адаптации высокий – 55%, выше среднего – 20%, средний уровень – 10%, низкий – 13%.

       Отмечаются группы учеников имеющие пониженные результаты по выше приведённым параметрам (низкий уровень свойств внимания, зрительной и слуховой памяти, работоспособности), низкая мотивация учебной деятельности.

       У класса в целом ведущий вид визуальной модальности, т.е. в процессе обучения должна быть опора на зрительную память.

       Поэтому работу можно проводить в группах:

- развивать способных детей через учебную и внеклассную деятельность;

- для остальных ребят -  проводить коррекционно-развивающие занятия в познавательной сфере.

      При планировании меньше занятий можно отнести на адаптацию учеников, больше – на развитие познавательных способностей.

Цели и задачи программы.

         Цель программы: обеспечение адаптации детей к процессу обучения в школе, расширение их возможностей и создание условий для развития познавательных способностей младших школьников.    

Задачи:

  1. Развитие памяти, внимание, восприятие, воображение младших школьников.
  2. Развитие  свойств  мышления учащихся (логического, творческого).

 

Сущность опыта.

Школа предъявляет высокие требования к запоминанию зрительного и слухового материала, поэтому увеличивается нагрузка на память детей.  

В 1-м и 2-м классах начальной школы особое внимание уделяется увеличению объёма слуховой и зрительной памяти, устойчивости внимания.  

Развитие словесно-логического мышления, отработка операций сравнения, обобщения, выделение существенных  признаков происходит в течение всей начальной школы.    

В 3-4 классах уделено пристальное внимание применению учащимися освоенных приёмов во время интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад.    

Психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими уровень развития творческих способностей, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи ,а также способность человека к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности и ориентирована моя система работы с детьми.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

- преобладающий вид деятельности – игра, в 3-4 классах – переход к учебной деятельности;

- использование разнообразных форм и приёмов работы;

- наглядность и доступность материала;

- комплексный поход к обучению, диагностике и коррекции психических  механизмов младших школьников;  

- включение родителей в развивающую и коррекционную работу;

- учёт возрастных, индивидуальных и психических особенностей детей.    

       

Требования к результатам обучения:

Знать:  особенности своих психических механизмов; приёмы развития памяти, внимания, восприятия, воображения и мышления.

Уметь: 

  • к окончанию 1 класса

- вести целенаправленное наблюдение, находить главное и второстепенное в объекте, выделять его существенные признаки;

- находить сходство и различие в объектах, группировать предметы по определённым признакам;

- запоминать обобщённые названия объектов, которые закрепляют общие свойства группы изучаемых предметов;

- устанавливать закономерности в числах, фигурах, буквах, словах;

- решать логические задачи;

- переносить действия, совершаемые с одним предметом на другой;

- изменять предмет по своему усмотрению.

  • к окончанию 2 класса

- выделять характерные признаки объектов, упорядочивать их;

- выбирать правильное решение из нескольких;

- классифицировать изучаемые объекты;

- выявлять причины и следствия явлений.

  •    к окончанию 3 класса  

- анализировать, синтезировать, сравнивать изучаемые объекты;  

- решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений;  

- формулировать исследовательские вопросы.

  •    к окончанию 4 класса

- давать определения понятиям, делать простейшие умозаключения;  

- строить цепочки взаимозависимых и взаимосвязанных логических рассуждений при решении задач;  

- создавать проблемные ситуации;  

- выдвигать гипотезы при решении проблемной ситуации;  

- разрешать противоречия;  

- сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

УМК

*    Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе. – Киров 2006.  

*    Арасланова Е.В., Селиванова О.Г.  Развитие познавательных способностей младших школьников: Теоретический аспект. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.

  • Бачина О.В., КоробоваН.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – М. : АРКТН, 2006  
  • Виноградова «Развитие творческих способностей учащихся».  /М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000  
  • Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005  
  • Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклашками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 2007  
  • Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с второклашками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 2007  
  •  Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклашками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 2007  
  • Овчарова Р.В. «Практическая психология для учителей начальных классов». – М.:Архангельск, 1996.
  • Панфилова Н.М. «Лесная школа»: Коррекционные сказки для младших школьников.
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика, -  М.: АСТ: Астрель, 2005    

Этапы реализации программы:

Цели и задачи которые ставились и решались.

Формы работы.

1 класс  

Цели:    

- Помочь первоклассникам адаптироваться к школе, в классном коллективе.  

- Помочь младшим школьникам  познать особенности своих психических механизмов.  

Задачи:    

- учить вести целенаправленное наблюдение, находить главное и второстепенное в объекте, выделять его существенные признаки;  

- учить находить сходство и различие в объектах, группировать предметы по определённым признакам;  

- учить давать обобщённые названия объектов, которые закрепляют общие свойства группы изучаемых предметов;  

- учить устанавливать закономерность  в числах, фигурах, буквах, словах;  

- решать логические задачи;  

- учить переносить действия, совершаемые с одним предметом на другой.

* Работа с родителями.  

Родительские собрания «Адаптация ребёнка к школе», «Трудности адаптации первоклашек к школе» (круглый стол).    

* Работа со школьным психологом.  

* Занятия с детьми «Лесная школа».  

(Коррекционные сказки для младших школьников)  

* Кружок «Тренируем пальчики».

2 класс

Цель:  

- Помочь второклассникам познать приёмы развития памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.  

Задачи:  

- выделять характерные признаки объектов, упорядочивать их;  

- выбирать правильное решение из нескольких,  

- классифицировать изучаемые объекты;  

- применять приём образного сравнения.

* Работа с родителями.  

Родительское собрание «Интеллектуальное развитие ребёнка» (круглый стол).  

* Кружок «Тренируем пальчики».  

* Развивающее занятие  «Хочу быть успешным»

*Коррекционно-развивающие пятиминутки на уроках.  

* Работа со школьным психологом.  

3 класс  

Цель:  

- Научить младших школьников развивать свои психические механизмы, применять полученные знания на практике.    

Задачи:    

- научить анализировать, синтезировать, сравнивать изучаемые объекты;  

- решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений;  

- учить формулировать исследовательские вопросы.

* Работа с родителями.  

Родительское собрание «Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка»

(учебное занятие в школе интеллектуального развития)  

* Коррекционно-развивающие пятиминутки на уроках.  

*Развивающее занятие «Хочу быть успешным»

* Работа с психологом.  

* Внеурочные мероприятия (интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и т.п.)  

4 класс  

Цель:  

- Уделить пристальное внимание применению учащимися основных приёмов развития психических процессов во время интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад.  

 Задачи:  

- научить давать определения понятиям, делать простейшие умозаключения;  

- строить цепочки взаимозависимых и взаимосвязанных логических рассуждений при решении задач;  

- создавать проблемные ситуации;  

- выдвигать гипотезы при решении проблемной ситуации;  

- разрешать противоречия;  

Сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

* Коррекционно-развивающие пятиминутки на уроках.  

* Развивающее занятие  «Хочу быть успешным».

* Работа с родителями.  

Родительские собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника», «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению».  

* Внеурочные мероприятия (интеллектуальный марафон, предметные олимпиады и т.п.)  

Структура  работы.

Диагностика

*

*

Результаты развития познавательных способностей

*

*

Постановка целей и задач по коррекции психических механизмов младших школьников

*

*

Работа по развитию и коррекции психических механизмов младших школьников

(кружок «Тренируем пальчики», развивающие занятия «Хочу быть успешным», коррекционно-развивающие пятиминутки, внеурочные мероприятия на развитие интеллектуальных способностей).

*

*

Диагностика

*

*

Результаты. Выводы.

Каждый год начинается и заканчивается диагностикой, позволяющей выявить наличие или отсутствие динамики развития психических механизмов. Диагностика проводится психологом и учителем.

Содержание работы.

Кружок «Тренируем пальчики».

Цель: способствовать развитию мануальных (ручных) действий младших школьников, т.е. способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи детей.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук учащихся;

- развивать речь, психические механизмы.

Развивающее занятие «Хочу быть успешным».

Цель: способствовать общему развитию младших школьников, их психических механизмов.

Задачи:

- развивать память, внимание, восприятие, воображение младших школьников, разные свойства мышления;

- учить применять основные приёмы развития психических механизмов на уроках и во внеурочное время.

Коррекционно-развивающие пятиминутки «Мозговая гимнастика».

Цель: улучшать мозговую деятельность учащихся во время учебного процесса.

Задачи: с помощью разнообразных упражнений, стимулировать мыслительные процессы, активизировать структуру мозга.

 Внеурочные мероприятия.

Цель: научить применять изученные приёмы развития психических механизмов во время интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад.

Задачи:

- научить решать логические задачи;

- учить формулировать исследовательские вопросы;

- решать проблемные ситуации.

1 класс.

Тематическое планирование.

33часа в год.

1 цикл.  «Адаптация детей к школе».

1.  Вводный урок.

  1. Тестирование первоклассников «Уровень обучаемости».
  2. «Лесная школа» Коррекционные сказки для младших школьников.
  3. Развиваем коммуникативные способности. Совместные игры на переменах.
  4. «Лесная школа» Коррекционные сказки для младших школьников.
  5. Развиваем внимание, память, речь.  «Праздник имени».
  6. «Лесная школа» Коррекционные сказки для младших школьников.
  7. «Лесная школа» Коррекционные сказки для младших школьников.
  8. Развиваем учебную мотивацию   «Мы теперь не просто дети…»
  9.  Мы учимся жить в коллективе.  Тестирование «Лесенка».
  10.   Развиваем коммуникативные способности. Парная форма работы.

 

2 цикл. Развитие познавательных способностей».

Раздел 1. Диагностика познавательных процессов младших школьников.

  1. Диагностика особенностей развития памяти.
  2. Диагностика особенностей развития внимания.
  3. Диагностика особенностей развития восприятия и воображения.
  4. Изучение творческого мышления.

Раздел 2. Развивающие игры.

  1. Игры на развитие внимания.  

2.  Игры на развитие памяти.

3.  Игры на развитие пространственного мышления.

4.  Игры на развитие пространственного мышления

5.  Игры на развитие восприятия и наблюдательности.

Раздел 3. Развитие логического мышления.

1.Выделение признаков объектов.

2. Выделение существенных признаков.

3.Узнавание объектов по заданным признакам.

4. Выделение общих признаков групп объектов.

5.Деление объектов на группы по заданному основанию.

6.Словесная характеристика группы объектов.

7. Понятие сравнения. Виды сравнения.

8. Нахождение причинно-следственных связей.

9. Нахождение закономерности в числах и фигурах.

10. Нахождение закономерности в буквах и словах.

11. Решение логических задач.

Раздел 4.

1.Итоговая диагностика.

2.Итоговая диагностика.

2 класс.

Тематическое планирование.

34часа в год.

  1. Что такое психология.
  2. Память. Виды памяти.
  3. Диагностика особенностей памяти.
  4. Развиваем память.
  5. Внимание. Виды внимания.
  6. Диагностика особенностей внимания.
  7. Развиваем внимание.
  8. Воображение и восприятие.
  9. Диагностика особенностей воображения и восприятия.
  10. Развиваем восприятие и воображение.
  11. Мышление. Виды мышления.
  12. Диагностика развития мыслительных процессов младших школьников.
  13. Развиваем мыслительные процессы.
  14. Личностное развитие младших школьников. «Расскажи нам о себе».
  15. Развиваем познавательные способности. «Времена года».
  16.  Развиваем познавательные способности. «Путешествие на остров обезьян».
  17. Развиваем воображение. «Спичечная карусель».
  18. Развиваем нестандартное мышление. «Шиворот – навыворот».
  19.  Развиваем пространственную ориентацию. «Загадки».
  20. Развиваем внимание, логическое мышление.  «Вежливые слова».
  21. Развиваем внимание, память.  «Школа насекомых».
  22. Развиваем внимание, логическое мышление.  «Нам нравится гулять по зоопарку».
  23. Развиваем внимание, мышление, воображение, конструкторские способности.  «Приключения снежинок».
  24. Развиваем внимание, мышление, воображение.  «Солнышко».
  25. Развиваем творческое воображение.    «Мы умчимся в заоблачную даль…»
  26. Развиваем внимание, нестандартное мышление, сообразительность, быстроту реакции.   «Эстафета интеллектуалов».
  27. Развиваем внимание, мышление, воображение, пространственную ориентацию.  «В городе лекарственных растений».
  28. Развиваем внимание, мышление, быстроту реакции.  «Читаем письмо Смекалкина».
  29. Развиваем познавательный интерес, внимание, память, мышление, воображение.  «Межпланетное путешествие».
  30. Диагностика особенностей памяти.
  31. Диагностика особенностей внимания.
  32. Диагностика особенностей воображения и восприятия.
  33. Диагностика развития мыслительных процессов.
  34. Итоговое занятие.

3класс.

Тематическое планирование.

34часа в год.

  1.   Вводный урок.
  2.   Память. Виды памяти.
  3.   Диагностика особенностей памяти.
  4. Развиваем память.
  5. Внимание. Виды внимания.
  6. Диагностика особенностей внимания.
  7. Развиваем внимание.
  8. Воображение и восприятие.
  9. Диагностика особенностей воображения и восприятия.
  10. Развиваем восприятие и воображение.
  11. Мышление. Виды мышления.
  12. Диагностика развития мыслительных процессов младших школьников.
  13. Развиваем мыслительные процессы.
  14. Развиваем внимание, мышление, воображение.   «Дело было в Лукоморье».
  15. Развиваем внимание, мышление, память, воображение.   «Вода – источник жизни».
  16. Развиваем зрительную память. «О звёздах и планетах».
  17. Развиваем внимание, логическое мышление, память, воображение.   «Старичок – боровичок».  
  18. Развиваем внимание, мышление, память, воображение.   «Учитесь властвовать собой».
  19. «Учитесь властвовать собой». Практическое занятие.
  20. Развиваем внимание, память, мышление.    «Литературная угадайка».
  21. Развиваем внимание, мышление.  «Береги здоровье».
  22. Развиваем внимание, нестандартное мышление, память, воображение.   «Спешим на помощь Кузе».
  23. Развиваем внимание, мышление, память, воображение.   «Поэтическая карусель».
  24. Развиваем внимание, нестандартное мышление, память, воображение, конструкторские способности.  «Пять Пушкинских сказок».
  25. Развиваем внимание, нестандартное мышление, память, воображение, конструкторские способности.  «Пять Пушкинских сказок».
  26. Развиваем нестандартное мышление.
  27. Диагностика развития памяти.
  28.  Диагностика развития памяти.
  29. Диагностика развития внимания.
  30. Диагностика развития воображения и восприятия.
  31. Диагностика развития мыслительных процессов.
  32. Развиваем внимание, нестандартное мышление, сообразительность, быстроту реакции.   «Эстафета интеллектуалов».
  33. Развиваем мыслительные процессы.
  34. Итоговое занятие.

4 класс.

Тематическое планирование.

34 часа в год.

1.   Вводный урок.

2.   Память. Виды памяти.

3.   Диагностика особенностей памяти.

4.   Развиваем память.

5.   Развиваем память.

6.   Внимание. Виды внимания.

7.   Диагностика особенностей внимания.

8.   Развиваем внимание.

9.   Воображение и восприятие.

10. Диагностика особенностей воображения и восприятия.

11. Развиваем восприятие и воображение.

  1.  Развиваем мыслительные процессы.
  2.  Интеллектуальный марафон.
  3.  Развиваем способность к переключению внимания.
  4.  Развиваем концентрацию и устойчивость внимания.
  5.  Развиваем внимание, память, мышление.    «Литературная угадайка».
  6.  Развиваем зрительную память.
  7.  Развиваем внимание, мышление, память, воображение.   «Поэтическая карусель».
  8.  Развиваем слуховую память.
  9.  Развиваем внимание, мышление, память. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
  10.  Развиваем нестандартное мышление.   «Профессор головоломок».
  11.  Развиваем внимание, мышление, память, воображение.   Формируем навык по различию плоскостных геометрических фигур.   «Геометрический калейдоскоп».
  12.  Развиваем произвольное внимание.
  13.  Развиваем объём внимания.
  14.  Развиваем внимание, память, нестандартное мышление.   «Магазин головоломок».
  15.  Развиваем зрительное восприятие.
  16.  Развиваем слуховое восприятие.
  17.  Диагностика развития воображения и восприятия.
  18.  Диагностика развития памяти.
  19.  Диагностика развития памяти.
  20.   Диагностика развития внимания.
  21.  Диагностика развития мыслительных процессов.
  22.  Развиваем внимание, нестандартное мышление, сообразительность, быстроту реакции.   «Эстафета интеллектуалов».
  23.  Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Развитие познавательных способностей младших школьников

    Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательн...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

О развитии познавательных способностей младших школьников во время проведения экскурсий

В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.   В этом учебном году я выпустила детей в среднее звено. Не секрет, что у ребят со стойкой задержкой  психическом...