Педагогический опыт: решения и находки
статья на тему

Медведева Людмила Александровна

Статья "Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

А.В.Инячина, Л.А.Медведева, МБОУ лицей №3, г.Воронеж

   Чаще всего самостоятельная работа применяется на нестандартных уроках. Существуют основные принципы проведения нестандартных уроков-путешествий, уроков КВН, уроков-викторин, уроков-праздников и т. д.

   При проведении таких уроков учащиеся активно участвуют в самом уроке. Они ведущие, члены жюри, докладчики, капитаны команд, члены экипажей и персонажи инсценировок. Здесь максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Тема урока объявляется задолго, за две недели. Надо найти посильную, выполнимую работу всем, даже самым «слабым» ученикам, поддержать инициативу учащихся, их предложения по созданию урока, по содержанию этапов урока.

   Правила для учащихся.

   Готовиться надо к уроку заранее, иначе подведешь своих товарищей.

   Внимательно слушай своих товарищей, не возражай.

   Свое мнение обосновывай, доказывай.

   Особенно удаются уроки-путешествия. Можно совершить путешествие ногами, а можно при помощи мысли, фантазии. Ученики учатся добывать знания в залах, библиотеках. Учитель на уроке превращается в дирижера. Класс заранее разбивается на знатоков народных примет, знатоков погоды, знатоков животных, растений, знатоков поэзии, знатоков кроссвордов, загадок в зависимости от темы урока.

   На таких уроках возникают доверительные отношения, ученикам нравятся такие уроки, они с удовольствием высказывают свое мнение.

   Остановимся на уроке-путешествии «Звери и растения зимой». Это заочное путешествие в зимний лес. Ученики самостоятельно выбирают название остановок: «Беличья столовая», «Царство снегирей», «Хоровод деревьев», дают клятву:

«Нор звериных.

Птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом».

   На уроке ученики рассказывают народные приметы, правила поведения в лесу, останавливаются  на поляне «Беличья столовая», рассказывают о белке. Один из учеников написал жалобу от лица белки:

«Мы, пушистые белочки,

Жалуемся на тех, кто выгребает орешки из дупла.

Не оставляйте нас без еды».

   Дети рассказывают о волке, лисе, зайце. Учитель говорит: «Что-то медведя не видно». Один из учеников подготовил сценку:

                                                  Кто мешает сладко спать,

                                                  Лапку вкусную сосать,

                                                  Видеть сны медовые,

                                                  Есть пироги пудовые?

                                                  Кто не знает, что зимой

                                                 Ложится мышка на покой

                                                 Под сосну кривую спать на боковую?

   В конце таких уроков-путешествий один из знатоков поэзии читает наизусть стихи:

                                           Василька срывать не стану

                                           И ромашки золотой

                                           Лучше сразу всю поляну

                                          Увезу к себе домой.

                                          Прихвачу тихонько поле,

                                          И в росе блестящий луг.

                                          Поселю их в нашей школе.

                                          Подарю тебе, мой друг.

                                          И когда чуть-чуть взгрустнется,

                                          Снег весь мир заполонит,

                                         Одуванчик улыбнется.

                                         Колокольчик зазвенит.

                                         Не завянет медуница.

                                         Не погаснет мой букет.

                                         Наше лето сохранится

                                         На рисунке много лет.

   Большая самостоятельная работа идет при подготовке урока КВН по любой теме. Дети выбирают самостоятельно названия экипажей, девизы. Например:  экипажи «Муравей», «Пчелка», «Белки». Девиз у команды «Белки»: «Весь день в трудах, весь день в заботах». У «Муравьев»: «Без работы хоть убей, жить не может муравей». У «Пчел»: «Мы весь день жужжим, жужжим, жить без дела не хотим». Ученики рисуют эмблемы, подбирают вопросы КВН, выбирают жюри.

   Когда был урок-путешествие на озеро, ученики коллективно придумали жалобу лягушек:

                                         «Мы, лягушки прудовые

                                           И озорные, жалуемся на тех ребят,

                                           Которые бьют нас палками.

                                          Говорят, что от нас бородавки на руках.

                                          Это неправда.

                                          Во Франции нам поставили памятник

                                          За то, что врачи делают на нас опыты.

                                          Не убивайте нас ».

   Когда был урок-путешествие на луг, ученики нашли такое стихотворение:

                                            «Не рви меня, на поле

                                             Я только день живу.

                                            Дай наглядеться вволю

                                            На солнце и траву».

   Не менее важной для учащихся является домашняя работа. Задания в основном дифференцированного характера. Любители поэзии читают наизусть понравившиеся стихи на данную тему. Художники рисуют иллюстрации к уроку вместе с родителями. Знатоки искусства подбирают картинки, юные корреспонденты пишут сочинение на данную тему. Задания могут быть необычными: «Чтобы ты написал инопланетянам о Земле?», «Какое объявление ты повесишь об охране первоцветов в лесу?»; «Изготовь эмблему об охране природы», «Чтобы ты написал Лесовику?»; устрой птичью елку в парке; напиши телеграмму об охране берез; какое бы ты написал письмо президенту об охране природы.

   Чтобы больше привлечь учеников к самостоятельности на уроках окружающего мира хочется дать рекомендации:

  1. На уроках природоведения проводить конкурсы знатоков природы, природоведческие викторины, турниры смекалистых и любознательных.
  2. Проводить уроки разгаданных и неразгаданных тайн природы.
  3. Открыть в классе Академию экологических наук-начать сбор интересного материала по экологии.
  4. Проводить защиту экологических проектов (самые лучшие должны быть в копилке ЭКО).
  5. Проводить перед уроками 1 раз в месяц выставку «Нам этот мир завещано беречь!»
  6. Проводить аукционы, ярмарки знаний по экологии.
  7. Проводить нестандартные уроки, которые позволяют ученикам полюбить тишину читальных залов, учат работать с книгой, энциклопедией, энциклопедическими журналами «Свирель», «Миша», «Юный натуралист», «Окно в природу».

Такие уроки учат самостоятельно добывать знания.

 Владея системой ценностей и оценок, имея собственную позицию, ребенок сможет противостоять отрицательному влиянию извне и осуществлять осознанную, позитивную. Самостоятельную учебную деятельность. Поскольку к моменту поступления в школу ребенок уже обладает определенным уровнем культуры, который обеспечивается семьей, дошкольными учреждениями и средствами массовой информации, образование ребенка следует продолжать, раскрывая способности, заложенные в нем природой, с учетом его внутреннего потенциала и того, что он уже накопил до поступления в школу. Самостоятельная учебная деятельность создает благоприятные условия для развития и корректировки имеющегося опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: решения и находки

Статья  "Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе"...

Педагогический опыт: решения и находки

Статья "Значимость умения работать с литературным текстом для саморазвития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО" "...

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Педагогическое эссе "Мои методические находки"

Данное педагогическое эссе являлось заданием в конкурсе "Лучший учитель марийского языка-2017"...