Педагогический опыт: решения и находки
статья на тему

Вершинина Тамара Петровна

Статья "Значимость умения работать с литературным текстом для саморазвития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО"

 

"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость умения работать с литературным текстом для саморазвития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

    Каждый учитель умеет видеть в своих учениках думающих, активных, самостоятельных читателей.

    Нет, сомнения в том, что в настоящее время остро стоит проблема пересмотра позиции учителя, преподающего литературное чтение, по отношению к учебному предмету и личности ребенка. Главная задача учителя связана с формированием культуры восприятия и понимания литературного текста. Важно не наполнить головы детей знаниями, огромным количеством информации, а создать такие условия на уроке, в которых ребенок захочет исследовать литературный текст, станет собеседником, творцом, генератором новых идей, связанных с открытиями, которые дает ему автор.

    Каждое самостоятельное открытие читателя становится для него чудом открытия мира, человеческих ценностей. Такое открытие, как «Я сам это понял!», для ребенка важнее любого монолога учителя, который можно прослушать и уйти ни с чем. Здесь ценен самостоятельный поиск путей понимания текста, авторской позиции. Дети должны овладеть умениями и навыками самообучения и саморазвития, а именно должны самостоятельно принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, осуществлять оценку и самооценку.

   Учитель, старающийся пробудить в ребенке ценностное отношение к самостоятельной исследовательской деятельности, должен, прежде всего, пересмотреть взгляды на содержание , цели , задачи и технологии литературного образования, а также способы организации учебной деятельности.

    Основной формой обучения является урок, на котором развитие умений и навыков осуществляется через совместную деятельность учителя и ученика.

   Существует немало средств, позволяющих включить ребенка в активную деятельность уже на этапе восприятия литературного текста.

   Для организации этого этапа работы мне помогает «Технология педагогических мастерских», разработанных отечественными педагогами совместно с группой французских ученых. Первый этап – «индукция»- предполагает рассуждение ребенка от частных фактов к общим выводам. Например, при изучении рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»ученики отвечают на вопросы:

1.Каких людей вы встречаете в жизни чаще: хороших или плохих?

2.Чем, по-вашему мнению, отличается хороший человек от плохого?

    На следующем технологическом этапе «Самоконструкция» ребята записывают те качества людей, которые им нравятся. Далее предлагается вспомнить произведение В.Осеевой, которые изучали ранее («Почему») и подчеркнуть в заранее приготовленных учителем карточках те качества характера, которые присущи героям рассказа «Почему». Дети обсуждают в парах записанные слова. Вспоминают прочитанное произведение. Называют друг другу подчеркнутые качества. На следующем этапе – «Социализация»- они подтверждают свои выводы чтением отрывка из прочитанного произведения и дописывают качества, которые считают важными, готовят отвечающих от группы. На пятом этапе – «Афиширование»- учитель конкретизирует ответы детей.

    Как мы видим, на первичном этапе подготовки к восприятию текста дети добывали знания самостоятельно, в ходе заданий определяющих ход логических мыслей. Учебный материал был доступным, достоверным, связанным с жизнью и в тоже время интересным и познавательным

   Для привлечения внимания к новому материалу в своей работе использую картины, рисунки, схемы, яркие предметы, дидактический материал. Настраиваю детей на доброжелательное отношение друг к другу и в группах. Таким образом, создается психологическая обстановка, которая способствует формированию желания учиться, самостоятельно раскрывать замысел автора.

    Далее плавно перехожу к этапу чтения литературного произведения на технологическом этапе «Разрыв», который предполагает выявление противоречий между знаниями детей и поведением и поступками героев.

    После чтения текста учителю очень важно так спланировать работу класса, чтобы каждый раз при перечитывании текста ребенок открывал в нем что-то новое, чего не заметил при первичном чтении. Цели учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором, усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться использовать межпредметные связи, большое внимание уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную работу с индивидуальной, учить работать с текстом.

    Предлагаю наиболее интересные виды работы над текстом, используемые мною и взятые из обобщенного опыта других педагогов.

  1. Нахождение в тексте отрывка, помогающего ответить на вопрос.
  2. Нахождение по началу или концу всего предложения.
  3. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  4. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку при высказывании.
  5. Чтение, нахождение отрывков, которые стали «крылатыми».
  6. Чтение, подборка звукового оформления текста.
  7.  Чтение по ролям с элементами театрализации.
  8. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики.
  9.  «Живая картинка»(один из учеников читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  10. Нахождение в тексте отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, возмущением, радостью, весело и т. д.
  11. Конкурсное чтение стихотворений(жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса).
  12. Чтение, пометка непонятных слов и выражений.
  13. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» ит.д.
  14. Выразительное чтение отрывка рассказа по собственному выбору.
  15. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, с восклицательным или вопросительным знаком.
  16. Нахождение в тексте выводов.
  17. Чтение, рассказ о том, чем понравилось  произведение, что запомнилось.
  18. Нахождение предложения(отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек.

Можно привести ещё много упражнений, побуждающих ребенка к самостоятельным исследованиям. Незаменимую роль в этом оказывает дополнительная работа с тетрадью с литературными заданиями, прилагающаяся к учебному комплекту.

    Главная роль учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы формировать у детей культуру восприятия и понимания текста. Урок должен стать эстетической встречей с произведением. Воздействуя на чувства, эмоции, педагог добивается главной цели: взращивание вдумчивого, понимающего, инициативного читателя, способного не стесняться проявлять свои эмоции при чтении, сопереживать герою, радоваться вместе с ним, и на примере литературных героев учиться анализировать свои собственные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: решения и находки

Статья "Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"...

Педагогический опыт: решения и находки

Статья  "Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе"...

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Педагогическое эссе "Мои методические находки"

Данное педагогическое эссе являлось заданием в конкурсе "Лучший учитель марийского языка-2017"...