Педагогический опыт: решения и находки
статья на тему

Медведева Людмила Александровна

Статья  "Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе

А.В.Инячина, Л.А.Медведева, МБОУ лицей №3, г.Воронеж

   Существуя около четырех столетий, современный урок претерпевает изменения. Однако всегда урок являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Другими словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

   Учителя постоянно волнует вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений? В настоящее время педагоги и ученые едины во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, увидеть, заинтересовать. Сделать это непросто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

   Все вышесказанное подтверждает, что последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием развивающих технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения. Проблемные уроки снова стали актуальны. Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.

   Проблемное обучение включает систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

   Методика проведения современного урока предусматривает использование разных уровней проблемности. Так, по В.И.Макаровой, на уроках русского языка используются проблемные задачи, сформулированные на следующих уровнях проблемности: самом высоком, высоком; среднем «а»; среднем «б»; низком.

   По сути дела, представлены несколько вариантов одного и того же задания, начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания. Получается, что каждый ученик решает проблему, учитель корректирует ход выполнения задания. Интересно следующее: проблемная задача, сформированная на самом высоком уровне, не содержит никакой информации об изучаемом правиле, на высоком – дана одна подсказка, на среднем – 2-3 подсказки, а на низком – ряд последовательных заданий и вопрос. Все это постепенно подводит учащихся к  выводу правила правописания. В качестве примера рассмотрим «открытие» правила правописания безударной гласной, проверяемой ударением.

   Самый высокий уровень.

   На доске слова:  грибы, трава, река, носы, гряда. Задание: догадайтесь на какое правило правописания эти слова, сформулируйте правило и напишите его.

   Высокий уровень.

   Найдите в данных словах буквы, которые обозначают безударные гласные звуки, подчеркните эти буквы, сформулируйте правило и запишите его.

   Средний уровень.

   В каждой паре грибы-гриб, трава-травы, река-реки, носы-нос, гряда-грядка выделите одинаковую часть , а в ней буквы, которые обозначают ударные гласные звуки, подчеркните, сформулируйте правило и запишите.

   Низкий уровень.

   Сравните буквы, которые обозначают один и тот же звук в ударном и безударном положении; ответьте на вопрос: одинаковой ли буквой обозначается один и тот же звук в ударном и безударном положении? Правильный ответ на этот вопрос и является правилом, которое вам надо открыть. Запишите его.

   После такой работы раскрывается прием проверки безударного гласного ударением, при помощи которого формируется соответствующий навык.

   При организации проблемного урока нет деления на «сильных», «средних» и «слабых»- задание для всех учащихся одинаковое, конечный результат – формулирование правила правописания на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: решения и находки

Статья "Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"...

Педагогический опыт: решения и находки

Статья "Значимость умения работать с литературным текстом для саморазвития младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО" "...

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Педагогическое эссе "Мои методические находки"

Данное педагогическое эссе являлось заданием в конкурсе "Лучший учитель марийского языка-2017"...