Индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

                    Пояснительная записка

 

  Рабочая программа по учебному предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» разработана на основе:

1.              Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

 

2. . Учебного плана    КГБС(К)ОУ «Тальменская  специальная  бюджетная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида на 2013 - 2014учебный год.

 

  Изучение  данного предмета  обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.

        Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
      Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
 

Программа рассчитана на 66 часа, по 2 ч в неделю.

 

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

 

 

Цель:

на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

 

·       формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

·       коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

·       формирование пространственно-временных ориентировок;

·       развитие слухоголосовых координаций;

·       формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

·       совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

·       обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

·       исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

·       формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

                      Планируемые результаты освоения курса:

 

 

                 Уметь:

 

·       ориентироваться на сенсорные эталоны;

·       узнавать предметы по заданным признакам;

·       сравнивать предметы по внешним признакам;

·       классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

·       оставлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

·       практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

·        давать полное описание объектов и  явлений;

·       различать противоположно направленные действия и явления;

·       видеть временные рамки своей деятельности;

·       определять последовательность событий;

·       ориентироваться в пространстве;

·       целенаправленно выполнять действия по инструкции;

·       самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

·       опосредовать свою деятельность речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды организации учебного процесса.

 

Формы работы:

 Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа,  практическая работа.

 

 

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

 

Используемые технологии:

Ø «Обучение в сотрудничестве»

Ø Разноуровневого  и дифференцированного подхода

Ø Здоровьесберегающие

Ø  Игровые

Ø Личностно-ориентированные

Ø Информационно-коммуникативные

 

Используемые формы оценивания результатов обучения:

 

Ø беседа,

Ø тестирование,

Ø урок – практикум,

Ø наблюдение,

Ø опрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnye_i_korrektsionnye_zanyatiya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

  Рабочая программа по учебному предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» разработана на основе:

  1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

2. . Учебного плана    КГБС(К)ОУ «Тальменская  специальная  бюджетная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида на 2013 - 2014учебный год.

  Изучение  данного предмета  обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.

        Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
      Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Программа рассчитана на 66 часа, по 2 ч в неделю.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель:

на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

                      Планируемые результаты освоения курса:

                 Уметь:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • оставлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  •  давать полное описание объектов и  явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

 Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа,  практическая работа.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

  • «Обучение в сотрудничестве»
  • Разноуровневого  и дифференцированного подхода
  • Здоровьесберегающие
  •  Игровые
  • Личностно-ориентированные
  • Информационно-коммуникативные

Используемые формы оценивания результатов обучения:

  • беседа,
  • тестирование,
  • урок – практикум,
  • наблюдение,
  • опрос.

                                    Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование       разделов

                    и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

самостоятельные работы

практические работы

экскурсии

1.

Артиткуляционные упражнения для губ

1

2.

Артикуляционные упражнения для щёк,нёба.

1

 

3.

Раскрашивание по трафарету геометрических фигур.

1

4.

Раскрашивание несложных орнаментов

1

1

5.

Слово. Составление предложений.

2

6.

Составление предложений по картинкам.

1

 

7.

Понятие о цвете.

1

8.

Различение составных цветов. Радуга цветов.

1

9.

Коррекция движений.

1

10.

Коррекция моторики мелких мышц.

1

11.

Упражнения в различении времени суток: утро-вечер, день-ночь.

1

12.

Различение понятий: сегодня-завтра, сегодня вчера.

1

 

13-14.

Различение понятий вверху-внизу, слева, справа.

2

2

15.

Ориентирование на плоскости и листе.

1

1

16.

Выполнение простейших заданий, движение по словесной инструкции

1

1

17.

Ориентирование в помещении школы.

1

18.

Упражнение в чтении слогов и слов.

1

19.

Числа 1, 2, 3.

1

20.

Упражнение в чтении слогов и слов.

1

 

21.

Числа 1, 2, 3.

1

22.

Составление предложений.

1

1

 

23.

Решение примеров на сложение.

1

1

24.

Упражнение в чтении предложений.

1

25.

Решение примеров на вычитание

1

1

26.

Упражнение в чтении слов.

1

27.

Решение примеров

1

1

28.

Упражнение в чтении предложений.

1

29-30.

Решение простых задач.

2

2

31.

Повторение изученных букв

1

32-33

Состав чисел:  2, 3, 4.

2

34.

Повторение изученных букв.

1

35-36.

Состав чисел: 2, 3, 4.

37.

Письмо под диктовку слогов, слов, предложений.

1

1

38.

Составление примеров по картинкам.

1

1

39.

Письмо под диктовку слогов, слов, предложений.

1

1

40.

Составление примеров по

картинкам.

1

1

41.

Составление предложений по картинкам.

1

1

42.

Решение примеров.

1

1

43.

Составление предложений по картинкам.

1

1

44.

Решение примеров.

1

1

45.

Чтение прямых слогов вида  ма-мя.

1

1

46.

Состав чисел  5, 6, 7, 8.

1

1

47.

Чтение прямых слогов вида  ма-мя.

1

48.

Состав чисел  5, 6, 7, 8.

1

49.

Сочетание жи-ши. Запись слов под диктовку.

1

1

50.

Нахождение неизвестного компонента

1

51.

Сочетание жи-ши. Запись слов под диктовку.

1

1

52.

Нахождение неизвестного компонента

1

53.

Чтение и письмо слов с гласными е, ё, ю, я.

1

1

54.

Число 10. Десяток. Порядковый и количественный счёт в пределах 10. Число следующее и предыдущее.

1

55.

Упражнения в письме под диктовку слов с согласными ц-ч.

1

1

56.

Решение примеров на нахождение суммы и остатка.

1

1

57.

Сочетания ча-ща. Списывание слов с пропущенной гласной. Письмо под диктовку.

1

58.

Состав чисел в пределах 10.Решение примеров на нахождение суммы и остатка.

1

1

59.

Сочетания чу—щу.

1

60.

Состав чисел в пределах 10.Решение примеров на нахождение суммы и остатка.

1

1

61.

Чтение и письмо слов с буквами ф и э.

1

1

62.

Решение задач. Оформление краткой записи в виде рисунка.

1

1

63.

Письмо слов с ъ и ь знаками.

1

1

64.

Таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

1

65.

Письмо под диктовку.

1

1

66.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

1

66

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс

Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1.  Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах

Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...

Рабочая программа.Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (1 класс)

Цель рабочей программы коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, чере...

Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"

Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных  занятий в классах ОВЗ"«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше бе...

«Групповое коррекционное занятие по нейропсихологии с обучающимися второго класса»

Занятие по нейропсизологии с обучающимися с речевыми  и психомоторными нарушениями....