Технология проектной деятельности
учебно-методический материал на тему

Самохова Юлия Вячеславовна

В материале рассматривается технология проектной деятельности, виды, применен ие на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

В последние годы в российском образовании произошли существенные изменения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств   приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

В рамках нового ФГОС реализуется системно – деятельностный подход. То есть каждый урок и внеурочное занятие  создают условия  для развития ученика.( Слайд 2)

Основная  цель этого подхода – воспитание личности, развитие на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, в рамках этого подхода на уроках и во внеурочной деятельности реализуется метод проектов.


Метод учебного проекта - это  одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,  исследовательские, поисковые и прочие методики. ( Слайд 3 )

Основной целью проектного метода в начальной школе является развитие  свободной творческой личности  ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. ( Слайд 4 )

Образовательный (учебный) проект - это форма  организации занятий, предусматривающая  комплексный характер  деятельности учащихся  по получению  образовательной продукции за определенный промежуток времени. (Слайд 5 )

Учебный проект-это возможность  максимального раскрытия творческого потенциала. (Слайд 6 )

Это деятельность, направленная на  решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими  учащимися в виде задачи, когда результат деятельности- найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей

Для чего нужен метод проектов?  ( Слайд 7)

  •  научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  •  научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  •  научить принимать самостоятельные аргументированные решения.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.  (Слайд 8, 9 )

По типу деятельности

По количеству участников

По продолжительности

По количеству предметов

творческий, исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный

парный, индивидуальны, групповой

краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, мини-проект

монопроект, межпредметный


В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: (Слайд 10 )

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку,

 Различают следующие формы продуктов проектной деятельности (Слайд 11 )

  • Макет
  • Газета
  • Сказка
  • Журнал
  • Изделие
  • Сценарий
  • Выставка
  • Рассказ

          Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира.

За  2 года обучения дети оформили и защитили более 10 проектов по окружающему миру в рамках программы. В 1 классе это были такие темы: ( Слайды 12-15)

«Моя малая родина»

«Моя семья»

«Мой класс, моя школа»

Мои домашние питомцы».

Во 2 классе количество проектов увеличилось  до 6. Вот их темы: ( Слайды 16-22)

«Родной город»

Красная книга»

Профессии»

«Родословная»

«Города России»

«Страны мира»

        В 3 классе была проведена работа по подготовке проекта на тему «Богатства, отданные людям». Поговорили о том, из чего складывается внутренний мир человека, за какие душевные качества мы ценим людей. Таким образом, проверили знания по предыдущей теме.

Мы вспомнили,  как дети готовились к выполнению проектов во 2 классе, как была организована работа над проектами. И затем я озвучила тему нового проекта, над которым нам предстояло поработать. Далее дети знакомились с жизнью и деятельностью педагога Василия Александровича Сухомлинского. Делаем вывод, что Сухомлинский – пример человека, который щедро отдавал  людям богатства своей души. В ходе дальнейшей беседы  с использованием портретов выясняем, с жизнью каких замечательных людей можно познакомиться. Это могут быть выдающиеся земляки, такие как Мальцев Иван Акимович, Рябок Владимир Самсонович, исторические деятели( Георгий Жуков, Минин и Пожарский), герои войны, великие ученые, космонавты, писатели. Выяснили, что материалы для проекта можно найти в школьном и городском музее, в школьной и городской библиотеке, в интернете.

Далее была проведена работа в тетради. Дети формулировали цель проекта, его задачи, план. ( Слайд-23-24)

Цель проекта: рассказать  о замечательных делах, поступках  и достижениях людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям.

Задачи проекта:

  •  собрать информацию в  виде фотографий и фактов из биографии;
  •  подготовить рассказ презентацию;
  • познакомить со своим проектом одноклассников

План проекта:

  • фамилия, имя , отчество человека, о котором пойдет речь в проекте.
  • обоснование выбора, почему именно этого человека выбрал
  • рассказ о герое проекта
  • свое отношение к данному человеку и его делам
  • каким источником информации пользовался при создании проекта
  • благодарность за помощь в работе

На подготовку проекта мы отвели срок-1 неделя. Результатом стали рассказы-биографии с использованием фотографий. (Слайды 25-27)

Результаты применения проектной технологии развивают: (Слайд 28 )

  • Личность каждого ребенка
  • Коммуникативные качества
  • Исследовательские способности
  • Творческие способности
  • Познавательные способности

Таким образом, проектная деятельность способствует  формированию ключевых   компетентностей  учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням  роста: от проекта к проекту. (Слайд 29)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"

В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...

Презентация "Технология проектной деятельности".

Презентация содержит этапы работы над проектом, классификацию проектов, структуру деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов....

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

выступление МРО Технология проектной деятельности

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и...

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...