Шар и Сфера
методическая разработка (4 класс) на тему

Анискина Ирина Сергеевна

Внеурочная деятельность " Математика и конструирование"  Технологическая карта к занятию на тему" Шар и Сфера". Первичное знакомство с этими объёмными геометрическими фигурами.Соправождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shar_i_sfera.docx25.2 КБ
Файл sfera_i_shar.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Сфера и шар

Тип занятия:  открытия новых знаний  

Цель занятия:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, сферы.

Задачи:

  • Познакомить детей, что такое шар и сфера, отличие и сходство этих геометрических фигур.
  • Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся.
  • Содействовать формированию дружного коллектива класса.

Планируемые результаты

Личностные. 

  • Осознание ценности изучаемого материала.
  • Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать  группах.

   Метапредметные. 

РУУД: 

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и придерживаться цели.
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД: 

  • Умение работать с информацией;
  • Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать.

КУУД: 

  • Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;
  • Умение соблюдения  позиции «понимающего»
  • Умение работать в группах.

  Предметные: 

  • Умение находить предметы, имеющие форму шара и сферы.
  • Знать различия между шаром и сферой.
  • Применение новых знаний в жизненных ситуация

Методы: словесный,  игровой, наглядный, частично-поисковый ,инсценировка исследовательский, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Формы организации: групповая, коллективная

Технологии: системно - деятельностный подход, проектная деятельность.

Средства обучения:  презентация «Сфера и шар», карточки, конструктор, предметы  формы шара

 Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Орг. момент

Слайд3

Посмотрели друг на друга, улыбнулись.

С каким настроением пришли на занятие?

Что нового вы хотите узнать?

Прочитайте высказывание древнекитайского мудреца и философа

Тир пути ведут к знаниям:

Путь размышления- самый благородный,

путь подражания- самый лёгкий,

путь опыта- самый горький.

В конце занятия ответим, какой путь мы с вами выбрали.

Дети отвечают и настраиваются на занятие

Читаю высказывание

р/д

пр.пед.техники:высказывание великих

Постановка целей, введение в тему

Слайд 4

Прочитайте вопрос

Чем отличается шар от сферы?

Можем ли мы ответить сейчас на этот вопрос?

Тогда можем определить тему и цели  нашего занятия, над которыми мы будем работать?

Ответы детей: не можем, не знаем этих геометрических фигур.

Да. Тема: сфера и шар.

Цели: как распознать шар и сферу, чем схожи и чем отличаются.

р/д

техника: тема-вопрос

Актуализация знаний

Слайд 5, 6, 7

Планирование действий

Что объединяет эти понятия?

А какие геометрические фигуры?

А ещё какие бывают?

На партах лежат листочки, где уже начерчены геометрические фигуры. Посмотрите, скажите, что это за фигуры? Чем отличаются?

Задание: дорисуйте до шара.

Как вы показали , что фигуры стали  формы шара.

Покажите, как вы думаете, что за фигуры получились?

Есть ли отличие?

Посмотрим на слайд ,как там изобразили сферу и шар

Приведите примеры предметов формы шара.

Они геометрические фигуры

Объёмные.

Плоские

Перед детьми плоские фигуры, круг и окружность

Дети дорисовывают.

Ответ: штриховкой, поперечными линиями.

п/д

техника: отсроченная отгадка

Усвоение нового

Слайд 7

Прочитайте сказку

Сказка о возникновении шара

Однажды , оставшись один дома, красавец Полукруг долго принаряживался и жеманился перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не мог налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять , будто я хорош?- говорил он. – Лгут люди , я совсем не хорош. Почему девушки провозгласили , что лучшего парня и не было еще никогда и не будет никогда на селе Хатанга?». Полукруг знал и слышал все, что про него говорили , и был капризным, как красавец . Он мог целый день любоваться собой перед зеркалом , рассматривая себя со всех сторон . И вдруг случилось чудо, когда Полукруг повернулся перед зеркалом вокруг себя, он увидел в зеркале собственное отражение в форме Шара

Определим тему  этой сказки.

Почему вы так думаете?

Как доказать возникновение шара?

Вследствие чего получился шар?

В каком случае получается шар?

Читаем вслух один ученик

Возникновение шара.

Рассказывается как возник шар.

Полукруг  любовался собой и заметил, что он похож на шар.

Вследствии вращения получился шар.

п\д

техника: работа с текстом, вопросы к тексту

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений,

Конструирование:

 На парте вы видите детали в разобранном виде. У каждой группы свои детали. Соберите их в фигуры.

Что за фигуры у вас получились?

Разные ли фигуры по форме, а чем они отличаются?

Исследовательская работа:

Вам даны предметы формы шара.

Можно ли сказать, где шар , а где сфера.

 А что надо сделать?

Разделите на две половины.

А теперь вы смело можете сказать, что это за фигуры.

Попробуем спроектировать фигуру сверху на листочек.

Что у вас получилось?

Результат деятельности:

Какой делаем вывод?

При разрезе предмета мы видим…

Даём полное понятие фигурам.

Шар- это объёмная фигура, в которой внутренность заполнено.

 Сфера- это объёмная фигура, в которой внутренность пустая.

Представление мини-проекта:

Давайте посмотрим сказку ( на листочках напечатана сказка)

Поспорили однажды Сфера и Шар, кто из них важнее. 
- Я, - кричит Сфера, - важнее тебя! У меня даже в названии букв больше!
- Нет, - сердится Шар, - я важнее, мое имя люди каждый день произносят!
Разругались они и решили больше никогда не дружить друг с другом.
Подслушал этот разговор злой волшебник, Антигеометрий, и решил уничтожить их, чтобы на Земле осталось поменьше геометрических фигур. Пока они спали, схватил их и бросил в вязкую тину, где обитали страшные крокозябры, поедатели фигур.
Обрадовались крокозябры, плывут к нашим фигурам, чтобы сожрать. Бедная Сфера не может плыть, так как слишком легкая, ветер назад ее уносит. Тогда Шар, который был потяжелее, схватил Сферу и быстро вместе с ней покатил по волнам к берегу. Вытолкнул он ее на берег, а  сам вылезти не может. А злые крокозябры уже вот-вот его схватят. Тут Сфера быстро взлетела, так как она была пустая внутри и очень легкая, подлетела к Шару, схватила его и вынесла по воздуху на берег.
Так друзья поняли, что каждый из них очень важен в жизни. С тех пор они не спорят, а всегда помогают друг другу.

1группа собрала шар, 2 группа –сферу.

Шар заполнения, сфера-пустая.

Да.

Круг и окружность

Шар- это заполненное внутри пространство.

Сфера-это пустое внутри пространство

Инсценировка сказки, распределение ролей

р/д, п/д., к/д

техника: работа в группах

мини-проект, реставратор

инсценировка

физминутка

 Прочитаем письма из сказок и догадаемся, от какого героя письмо

Письмо  от принцессы на горошине

“- Ах, ужасно плохо я спала!- пишет принцесса - я всю ночь не сомкнула глаза. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чём-то твердом и теперь у меня всё тело в синяках! Это просто ужас что такое!”.

- От кого пришло письмо?

- Принцесса интересуется - на чём она спала?

Письмо от “Барона Мюнхгаузена”

«- Я стоял рядом с огромной пушкой, которая полила по турецкому городу, и когда из пушки вылетело ядро, вскочил на него и понёсся вперёд. Все в один голос воскликнули

- Браво, браво барон!”.

Барон интересуется, какой формы был этот предмет?

- Какую форму имело ядро у барона?

Письмо от колобока

Просит старик:
- испеки мне, старая, колобок.
Я колобок, колобок!
По амбару метён
По сумкам скребён,
На сметане сажён
На окошке стужён
Я от дедушки ушёл
Я от бабушки ушёл.

От принцессы из сказки “Принцесса на горошине”. 

от “Барона Мюнхгаузена”

от колобока

Рефлексия

Сейчас раздам карточки, вы их должны дополнить словом шар или сфера.

Шар — это тело, состоящее из всех точек пространства, находящихся от данной точки на одинаковом расстоянии.

Шар — это тело правильно геометрической формы, ограниченное поверхностью шара. Шар возможно получить, методом вращения полукруга.

Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на определенном расстоянии от данной точки. 

Сфера является поверхностью (границей) шара с центром и радиусом 

Привести примеры шара и сферы, выбрав предметы на столе.

Проверим себя посмотрев фильм.

Все ли мы цели выполнили?

Какой же путь мы выбрали, чтобы достичь своих целей?

Дети в группах выполняют задания

— это тело, состоящее из всех точек пространства, находящихся от данной точки на одинаковом расстоянии

 — это тело правильно геометрической формы, ограниченное поверхностью шара. Шар возможно получить, методом вращения полукруга.

называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на определенном расстоянии от данной точки. 

является поверхностью (границей) шара с центром и радиусом 

р\д, к\д

техника: ИКТ

Домашнее задание

Придумать сказку про шар и сферу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шар. Сфера.

Слайд 2

Цель занятия: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, сферы.

Слайд 4

Чем отличается шар от сферы?

Слайд 5

Сфера и шар

Слайд 6

ШАР-символ будущего

Слайд 7

Слово «сфера» , «шар» произошли от греческого слова « сфайра », которое переводится на русский язык как «мяч».

Слайд 8

Сказка о возникновении шара. Однажды , оставшись один дома, красавец Полукруг долго принаряживался и жеманился перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не мог налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять , будто я хорош?- говорил он. – Лгут люди , я совсем не хорош. Почему девушки провозгласили , что лучшего парня и не было еще никогда и не будет никогда на селе Хатанга?». Полукруг знал и слышал все, что про него говорили , и был капризным, как красавец . Он мог целый день любоваться собой перед зеркалом , рассматривая себя со всех сторон . И вдруг случилось чудо, когда Полукруг повернулся перед зеркалом вокруг себя, он увидел в зеркале собственное отражение в форме Шара.

Слайд 9

Найти сходство и различие Шаром принято называть тело, ограниченное сферой, т.е. шар и сфера – это разные геометрические тела Шар — это тело, состоящее из всех точек пространства, находящихся от данной точки на одинаковом расстоянии. Шар — это тело правильно геометрической формы, ограниченное поверхностью шара. Шар возможно получить, методом вращения полукруга. Сферой называется поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на определенном расстоянии от данной точки. Сфера является поверхностью (границей) шара с центром и радиусом

Слайд 10

Письмо от принцессы “- Ах, ужасно плохо я спала! - пишет принцесса - я всю ночь не сомкнула глаза. Бог знает, что там у меня было в постели! Я лежала на чём-то твердом и теперь у меня всё тело в синяках! Это просто ужас что такое!”. - Принцесса интересуется - на чём она спала?

Слайд 11

Письмо от барона “- Я стоял рядом с огромной пушкой, которая полила по турецкому городу, и когда из пушки вылетело ядро, вскочил на него и понёсся вперёд. Все в один голос воскликнули - Браво, браво барон!”. Барон интересуется, какой формы был этот предмет? - Какую форму имело ядро у барона?

Слайд 12

Письмо третье Просит старик: - испеки мне, старая, колобок. Я колобок, колобок! По амбару метён По сумкам скребён , На сметане сажён На окошке стужён Я от дедушки ушёл Я от бабушки ушёл.

Слайд 13

Сфера полая, в то время как шар является заполненным внутри телом. воздушный шар – это сфера бильярдный шар – это полноценный шар.

Слайд 14

Сказка про Сферу и Шар Поспорили однажды Сфера и Шар, кто из них важнее. - Я, - кричит Сфера, - важнее тебя! У меня даже в названии букв больше! - Нет, - сердится Шар, - я важнее, мое имя люди каждый день произносят! Разругались они и решили больше никогда не дружить друг с другом. Подслушал этот разговор злой волшебник, Антигеометрий , и решил уничтожить их, чтобы на Земле осталось поменьше геометрических фигур. Пока они спали, схватил их и бросил в вязкую тину, где обитали страшные крокозябры , поедатели фигур. Обрадовались крокозябры , плывут к нашим фигурам, чтобы сожрать. Бедная Сфера не может плыть, так как слишком легкая, ветер назад ее уносит. Тогда Шар, который был потяжелее, схватил Сферу и быстро вместе с ней покатил по волнам к берегу. Вытолкнул он ее на берег, а сам вылезти не может. А злые крокозябры уже вот-вот его схватят. Тут Сфера быстро взлетела, так как она была пустая внутри и очень легкая, подлетела к Шару, схватила его и вынесла по воздуху на берег. Так друзья поняли, что каждый из них очень важен в жизни. С тех пор они не спорят, а всегда помогают друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа семьи и школы по формированию волевой сферы младшего школьника "Хозяин своего Я"

Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка

Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ....

Формирование познавательной сферы.

даны элементарные знания и упражнения по формированию данной сферы....

Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Статья  содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....