Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Кучина Ирина Леонидовна

Эссе учителя начальных классов Кучиной Ирины Леонидовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов

Кучиной Ирины Леонидовны

Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.

В.О. Ключевский

       «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это УЧИТЕЛЯ».

    У каждого человека есть свой ПУТЬ, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе.

     В 1996г.,будучи  ученицей 11 класса, успешно сдала экзамены в Новосибирский аграрный университет на факультет Агрономии.  В 2001г. получила диплом с отличием и вместе с мужем и сыном переехала в с. Чумай Чебулинского  района. В совхозе «Чумайский» 4 года работала агрономом-семеноводом. В 2006г. встал вопрос о смене места жительства. В тот же год на семейном совете решили переехать на Родину мужа  в д. Новогеоргиевку. С этого момента и начинается моя педагогическая деятельность. Меня приняли  на работу  в качестве учителя биологии  в МБОУ «Новогеоргиевскую СОШ». Но знаний не хватало. В 2006г. поступила на заочное отделение  в Кемеровский сельскохозяйственный институт где и получила диплом учителя биологии.   Стаж моей педагогической деятельности –7 лет. Из них 6 лет работаю учителем начальных классов. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. В тоже время  очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка.  Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость, как качество души человека, дети ставят, порой, выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. И  я стараюсь быть неравнодушной к своим ученикам и к своей работе.

Моими самыми главными учителями в жизни стали мама и моя учительница по биологии и химии Носкова Евгения Николаевна. Мама с детства прививала такие качества как: доброту, справедливость, честность, неравнодушие, уважение к старшим. Всегда учила с огромной  ответственностью подходить к любому делу и любить результат своего дела. Евгения Николаевна для меня является эталоном учителя. В этом человеке умело совместились знания педагогики и психологии. Её уроки проходили легко и непринуждённо, а самое главное, спокойно. Весь учебный материал хорошо запоминался. Евгения Николаевна уважала нас как личностей, к каждому находила свой подход. Не случайно,  70% учащихся  ежегодно выбирали  биологию и химию для сдачи выпускных  экзаменов.  

    Считаю, что в современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека всему  на всю жизнь, поэтому развиваю потребность и способность к самообразованию, формирую стремление к познанию и созиданию. Современное российское образование, ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, сущность которого  заключается  в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками. Понимание необходимости переориентировать детей на продуктивную образовательную деятельность побуждают меня к поиску новых подходов к преподаванию всех учебных предметов.

     Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии:

      1.В современный  век информации уметь работать на компьютере, использовать его в своей работе должен каждый учитель и привлекать к этому детей. Владею компьютером, использую его в своей работе постоянно , что способствует раскрытию творческих способностей учащихся, активизации их деятельности на уроках. Применяю на своих уроках электронные и музыкальные физминутки, презентации и видеофрагменты, тестовые задания, которые нахожу в интернете или создаю сама.

      2. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. При этом под компетенцией понимаю не просто сумму знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.

     3.Добиваюсь заинтересованности и понимания изучаемого материала, в этом очень помогает использование разнообразной наглядности.  Она способствует: глубокому осмыслению и пониманию учебного материала; максимальному учёту возрастных особенностей; прочному и осознанному усвоению знаний, умений, навыков; укреплению у обучающихся  веры в себя; развитию воображения и творческой фантазии; развитию эмоциональной, чувственной сферы ребёнка. Имею,  в цифровом варианте, различные демонстрационные таблицы.  Считаю, что использование наглядности, в условиях перехода на стандарты второго поколения является одним из важнейших моментов в обучении младших школьников. Поэтому в своей работе постоянно использую наглядность, но делаю это дозировано, не перенасыщая учебный процесс.

     4.Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс строю с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, но в силу того, что наполняемость класса малая, использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.

Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

     5. Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, музыкальные  физминутки, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Постоянное анализирование достижений учащихся - обязательное условие моей работы. Смысл диагностики вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Этому способствуют, рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.

На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты.

Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей  делать выводы, лучше понимать самого себя, но естественно детей этому приходится учить, а это порой бывает трудно, потому что младший школьник не всегда относится к себе критически, не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.

     6. Интересным открытием для меня в моей работе стал «кейс-метод»      (метод конкретных ситуаций, непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы). Этот метод я применяю на уроках окружающего мира. Получаются очень интересные и живые уроки. Основным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие своей точки зрения. Дети учатся слышать других и доказывать свою позицию.

     7. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Дети принимают  активное участие в жизни школы и деревни,  а также  принимают  активное участие в творческих конкурсах на муниципальном уровне и  во всевозможных олимпиадах используя сети интернет.   В классе проводим праздники с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка», Как помочь ребенку учиться» и др.

        В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

· собрание-лекторий;

· собрание-практикум;

· общешкольная конференция.

Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.

      8. Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я прихожу к следующему:

· Владею различными приёмами и методами обучения и воспитания и применяю их в своей деятельности;

· Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к учебным предметам;

· Использую элементы развивающего, проблемно-ориентированного обучения;

        Считаю, что нужно и дальше осваивать и изучать педагогические новинки. В  настоящее время изучаю сущность дифференцированного обучения, планирую уделять больше внимания работе по самоорганизации, самодисциплине учащихся. Как классного руководителя меня интересует система этического воспитания учащихся в начальной школе, так как считаю, что в настоящее время нашим обществом частично утрачены нравственно-этические ценности. Планирую и дальше повышать свой уровень образованности, своевременно проходить курсы повышения квалификации и аттестации.

Ссылка на мой сайт:
Мой Сайт учителя начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...