Урок - спектакль литературного чтения 2 класс 2012г.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Шапчиц Елена Адольфовна

Урок - спектакль литературного чтения 2 класс 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_-_spektakl.zip1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-спектакль

Обобщение по теме:

«Устное народное творчество»

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_3958.JPG

               

Фото обучающихся печатается с письменного разрешения родителей.

Составители: Шапчиц Елена Адольфовна


                                           

24.09.2011 г.

Урок-спектакль

Цели урока: 

  • обобщить  знания детей о сказке и других жанрах устного народного творчества;
  • развивать устную речь детей, развивать мышление, память, воображение,  умение давать оценку действиям и поступкам героев;
  • воспитывать умение слушать.

Оборудование  урока:

  • презентация «Устное народное творчество»;
  • декорации, маски к русской народной сказке «Лиса и Тетерев»;
  • рисунки по прочитанным  сказкам.

Ход урока.

I.  Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Сегодня мы обобщим наши знания об  устном народном творчестве, о русских народных сказках. Мы будем развивать свою устную речь, учиться красиво рассказывать, думать, наблюдать, слушать учителя и слушать друг друга, учиться  радоваться своим успехам и успехам  товарищей. Закройте глазки и про себя скажите: «Я готов, я  внимателен, я самый способный, у меня есть желание сегодня хорошо работать».

II.  Обобщение знаний об устном народном творчестве.

Учитель: У каждого народа есть своё устное творчество. Оно бережно сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (слайд 1)

(Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста (уста – рот, губы), творчество – создавалось что-то новое) (слайд 2-3).

Учитель: С какими жанрами устного народного творчества вы знакомы? (слайд 4).

Учитель: Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?  (слайд 5)

Как вы понимаете смысл данного высказывания? (слайд 6)

Учитель: Часто в своих играх вы используете считалки. Для чего?  (слайд 7).

Учитель. Больше всего народ любил петь песни. Вспомните, когда пели народные песни? О чём в них пелось? Помогали ли эти песни простому народу? (слайд 8)

Учитель. Одной из разновидностей народных песен являются песенки-потешки.

– Как вы думаете, почему их так назвали? (слайд 9)

     – Как нужно исполнять потешки? Почему?
 
Учитель. Один из самых интересных и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – загадка.

     – Как бы вы объяснили, что такое загадка?

– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и  явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом. (слайд 10)

   Учитель. Самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр фольклора – сказка.

А. С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Как вы понимаете эти слова?

- А что такое сказка?

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

- Как вы понимаете эти слова?

Учитель. Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки?

У народных сказок автор - народ.

- Что это значит?

Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили на этой же земле, на которой живем мы. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек не только хорошо ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и в свою очередь рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

Волшебные, о животных, бытовые.

- Есть волшебные или фантастические. (слайд 11)

- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

- Что необыкновенно в волшебных сказках? ( Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства).

Есть сказки бытовые. (слайд 12)

-Какова особенность этих сказок?

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.

- Сказки о животных. (слайд 13-14)

Чем характерны эти сказки?

III. Физкультминутка.  

IV. Вступительная беседа перед спектаклем:

Учитель.  Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках?

-Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

V. Спектакль (видео)

VI. Беседа после просмотра:

Учитель.  Понравилась вам сказка? Чем особенно?

- Какая эта сказка?

- Кто является главными героями? (лиса и тетерев)

- Каков тетерев в этой сказке?

В сказке лиса хочет перехитрить тетерева.

- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?

- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?

- О чем думала лиса?

- Что получилось с ее планом?

- Какой урок преподал тетерев лисе?

VI. Итог.

Учитель: Чему учит сказка? (слайд 15)

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

Рефлексия:

Учитель.

– Вам  понравился наш урок? 
– Чем понравился?
– Что вам особенно запомнилось? 

Учитель.  Спасибо всем за  хорошую работу на этом уроке.
Вы получили новые  полезные знания, они вам помогут и в учебе, и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....