Главные вкладки

    ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
    презентация к уроку на тему

    Презентация содержит материалы, касающиеся особенностей перехода к ФГОС в условиях специальной коррекционной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fgos.rar966.72 КБ

    Подписи к слайдам:

    В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью положен
    деятельностный
    и дифференцированный подход, осуществление которых предполагает:
    признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;
    признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности;
    развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;
    разработку содержания и технологий образования обучающихся , определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
    Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает,
    что
    обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.
    Освоение адаптированной основной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:
    личностных и предметных

    Личностные
    результаты
    освоения АООП

    включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
    Предметные результаты
    освоения АООП

    включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
    Учителя
    ,

    реализующие АООП, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки
    :
    .
    Воспитатели
    ,

    принимающие участие в реализации АООП, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
    «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
    олигофренопедагога
    ;
    по специальности «Олигофренопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики.
    по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
    олигофренопедагога
    ;
    по педагогическим специальностям или по
    направлениям

    («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование
    »)
    по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
    по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
    олигофренопедагога
    ;
    по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
    олигофренопедагога
    ;
    по специальности: «Олигофренопедагогика»;
    по
    другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной
    переподготовки в
    области специальной педагогики или специальной
    психологии
    П
    рименяется
    к правоотношениям, возникшим
    с 1 сентября 2016 года

    Основное содержание:
    Общие
    положения
    Требования к структуре
    АООП
    Требования к условиям реализации
    АООП
    Требования к результатам освоения АООП
    Приложение
    ТРЕБОВАНИЯ
    К АООП ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ
    от 19 декабря 2014 г. N 1599

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

    ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
    связь
    базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
    решение
    задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.








    Программа
    формирования базовых учебных действий


    у
    обучающихся с умственной отсталостью общего образования должна обеспечивать:

    Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования
    .

    Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов.
    Также
    предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

    равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью;
    государственных
    гарантий качества образования обучающихся

    на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения;

    вариативности содержания образовательных программ
    ,
    возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
    единства
    образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия видов образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью;
    разработки
    критериальной
    оценки результатов освоения АООП общего образования
    ,
    деятельности педагогических работников,
    образовательных
    организаций, функционирования системы образования в целом;

    условий для эффективной реализации и освоения АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
    Стандарт направлен на обеспечение:
    э
    то
    программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
    Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся

    с
    умственной отсталостью
    АООП для обучающихся с умственной отсталостью должна содержать:

    Пояснительную
    записку которая должна раскрывать
    :
    цели
    реализации АООП общего образования, конкретизированные в
    соответствиие
    требованиями Стандарта;
    психолого-педагогическую
    характеристику обучающихся
    ;
    описание
    особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
    .
    Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП общего образования должны
    :
    обеспечивать
    связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП
    ;
    являться
    основой для разработки АООП

    образовательными организациями;
    являться
    содержательной и
    критериальной
    основой для разработки рабочих программ.
    В целях обеспечения реализации АООП
    должны
    создаваться условия, обеспечивающие возможность
    :
    достижения
    планируемых результатов освоения АООП всеми обучающимися;
    выявления
    и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
    деятельности;
    расширения
    социального опыта и социальных контактов обучающихся с умственной отсталостью, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
    учета
    образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с умственной отсталостью, и особых, характерных для отдельных групп;
    использования в
    образовательном процессе современных образовательных технологий
    деятельностного
    типа;

    обновления содержания АООП, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей);
    эффективного
    управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

    Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной
    программы (вариант
    С
    ,
    D
    )
    12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
    13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
    9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Областное государственное автономное образовательное учреждение
    ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
    664022, г. Иркутск, ул. Пискунова – 42, тел. 70-00-37, 70-09-40
    ФГОС для
    ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
    19.11.2015г.

    Учитель-логопед Комарова Н.Л.
    Требования к структуре адаптированной образовательной
    программы(вариант С)
    Учебный план

    обучающихся с умственной отсталостью обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
    классам

    (годам обучения), а также внеурочную деятельность.

    В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
    :
    учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо);
    учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
    Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
    Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет
    35 минут.
    Продолжительность учебной недели
    - 5 дней.
    Обучение проходит в одну смену.
    в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый
    в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый);
    в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
    Стандарт
    является основой
    объективной оценки качества образования
    обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям
    Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для
    обучающихся с умственной
    отсталостью
    Общее
    образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП.
    Адаптированная основная программа представляет собой комплекс следующих характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
    Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие
    жизненной компетенции
    , позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
    Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как
    возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
    Требования устанавливаются к результатам:
    личностным,
    включающим
    сформированность
    мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
    предметным,
    включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
    Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы(вариант
    D
    )
    7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
    9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
    7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
    8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования
    к
    структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
    условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    результатам освоения основных образовательных программ
    Нормативный срок освоения АООП
    общего
    образования
    обучающихся
    (вариант С) составляет
    9-13

    лет (подготовительный класс (0)-
    Х
    I

    классы).
    Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося

    осуществляется на основе
    рекомендаций ПМПК,
    сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством РФ.
    Результаты
    освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения
    образования.
    Стандарт
    устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью, освоивших АООП общего
    образования.
    Описание
    результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя:
    требования
    к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты);
    требования
    к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты
    ).
    4.
    Личностные
    результаты включают овладение обучающимися социальных компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных
    средах.
    5.
    Предметные
    результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.


    Требования к результатам освоения адаптированной образовательной
    программы(вариант
    С
    )
    Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения
    осуществляется
    исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах,
    и с
    учетом индивидуальных особенностей психофизического развития
    ,
    здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности
    формирование

    общей
    культуры
    охрана
    и укрепление физического и психического здоровь
    я
    детей
    формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
    обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
    ценностями
    формирование основ учебной деятельности

    создание
    специальных условий
    для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере
    образования
    обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования
    обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных
    особенностей
    формирование социокультурной и образовательной среды
    с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
    АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
    Достаточный
    уровень
    освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся
    .
    Минимальный уровень
    является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
    Личностные результаты
    освоения АООП должны отражать:
    1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
    2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
    6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
    Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:
    1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
    2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
    3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
    4) формирование уважительного отношения к окружающим;
    Особенности перехода на ФГОС в условиях специальной коррекционной школы
    Заместитель директора по УВР
    Топчий
    Нина Даниловна
    разработки
    и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;
    определения
    требований к условиям овладения обучающимися

    адаптированной основной образовательной программой;
    определения
    требований к результатам освоения обучающимися

    АООП общего образования;
    определения
    нормативов финансового обеспечения реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;
    формирования
    учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;
    объективной
    оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и качества образования обучающихся
    ,
    осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования;
    подготовки
    , профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.
    Стандарт является основой для:

    Образовательная
    организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.
    Вариант С может быть реализован

    в
    разных формах:
    совместно с другими обучающимися
    в отдельных классах
    группах
    в отдельных организациях
    Программа учебного предмета должна содержать
    :
    пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);
    общую характеристику учебного предмета (курса);
    описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;
    личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);
    содержание учебного предмета (курса);
    описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
    формирование
    у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП;
    формирование
    у обучающихся готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
    обогащение
    знаний детей о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.);
    уточнение
    варианта АООП на основании текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
    Обучение в подготовительном (0) классе является обязательным и имеет
    пропедевтико
    -диагностическую направленность, которая позволяет обеспечить:

    Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя:
    требования к
    оценке овладения социальными компетенциями
    (личностные результаты);
    требования к оценке степени самостоятельности использования
    предметных знаний и умений для
    решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).
    Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как
    возможные (примерные
    )
    и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
    личностным, включающим
    сформированность
    мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
    предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
    Требования к результатам освоения АООП

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

    Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

    Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

    «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

    Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО...

    К вопросам реализации программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

    Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...

    К вопросам реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

    Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...