ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
презентация к уроку на тему

Презентация содержит материалы, касающиеся особенностей перехода к ФГОС в условиях специальной коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.rar966.72 КБ

Подписи к слайдам:

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью положен
деятельностный
и дифференцированный подход, осуществление которых предполагает:
признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;
разработку содержания и технологий образования обучающихся , определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает,
что
обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.
Освоение адаптированной основной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:
личностных и предметных

Личностные
результаты
освоения АООП

включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
Предметные результаты
освоения АООП

включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Учителя
,

реализующие АООП, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки
:
.
Воспитатели
,

принимающие участие в реализации АООП, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
«Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
олигофренопедагога
;
по специальности «Олигофренопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики.
по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
олигофренопедагога
;
по педагогическим специальностям или по
направлениям

(«Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование
»)
по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
олигофренопедагога
;
по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
олигофренопедагога
;
по специальности: «Олигофренопедагогика»;
по
другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной
переподготовки в
области специальной педагогики или специальной
психологии
П
рименяется
к правоотношениям, возникшим
с 1 сентября 2016 года

Основное содержание:
Общие
положения
Требования к структуре
АООП
Требования к условиям реализации
АООП
Требования к результатам освоения АООП
Приложение
ТРЕБОВАНИЯ
К АООП ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 декабря 2014 г. N 1599

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
связь
базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
решение
задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.








Программа
формирования базовых учебных действий


у
обучающихся с умственной отсталостью общего образования должна обеспечивать:

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования
.

Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов.
Также
предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью;
государственных
гарантий качества образования обучающихся

на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения;

вариативности содержания образовательных программ
,
возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
единства
образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия видов образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью;
разработки
критериальной
оценки результатов освоения АООП общего образования
,
деятельности педагогических работников,
образовательных
организаций, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Стандарт направлен на обеспечение:
э
то
программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся

с
умственной отсталостью
АООП для обучающихся с умственной отсталостью должна содержать:

Пояснительную
записку которая должна раскрывать
:
цели
реализации АООП общего образования, конкретизированные в
соответствиие
требованиями Стандарта;
психолого-педагогическую
характеристику обучающихся
;
описание
особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП общего образования должны
:
обеспечивать
связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП
;
являться
основой для разработки АООП

образовательными организациями;
являться
содержательной и
критериальной
основой для разработки рабочих программ.
В целях обеспечения реализации АООП
должны
создаваться условия, обеспечивающие возможность
:
достижения
планируемых результатов освоения АООП всеми обучающимися;
выявления
и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
деятельности;
расширения
социального опыта и социальных контактов обучающихся с умственной отсталостью, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
учета
образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с умственной отсталостью, и особых, характерных для отдельных групп;
использования в
образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного
типа;

обновления содержания АООП, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей);
эффективного
управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной
программы (вариант
С
,
D
)
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Областное государственное автономное образовательное учреждение
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
664022, г. Иркутск, ул. Пискунова – 42, тел. 70-00-37, 70-09-40
ФГОС для
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
19.11.2015г.

Учитель-логопед Комарова Н.Л.
Требования к структуре адаптированной образовательной
программы(вариант С)
Учебный план

обучающихся с умственной отсталостью обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
классам

(годам обучения), а также внеурочную деятельность.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
:
учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо);
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет
35 минут.
Продолжительность учебной недели
- 5 дней.
Обучение проходит в одну смену.
в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый
в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый);
в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
Стандарт
является основой
объективной оценки качества образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям
Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умственной
отсталостью
Общее
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП.
Адаптированная основная программа представляет собой комплекс следующих характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие
жизненной компетенции
, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как
возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным,
включающим
сформированность
мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным,
включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы(вариант
D
)
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования
к
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ
Нормативный срок освоения АООП
общего
образования
обучающихся
(вариант С) составляет
9-13

лет (подготовительный класс (0)-
Х
I

классы).
Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося

осуществляется на основе
рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством РФ.
Результаты
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения
образования.
Стандарт
устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью, освоивших АООП общего
образования.
Описание
результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя:
требования
к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты);
требования
к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты
).
4.
Личностные
результаты включают овладение обучающимися социальных компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных
средах.
5.
Предметные
результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.


Требования к результатам освоения адаптированной образовательной
программы(вариант
С
)
Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения
осуществляется
исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах,
и с
учетом индивидуальных особенностей психофизического развития
,
здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности
формирование

общей
культуры
охрана
и укрепление физического и психического здоровь
я
детей
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями
формирование основ учебной деятельности

создание
специальных условий
для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере
образования
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных
особенностей
формирование социокультурной и образовательной среды
с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
Достаточный
уровень
освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся
.
Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Личностные результаты
освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
Особенности перехода на ФГОС в условиях специальной коррекционной школы
Заместитель директора по УВР
Топчий
Нина Даниловна
разработки
и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;
определения
требований к условиям овладения обучающимися

адаптированной основной образовательной программой;
определения
требований к результатам освоения обучающимися

АООП общего образования;
определения
нормативов финансового обеспечения реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;
формирования
учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;
объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и качества образования обучающихся
,
осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования;
подготовки
, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.
Стандарт является основой для:

Образовательная
организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.
Вариант С может быть реализован

в
разных формах:
совместно с другими обучающимися
в отдельных классах
группах
в отдельных организациях
Программа учебного предмета должна содержать
:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);
общую характеристику учебного предмета (курса);
описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;
личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);
содержание учебного предмета (курса);
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
формирование
у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП;
формирование
у обучающихся готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
обогащение
знаний детей о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.);
уточнение
варианта АООП на основании текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
Обучение в подготовительном (0) классе является обязательным и имеет
пропедевтико
-диагностическую направленность, которая позволяет обеспечить:

Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя:
требования к
оценке овладения социальными компетенциями
(личностные результаты);
требования к оценке степени самостоятельности использования
предметных знаний и умений для
решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как
возможные (примерные
)
и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим
сформированность
мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Требования к результатам освоения АООП

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

К вопросам реализации программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...

К вопросам реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.

Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...