Самоанализ педагогической деятельности
материал по теме

Шандра Юлия Михайловна

Самоанализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности Шандра Юлии Михайловны, социального педагога МКОУ Веселовской  средней общеобразовательной школы Краснозерского района Новосибирской области, общий педагогический стаж 12 лет,

социальным педагогом 7 лет.

Некоторые изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей и подростков.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних необходима и актуальна на  этапе развития социальных отношений. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, табакокурения, наркомании и других проявлений девиантного поведения.

Распространение алкоголизма, наркомании, табакокурения, рост преступлений, асоциального поведения среди несовершеннолетних принимают более угрожающие размеры и приобретают черты социального бедствия. Так, ежегодно основанием для доставления в ОВД несовершеннолетних являются: распитие несовершеннолетними спиртных изделий, появление их в общественных местах в нетрезвом виде, совершение несовершеннолетними преступлений, в том числе, и в состоянии алкогольного опьянения. А это значит, что несовершеннолетние часто оказываются психологически беспомощными, незащищенными, уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Большинство  из них не имеют жизненных навыков, позволяющих выбирать эффективные способы и приемы противодействия асоциальной обстановке, самостоятельно справиться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и сформировать здоровый образ жизни.

Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В связи с этим данное положение может быть реализовано успешно только тогда, когда главное на пути работы социального педагога – это педагогическая интуиция, желание помочь ребенку в его самый трудный период жизни, убедить его поверить в свои силы.

 Не секрет, что в любой школе, в том числе и в МБОУ Веселовская СОШ есть несовершеннолетние с осложненным поведением, которые доставляют немало хлопот.  Для этого в повседневной практике нашей школы приходится постоянно корректировать поведение своих воспитанников, помогать им в  развитии  социально – значимых качеств личности и черт характера, своевременно преодолевать возникшие недостатки.

В своей практике мы опираемся на основные нормативные документы, регламентирующие социально-педагогическую деятельность: Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних»; Кодекс  РФ об Административных правонарушениях; Семейный Кодекс; Уголовный Кодекс, Закон НСО «Об административных правонарушениях в НСО»,.

Актуальность работы определяется сложившейся социальной ситуацией и  вызвана необходимостью  принятия мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является лишь отражением социальной напряженности. В сегодняшних условиях трудно сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат только доброта, великодушие. Источниками опасности являются:

  • Семья:
  • а) гиперопека в семье;
  • б) образ жизни, поведение родителей;
  • в) насилие и агрессия в семье.
  • Социум:
  • а) избыток информации на видео, ТВ, в Интернете;
  • Сверстники:
  • а) отношения, построенные на подчинении и зависимости, потребности защиты или защитника, контакте с криминальными взрослыми.

Ориентируясь на наблюдения в своей  школе, можно смело выделить следующие виды таких групп детей и подростков:

  1. из «неблагополучных семей;
  2. с отклонениями в поведении;
  3. дети, попавшие в проблемные ситуации; и др.

Для  решения проблемы по нашему мнению,  необходимо систематизировать предыдущую работу и разработать оптимальную технологию, которая позволит вносить коррективы в поведение детей

Исходя из вышеизложенного, мы определили цель педагогической деятельности по профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних-

Совершенствование необходимых условий для развития личности ребенка в школьной жизни – способствовать успешному обучению и воспитанию детей, предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, приобретение навыков для дальнейшей самореализации.

Для достижения поставленной цели  мы выдвигаем решение ряда задач:

  • Усиление координации воспитательно-профилактической деятельности  с подростками через взаимодействие школы с КДН  территориальной и поселковой администраций;
  • Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  •  Повышение самосознания, самооценки учащихся  и развитие умения регулировать  своё поведение через разнообразные формы;
  • Способствовать развитию системы организационного досуга и отдыха детей, подростков «группы риска» во внеурочное время;
  • Формирование здорового жизненного стиля у несовершеннолетних, а также, стойкой негативной установки к употреблению ПАВ, и совершению правонарушений;
  • предупреждение и коррекция социальных отклонений;
  • Снижение количества несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и  употреблению ПАВ.

Для снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних детей мы сформировали  систему работы  с учащимися по профилактике правонарушений (см. Приложение 1,2), чтобы способствовать саморазвитию и самосовершенствованию личности несовершеннолетнего. Комплексная система профилактики правонарушений предполагает активное участие правовых органов, средств массовой коммуникации, семьи и школы.

Для того, чтобы снизить количество совершаемых  правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе была принята социально-педагогическая программа по профилактике правонарушений несовершеннолетними (см.Приложение 3). Данная программа направлена на работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних детей.

Актуальность поставленных задач вызвана необходимостью принятия мер по предупреждению совершения правонарушений среди детей и подростков, формирования навыков поведения, ориентированных на здоровый жизненный стиль.

Под профилактикой в широком смысле слова мы понимаем совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка. Для этого сформулирован план работы социального педагога (см. Приложение 4 ).

Мы имеем свою структуру социально-педагогической деятельности в работе социального педагога по профилактике правонарушений (см. Программу).

В своей деятельности  мы придерживаемся основных принципов работы по профилактике правонарушений (см. Программу) 

Наш педагогический опыт показывает, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростков в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый  результат, могут не ликвидировать проблему, а только усугубить ее.  Следовательно, при организации  педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.

Главная форма профилактики – отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям. Существенное значение здесь имеет именно групповая организация отвлекающего поведения. В целях обеспечения эффективности социально-педагогической деятельности по профилактике мы используем в своей практике различные  формы и методы работы по профилактике правонарушений (см. Программу).

Социально-педагогическая деятельность социального педагога носит комплексный характер и предполагает не  менее, чем 3 блока (см. Приложение 5):

  1. Работа с родителями.(имеется план работы-(см. Приложения 6,7);
  2. Работа с несовершеннолетними (см. Приложения 8, 9, 10);
  3. Работа по изучению прав ребенка.

Диагностирование и анкетирование подростков показало, что у детей сформированы достаточно адекватные представления о том, что такое преступление и о необходимости несения за него ответственности.

 

Основными критериями результативности нашей  работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются:

  • вовлеченность несовершеннолетних в учебный процесс, дополнительное образование и другие различные виды деятельности в социуме;
  •  создание оптимального психологического климата в школе, семье;
  • снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • посещение подростками бесед, выставок;
  • привлечение детей к социально-значимым акциям.

Вся система работы по профилактике правонарушений предполагает следующие результаты:

  • Способность к рефлексии – умение анализировать и владеть своими чувствами; выбирать эффективные способы поведения, управлять собой;
  • Способность к пониманию других – умение сочувствовать, сопереживать;
  • Активность - стрессоустойчивость;
  • Готовность к постоянному поиску целей в жизни;
  • Умение «жить»  вместе с другими;
  • Сдерживание роста правонарушений  и их снижение со стороны несовершеннолетних учащихся;
  • Повышение уровня культуры учащихся.  

Проблема социального неблагополучия по - своему определяется на микроучастке каждой школы. Приведем некоторые данные социального паспорта семей и учащихся школы:

                 Всего   семей -   122:                              Полные – 94

                                                              Неполные – 28

       

 Учащиеся

Всего -190:           из полн/семьи-148,   из неполн.семьи-40.

 

За последние два года отмечается динамика снижения  количества семей и детей, состоящих на внутришкольном учете и учете ПДН ОВД по Краснозерскому району:

 

В социально-педагогической деятельности школы достигнуты определенные результаты:

  • Снижение роста правонарушений;
  • Снижение  количества учащихся и семей, состоящих на учете;
  • Отсутствие рецидивов суицида со стороны несовершеннолетних учащихся;
  • Снижение конфликтности;
  • Общее оздоровление психологической атмосферы в школе;
  • Снижение количества детей, имеющих склонность к вредным привычкам;
  • Повышение чувства социальной комфортности у подопечных детей;
  • Снижение количества аморальных поступков среди несовершеннолетних.

Приложения

Приложение 1.

СИСТЕМА  РАБОТЫ

   С     ОБУЧАЮЩИМИСЯ        ПО   ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Работа по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы – часть здоровьесберегающего образования школьников.

Цель – воспитание личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами и создание обстановки безопасности для жизнедеятельности каждого учащегося школы.

Задачи –  

  • предупреждение безнадзорности и  правонарушений;
  • тесное сотрудничество с родителями учащихся; просвещение по вопросам педагогической и правовой грамотности; педагогическое воздействие на родителей из неблагополучных семей; содействие улучшению детско-родительских отношений;
  • повышение уровня информированности учащихся и их родителей:  1.  о причинах правонарушений учащихся; 2. О причинах использования спиртных изделий и др. вредных веществ учащимися и о негативных последствиях их употребления; 3. О видах помощи учащимся, замеченным в использовании спиртных изделий и др. вредных веществ;
  • содействие недопустимости использования спиртных напитков и др. вредных веществ в школе;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся школы.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА-

1.  ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИЙ, БЕСЕДА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧАСЫ ОБЩЕНИЯ
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ
  3. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ИНСПЕКТОРОМ  ПДН

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. - СПОРТ.СЕКЦИИ
  2. РАБОТА КЛУБОВ ПО ИНТЕРЕСАМ-ДОП.ОБРАЗОВАНИЕ
  3. ПОСЕЩЕНИЕ КДЦ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ, СОВМЕСТНО С ИНСПЕКТОРОМ ПДН,
  2. РОД.СОБРАНИЯ, ЛЕКЦИИ
  3. СОВМЕСТНЫЕ  ШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВСЕОБУЧА

ПРАВОВОЙ ВСЕОБУЧ

  1. ИЗУЧЕНИЕ КОНВЕНЦИИ  ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА, И ДР. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
  2. РАБОТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧ-СЯ ШКОЛЫ
  3. БЕСЕДА С ИНСПЕКТОРОМ ПДН И ДР. СПЕЦИАЛИСТАМИ

КАНИКУЛЫ

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВ, ДЕТ.ОБЪЕДИНЕНИЙ, СЕКЦИЙ
  2. ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ ПО РЕМОНТУ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ
  3. УЧАСТИЕ В СПОРТ.СОРЕВНОВАНИЯХ
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА УЧ-СЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
  2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
  3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ  РОДИТЕЛЕЙ - КУРС ЛЕКЦИЙ
  4. ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ    

Ожидаемые  результаты  системы работы по профилактике правонарушений:

  • Объективная оценка ситуации в школе, связанной с правонарушениями, безнадзорностью, использованием спиртных напитков  и др. вредных веществ;
  • Повышение уровня правовой информированности  родителей и учащихся школы;
  • Активизация роли семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного ребенка;
  • Сдерживание роста правонарушений среди учащихся школы;
  • Повышение культуры учащихся.


Приложение 2.

Система осуществления профилактической работы в школе

        


  Приложение 5.

ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

                                                                               

                                                                                                                 

                                                                                                                   

                                                                                                                                                               

                                   

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...