Эссе "Моя педагогическая философия
статья на тему

Топорова Алевтина Вениаминовна

Данное эссе написано мною для участия в конкурсе "Учитель года - 2010"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Топоровой Алевтины Вениаминовны, учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Комаровская средняя общеобразовательная школа Закрытого административно-территориального образования Комаровский Оренбургской области

                   

   Будь терпелив в ожидании чуда.

                         И будь готов для встречи с ним в ребёнке.

Ш.А. Амонашвили

         Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» и всегда отвечала: «Я – учительница». Наверно, это неправильно. Наверно, правильно было бы, если бы я ответила: «Я – женщина», или: «Я – человек». Но «Я – учительница!». Мне кажется, что учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником.                                                                                                 Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить.

          Как быстро летит время! Кажется, недавно закончила педучилище, а прошло уже 19 лет. Не так много, конечно, если сравнить с годами, отданными школе самым главным моим Педагогом, моей первой учительницей Рябининой Манефой Михайловной. Она посвятила школе 40 лет. Так что многое у меня ещё впереди!..

          Тем не менее оглянуться есть на что. Что-то и за эти 19 лет понято, наработано. Были спады и подъёмы, радости и печали. Неизменным оставалось и остаётся одно: желание стремиться вперёд, быть всегда в поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно преодолевать трудности, без которых не бывает радости побед.

           Я всегда хотела и хочу, чтобы школа приносила радость детям. А радости без успехов, конечно, не бывает. Как много нужно приложить сил, отдать души, прежде чем увидишь эту радость. Трудно чем-либо измерить отдачу учителя. Да и возможно ли? Кто может подсчитать, сколько энергии, душевных сил, человечности, любви к детям отдаёт учитель, находясь вместе с ними? Где-то я слышала ,что по эмоциональной нагрузке труд учителя сравнивается с трудом начальника крупного цеха. Не берусь оспаривать это. Знаю одно: нужна любовь. Безмерная любовь к детям, искреннее желание всё делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит плоды, когда осознаёшь, что каждая встреча с детьми – радость, когда общение вызывает у всех подлинный интерес, когда в конце урока слышишь «Спасибо вам!..», когда выводится в тетради каждое слово не для отметки, а для ТЕБЯ, чтобы ТЕБЕ доставить радость, когда учится урок и для ТЕБЯ тоже, чтобы не обидеть, не огорчить.

           Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Любимым учителем становится тот, кто каждый день открывается перед пытливым юным разумом и пламенным сердцем какой-то новой гранью. Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным». Я полностью согласна с этим высказыванием.

          Мечтаю о том времени, когда в школу будут приходить учителя, прошедшие конкурсный отбор, для которых работа в школе – это призвание. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс обучения и воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого обучения и воспитания невосполнимы. Известный русский педагог П.П.Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мной, смотря по тому, говорит ли он со мной о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.». Учителю, как, может, никому другому, необходимо обладать не только талантом педагога, но и природным даром воспитателя. Он должен быть работоспособным, уметь тонко чувствовать индивидуальность каждого ребёнка, владеть методами и приёмами работы. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности (ибо этого дети не прощают) стать им настоящим другом. Дети должны поверить в учителя безгранично, только тогда школа станет для них «Школой радости», а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а будет содействовать развитию ребёнка, его духовному обогащению.

           Какие они разные, мои ученики: шалуны, забияки, тихони, отличники и не очень. О них я думаю практически постоянно. Не только об их настоящем, но и о будущем. Может, это звучит пафосно, но я иду на работу с горячим желанием добра и счастья детям. Я считаю себя ответственной за их судьбу, воспринимаю их интересы и дела, как собственные. Я переживаю за них: меня огорчают их неудачи, беды, я радуюсь их успехам, счастлива, когда они счастливы.

           Когда-то моя первая учительница сказала о двух законах любви к детям. Первый: «Любовь к детям – это прежде всего требовательность к себе». Второй: «Любовь к детям – это разумная требовательность к ним». В своей работе я стараюсь следовать этим законам. В настоящее время требовательность в школе (к себе и к ученикам) приобретает едва ли не большее значение, чем когда бы то ни было.

          Моё убеждение в том, что учитель при любых обстоятельствах должен уважать чувство достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая большой силой учителя и воспитателя – умением владеть сердцами своих учеников.

         Вот такова, в общих чертах, моя педагогическая философия. Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.  

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....