ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Конечно же это сделать трудно, но реально. Исходя, из своей практики работы и практики работы моих коллег могу отметить, что наиболее используемым современным источником информации является Интернет. Но более глубокая и достоверная информация добывается из первоисточников ( научная литература, художественная, периодическая печать). Хотелось, конечно, чтобы учащиеся как можно больше ставили эксперименты, брали интервью у людей обладающих какой либо информацией. Какие бы методы исследовательской деятельности не использовали учащиеся, главное, чтобы им было интересно! Потому что интерес заставляет активно действовать и радоваться достигнутым результатам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  В  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .      

                                                                                                            Швец И.Н.

                                                                  МБОУ «ООШ№2» г. Старый Оскол 

                                                                                                                               Исследовательская деятельность – всегда была и остается неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными  явлениями, растениями и животными, при заполнении дневников наблюдений мы учим детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А результатом этой работы становятся  коллекции, гербарии, поделки, небольшие сообщения.      В современной школе значимость исследовательской деятельности возрастает. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной  работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств:                                                                                                                    -   подумать самостоятельно;                                                                                                                      -   прочитать книги о том, что исследуешь                                                                  -   познакомиться с видеоматериалами по этой проблеме;                                                                                                           -   найти информацию в глобальных компьютерных сетях ( Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию;                                                                                                                                            -   спросить у других людей;                                                                                                                                                  -   понаблюдать (внимательно следить за кем или чем-нибудь, изучать)                                                                                                                                                 -   провести эксперимент( воспроизведение какого-нибудь  явления экспериментальным путём; попытка сделать, предпринять что-нибудь новое, ранее не испытанное).                                             

 Более конкретно остановлюсь на методах исследования (источниках получения информации)                                                                                                                           Наблюдение - метод  исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии объекта. По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности наблюдения способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками наблюдения как метода изучения поведения человека, других объектов, являются его пассивность, созерцательность. Наблюдение не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.                                                                                   Например, в исследовательской работе «Важность организации правильного ухода за комнатными растениями», мои учащиеся почерпнули много информации, наблюдая за растениями (систематически). Они узнали, как правильно ухаживать за комнатными растениями, в зависимости от вида и с учётом природных факторов развития. В этой же работе был поставлен эксперимент: влияние света, влажности и температурного режима на развитие растения. Учащиеся убедились, что вышеперечисленные факторы являются основополагающими.                                                                          Эксперимент - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого.  Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то процесс, проследить зависимость какого-то явления от изменяемых внешних условий. При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента.                                                          Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы  исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: метод беседы и анкетный метод. Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Содержание и форма вопросов определяются, во первых  задачами исследования и, во вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона, диктофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.  

В вышеназванной исследовательской работе, используя анкетный метод, я выяснила, что школьники наиболее комфортно себя чувствуют в помещении с цветами, любят ухаживать за комнатными растениями, но имеют недостаточные представления о факторах, влияющих на рост и развитие комнатных растений, плохо знают названия. Для оперативности обработки информации можно  использовать подготовленные специально по определённым направлениям компьютерные программы. Для современных школьников наиболее интересны автоматизированные средства диагностического контроля.                                                                                        Опрос – метод  исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда  для  тщательного учета изучаемого в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.                                                                                                    Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано. Интервью —обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.                                                                                                                          Итак, в исследовательской деятельности используют целый ряд методов.          Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Например, при выполнении исследовательской работы «Энциклопедия одного слова» учащиеся стали творцами, изучающими толковые словари, читающими русские народные пословицы и поговорки, сочиняющими стихотворения и сказки, окунающимися в мир художественной и исторической литературы. Были найдены и просмотрены видеоматериалы , прослушаны аудиозаписи. Большое количество информации школьники почерпнули, благодаря Интернет-ресурсам.

В ходе сбора материала взрослые могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме.                                           Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых .Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Конечно же это сделать трудно, но реально.                                                                                                                                                                Исходя, из своей практики работы и практики работы моих коллег могу отметить, что наиболее используемым современным источником информации является Интернет. Но более глубокая и достоверная информация добывается из первоисточников ( научная литература, художественная, периодическая печать). Хотелось, конечно, чтобы учащиеся как можно больше ставили эксперименты, брали интервью у людей обладающих какой либо информацией.    

Какие бы методы исследовательской деятельности не использовали учащиеся, главное, чтобы им было интересно! Потому что интерес заставляет активно действовать и радоваться достигнутым результатам.                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...