Статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ."
статья на тему

Миссия  социального воспитания – в приспособлении человека к общественным требованиям: «жить в мире с другими», «быть хорошим гражданином» (К.А. Гельвеций); в позитивном преобразовании общества на основе рационального мышления и коллективного труда (Р. Оуэн, А. Дистерверг). С точки зрения современной социальной педагогики миссия социального воспитания – создание условий для формирования таких социальных качеств человека, которые способствуют достижению личностной удовлетворенности самореализацией в том обществе, к которому он принадлежит 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Гладких С.В., учитель начальных классов,

МКОУ Скнаровская ООШ Кантемировского района Воронежской области

Чухлебова Т.В., учитель начальных классов,

МКОУ Скнаровская ООШ Кантемировского района Воронежской области

Миссия  социального воспитания – в приспособлении человека к общественным требованиям: «жить в мире с другими», «быть хорошим гражданином» (К.А. Гельвеций); в позитивном преобразовании общества на основе рационального мышления и коллективного труда (Р. Оуэн, А. Дистерверг). С точки зрения современной социальной педагогики миссия социального воспитания – создание условий для формирования таких социальных качеств человека, которые способствуют достижению личностной удовлетворенности самореализацией в том обществе, к которому он принадлежит [3,c 55].

В связи с этим содержание социального воспитания связано с формированием практических умений, освоением недостающего практически значимого опыта   коллективной и трудовой деятельности, т.е. со всем тем, что актуализирует вопросы личной ответственности человека за свои дела и поступки в тех ориентирах, в соответствии с которыми он должен строить свое поведение [3,c 58]

М.П. Гурьянова рассматривает  социальное воспитание как  педагогически ориентированную систему государственной и общественной воспитательной помощи ребенку в период его личностного развития на протяжении всей жизни [1,c 55].

Социальное воспитание в системе образования рассматривает в своей концепции А.В. Мудрик. Согласно данной концепции, социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.).   Взаимосвязь субъектов социального воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных ~ организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

А.В. Мудрик понимает под социальным  воспитанием «процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет <…> взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации» [2,c 165].

По мнению А.В. Мудрика, в школе условия для социального воспитания человека, его духовно-ценностной ориентации создаются в процессе взаимодействия субъектов в трех тесно взаимосвязанных аспектах: организации социального опыта человека, образования и индивидуальной помощи [2].

В условиях сельской школы, которую мы представляем, эта связь еще более очевидна, поскольку организацию обучения, социального опыта, индивидуальную помощь ребенку осуществляет, в основном,  учитель начальных классов. В условиях малокомплектной школы именно он выполняет функции и педагога-организатора и воспитателя группы продленного дня, и социального педагога, а при необходимости берет на себя функцию педагога-психолога. И тем важнее роль учителя начальных классов  в решении задач социального воспитания.

Учет возрастных особенностей в социальном воспитании – один из основополагающих педагогических принципов.  Возрастные особенности обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в  деятельности ребенка, его общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.

Познавательная деятельность младшего школьника  в процессе обучения имеет теперь организованный характер. Расширение сферы общения в данном возрасте также связано с обучением и посещением школы, ее возможностями для вовлечения ребенка в различные виды деятельности. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо формировать и развивать у младших школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей педагогической деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника  в этот период имеет память.

Мышление у детей начальной школы  развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.  Интеллектуальное развитие в школе начинается с начальной ступени и то, что будет заложено в этот период (интерес к познанию, интерес к интеллектуальной деятельности, стремление к общению, способность к контролю своих чувств, эмоций, результатов деятельности и др.), позволит ребенку в дальнейшем успешно решать задачи, поставленные перед ним на других ступенях образования.

Здесь особенно велика роль школы как воспитательной организации, воспитательной системы, а также роль учителя.

В данном возрастном периоде появляются новые качества и свойства личности: произвольное внимание, чувство ответственности за свои обязанности и успехи в  учебной деятельности, различные виды мотивации в познавательной деятельности. В  начальной школе поведение детей, в большинстве своем,  еще непроизвольно, они еще весьма импульсивны и несдержанны. поэтому в процессе социального воспитания стоит обращать на это внимание и целенаправленно создавать условия для формирования осознанного поведения, выработки умений и навыков контроля за последствиями своих действий.

Однако естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Учащийся начальной школы приобретает к концу обучения на этой ступени важное умение устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.), возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «эр», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия и живым воображением. Опираясь на эти особенности восприятия, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность.

Внимание младших школьников также непроизвольно, неустойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения на определенных действиях, событиях, фактах, доводах.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для решения задач социального воспитания. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе дальнейшего становления личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности очень велико. Стремление младшего школьника ко  всему яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

В этой связи было бы важным наличие кружков, секций, творческих объединений по интересам, клубов и др. Однако возможности сельской школы в организации дополнительного образования весьма ограничены возможностями учителей и родителей. Чаще всего это народные промыслы, народная песня,  работа на пришкольном участке, работа с сельскохозяйственной техникой. Техническое творчество, спортивные секции, занятия музыкой, чаще всего, не доступны сельскому школьнику из глубинки.

Таким образом, социальное воспитание в начальной школе не должно ограничиваться обучением. Организация социального опыта ребенка в новых условиях требует также большого внимания со стороны учителя начальных классов. А индивидуальная помощь сельскому школьнику и его семье предполагает наличие в школе специалистов с психолого-педагогической подготовкой. К сожалению, в современных условиях сельская малокомплектная школа вынуждена решать задачи социального воспитания с учетом имеющихся кадровых и финансовых возможностей.

Литература:

  1. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. – Минск, 2000.
  2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 200 с.
  3. Ромм, Т.А. Социальное воспитании: эволюция теоретических образов/Т.А. Ромм. – Новосибирск: Наука; Изд-во НГТУ. – 2007. – 380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...

Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы

Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Статья " Социальное воспитание в условиях сельской малокомплектной школы."

В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспит...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальных классах сельской малокомплектной школе

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальных классах сельской малокомплектной школе...

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время актуальным предметом педагогических исследований выступает определение эффективных механизмов повышения успеваемости детей. Начальная школа представляет важный уровень социализации л...