СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
статья

Заборская Вероника Олеговна

В настоящее время актуальным предметом педагогических исследований выступает определение эффективных механизмов повышения успеваемости детей. Начальная школа представляет важный уровень социализации личности и задает вектор успешности индивида в учебной деятельности и достижении высоких личных достижений. Социализация детей в образовательной организации обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и коллективной деятельности. Категория детей-мигрантов, в этой связи, является наиболее уязвимой категорией детей вследствие изменения привычного социального окружения и жизненного уклада, и необходимости активной адаптации в новой среде. При этом, большинство из таких детей становятся в школе низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися в следствие обучения в среде, где русский не является родным, где превалируют иные традиции и устои.

Следует отметить, что сельские школы, как правило, малокомплектны, поэтому при разработке и внедрении новых механизмов повышения успеваемости важно учитывать численный состав класса и возможности реализации конкретных видов деятельности с учетом региональной специфики, возраста детей и материально-технической базы [4]. Для достижения одной из ключевых задач современной школы в рамках создания условий повышения уровня личных и учебных достижений детей может быть реализовано социальное проектирование.

Социальное проектирование представляет собой перспективную технологию работы с детьми в начальной школе и может быть использовано не только для повышения уровня успеваемости, но и решения задач комплексного развития личности ребенка, его социализации и адаптации как к школьным условиям, так и к месту жительства.

В рамках реализации научно-прикладного проекта специалистами МОУ «Славинская НОШ» проведен анализ теоретических разработок по реализации в образовательных организациях социальных проектов, а также создан и апробирован авторский социальный проект. Результаты проведенного анализа систематизирован накопленный опыт в области использования социального проектирования для решения задач развития личности и расширения возможности применения проектирования для категории детей-мигрантов в условиях сельских школ. Таким образом, результаты работы могут быть внедрены в практику деятельности образовательных организаций.

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально выявить возможности и эффективность использования социального проектирования для повышения успеваемости детей-мигрантов начальной сельской школы.

В соответствии с целью нами были реализованы следующие задачи:

  1. изучить проблематику низкой успеваемости младших школьников из числа детей-мигрантов сельских школ;
  2. определить механизмы повышения успеваемости детей-мигрантов в начальных классах сельской школы;
  3. выявить сущность и возможности социального проектирования для повышения успеваемости детей;
  4. разработать и апробировать социальный проект на базе сельской школы МОУ «Славинская НОШ» Челябинской области.

В качестве объекта исследования рассмотрен процесс учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов. Предмет исследования – механизмы, направленные на повышение успеваемости детей-мигрантов начальной сельской школы.

В психолого-педагогической литературе проблематика выявления причин неуспеваемости и их коррекции относится к актуальным темам современных педагогических исследований, в области которой сформирован опыт «грамматического» (К. Д. Ушинский, М. В. Ушаков, Д. Н. Богоявленский, Д. И. Тихомиров и др.) и «антиграмматического» (В. П. Шереметевский, В. А.Флеров, А. И. Томсон) направлений [2]. Однако, нами отмечена недостаточная представленность возможностей социального проектирования для улучшения успеваемости детей-мигрантов, особенно в рамках сельских школ, в контексте теории и практики педагогики.

Согласно точке зрения Я. А. Коменского, ключевое значение в предупреждении неуспеваемости занимает целостная и аргументированная система обучения и воспитания детей. Польский педагог Ч. Куписевич сформулировал семь этапов усиления педагогических неудач детей, которые включают:

– появление первых затруднений при освоении учебного материала;

– усугубление ситуации неуспеваемости, дополненное формированием негативного отношения к учебе и нежелания посещать школу;

– усиление отрицательного отношения к учебному процессу начинает проявляться в прогулах уроков или демонстрации деструктивных форм поведения, вследствие чего проблема школьника становится заметна учителю;

– попытки устранения или минимизации отставания ребенка в освоении школьной программы, предпринимаемые учителем, родителями, репетитором. Следует отметить, что при отсутствии психологической поддержки ребенок быстро теряет веру в успешность проводимых с ним занятий со стороны педагогов. У школьника усиливается тревожность, возможна полная потеря интереса к обучению.

– в случае некачественно организованной работе на предыдущем этапе происходит увеличение количества неудовлетворительных результатов ученика, которые ставят под сомнения возможность перехода в другой класс;

– результаты ребенка не позволяют ему перейти на следующую ступень обучения (второгодничество);

– перевод ребенка в другое образовательное учреждение или смена формата получения образования [3].

А. М. Гельмонт определил следующие причины низкой успеваемости младших школьников: низкий уровень предшествующей подготовки ребенка, неблагоприятные обстоятельства разного рода (здоровье, бытовые условия, взаимоотношения с родителями). Следует отметить, что на успеваемость детей оказывают влияние взаимоотношения в коллективе сверстников, что особенно актуально при изучении возможностей повышения успеваемости категории детей-мигрантов в сельской школе вследствие активного протекания социальной адаптации и включения детей в систему устоявшихся отношений в классе. В ситуации малокомплектной сельской школы усиливается роль классного руководителя и педагога-психолога, направляющего коммуникацию в позитивное русло, так как связи между небольшим количеством учеников характеризуются усиленностью и включение в состав класса нового члена, особенно отличающегося внешне и по языку, сопряжено с долей непринятия [6].

Таким образом, механизмы повышения успеваемости детей-мигрантов начальных классов сельской школы должны быть ориентированы на комплексный подход и включать следующие компоненты:

– высокий уровень профессионализма педагогических кадров [1];

– ранняя диагностика проблем не только в рамках успешности усвоения отдельных предметов, но и общей адаптированности детей;

– приоритет превентивных мер (профилактика и предупреждение нарушений успеваемости посредством организации коллективных форм взаимодействий в классе с участием детей-мигрантов и регулярное отслеживание уровня успеваемости детей);

– анализ динамики успеваемости детей, включая использование для решения данной задачи викторин, кроссвордов, игр, создание буклетов и других вариантов творческих заданий;

– реализация инновационных методов и технологий работы, к которым относится социальное проектирование.

Социальное проектирование представляет собой метод организации деятельности школьников, реализуемый детьми и педагогами и ориентированный на усвоение новых знаний и опыта взаимодействий посредством подготовки и осуществления комплекса мероприятий по совершенствованию социального пространства. Направленность социальных проектов на позитивные преобразования окружающей действительности позволяет использовать данный метод не только для повышения успеваемости, но и привлечения внимания младших школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества [5].

В процессе изучения возможностей реализации социального проектирования в образовательной организации, нами отмечены их основные направления:

– социально-образовательные (развитие познавательного интереса и личностных качеств школьников);

– эколого-социальные (формирование экологической культуры учащихся);

– спортивно-оздоровительные (содействие развития здорового образа жизни школьников);

– социально-коммуникативные (формирование активной жизненной позиции к решению социально значимых проблем);

– культурно-образовательные (формирование духовной культуры младших школьников) [7].

Нами разработан и апробирован проект «Поможем птицам вместе», учитывающий весь спектр необходимых условий и особенностей работы в классе сельской начальной школы, в которой проходят обучение дети-мигранты. Наш проект был ориентирован на освоение предмета «Окружающий мир» и включал 3 блока занятий:

  1. Вводный (ориентирован на создание благоприятного климата в коллективе, успешную адаптацию детей-мигрантов и снятие эмоциональных барьеров, которые могут оказывать негативное влияние на работу в проекте).
  2. Основной (реализация мероприятий проекта по созданию скворечников, изучению птиц края, установлению и пополнению кормушек).
  3. Заключительный (рефлексия, обсуждение результатов и возможностей продолжения проекта).

Следует отметить, что категория детей-мигрантов также испытывает трудности в коммуникации, обусловленные не только взаимодействием с новым окружением, но и языковыми сложностями, а также психологическими барьерами. Вследствие этого для решения задачи повышения успеваемости данной категории детей необходима организация комплексной работы, сочетающей усилия специалистов разных областей (педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель). Поэтому в рамках вводного блока проведено три занятия: с педагогом-психологом (на котором была реализована психологическая игра на сплочение «Класс-это мы!»), с учителем-логопедом (командная работа по выполнению задания «Кто пришел в гости?») и с классным руководителем (беседа с детьми в рамках подготовленной презентации «Наш прекрасный край», направленной на формирование представление о текущем месте жительства детей и акцентировании их внимания на проблематике проекта).

В рамках основного этапа проекта совместно с детьми было выбрано название и место реализации задуманной инициативы, а также сформулирована цель реализуемого проекта, заключающаяся в обогащении знаний о зимующих птицах и способах организации им помощи в зимний период. В качестве домашнего задания детям необходимо было осуществить поиск информации о зимующих птицах. На уроке дети презентовали свои сообщения, а педагог представил иллюстрированную презентацию, направлению на систематизацию и закрепление знаний детей по данной теме.  Затем дети в командах по три человека (общее количество учеников 3 класса МОУ «Славинская НОШ» на уроке технологии создали кормушки для тех птиц, которые остаются зимовать на территории края. Педагог поставил детям задачу: принести вид корма, соответствующий птицам, для которых создана кормушка (снегирь, синица, клест и т. д.) Основной этап реализации проекта завершился установлением скворечников и организацией расписания наполнения их кормом. Классный руководитель оформил фотоматериалы проекта и представил их на стенде для усиления значимости результатов проведенной работы с позиции детей и популяризации позитивной инициативы помощи птицам.

На заключительном этапе проекта «Поможем птицам вместе» была проведена беседа с детьми в рамках круглого стола, на которой каждый ребенок поделился эмоциями от реализуемой деятельности. Педагог-психолог отметила положительную динамику взаимоотношений в классе и высокий уровень принятия детей-мигрантов со стороны коллектива сверстников. Для оценки эффективности социального проектирования в контексте повышения успеваемости младших школьников была проведена игра «Что? Где? Когда?», направленная на проверку знаний учащихся в определении зимующих птиц и их основных характеристик (виды птиц, причины оседлого образа жизни, способы приспособления к условиям зимы, отличия от перелетных). По итогам проведенной игры нами отмечен высокий уровень усвоения данной темы, активность и полнота ответов на вопросы игры. В качестве меры поощрения каждый обучающийся получил набор наклеек с изображениями зимующих птиц края.

Таким образом, теоретически обоснована и доказана эффективность использования социального проектирования для повышения успеваемости детей-мигрантов начальной сельской школы. Эффективность реализации авторского социального проекта обусловлена комплексностью проводимых мероприятий, включающих усилия специалистов разных областей (психолог, логопед, классный руководитель). Полученные результаты и опыт проектирования может быть использован на базе других образовательных организаций для достижения успехов школьников в предметных областях и успешной социальной адаптации детей-мигрантов к новому образовательному, культурному и социальному пространству.

 

Библиографический список

 

  1. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий / М. Н. Ахметова. // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 87-105.
  2. Гурьянова, М. П. Инновационные идеи экспериментальной работы по формированию жизнеспособной личности в условиях сельского социума / М. П. Гурьянова // Молодежь и общество. – 2019. – №2 . – С. 4-14.
  3. Кожурова, О. Ю. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности / О. Ю. Кожурова, Н. В. Григорьева, О. А. Брызжаева // Отечественная и зарубежная педагогика. –2017. – №1 (36). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolni... (дата обращения: 09.02.2022).
  4. Лебединцев, В. Б. Разновозрастный учебный коллектив в малочисленных сельских школах: подготовка педагогов / В. Б. Лебединцев // Методист: науч.-метод. журн. – 2009. – № 9. – C. 14-17.
  5. Макарова, Р. Т. Технология социального проектирования / Р. Т. Макарова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sots... (дата обращения: 09.02.2022).
  6. Щербакова Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С. 107-109.
  7. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н. Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. –144 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaborskaya_v.o._shalygina_e.o._2.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Заборская В.О.

студентка 3 курса ЮУрГГПУ

учитель МОУ «Славинская НОШ»

Шалыгина Е.О.

студентка 5 курса ЮУрГГПУ

учитель МОУ «Славинская НОШ»

Научный руководитель:

Мищенко А.Н., директор МОУ «Славинская НОШ» Борченко И.Д., доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат культурологии

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время актуальным предметом педагогических исследований выступает определение эффективных механизмов повышения успеваемости детей. Начальная школа представляет важный уровень социализации личности и задает вектор успешности индивида в учебной деятельности и достижении высоких личных достижений. Социализация детей в образовательной организации обеспечивается средствами учебно-познавательной, проектно-исследовательской и коллективной деятельности. Категория детей-мигрантов, в этой связи, является наиболее уязвимой категорией детей вследствие изменения привычного социального окружения и жизненного уклада, и необходимости активной адаптации в новой среде. При этом, большинство из таких детей становятся в школе низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися в следствие обучения в среде, где русский не является родным, где превалируют иные традиции и устои.

Следует отметить, что сельские школы, как правило, малокомплектны, поэтому при разработке и внедрении новых механизмов повышения успеваемости важно учитывать численный состав класса и возможности реализации конкретных видов деятельности с учетом региональной специфики, возраста детей и материально-технической базы [4]. Для достижения одной из ключевых задач современной школы в рамках создания условий повышения уровня личных и учебных достижений детей может быть реализовано социальное проектирование.

Социальное проектирование представляет собой перспективную технологию работы с детьми в начальной школе и может быть использовано не только для повышения уровня успеваемости, но и решения задач комплексного развития личности ребенка, его социализации и адаптации как к школьным условиям, так и к месту жительства.

В рамках реализации научно-прикладного проекта специалистами МОУ «Славинская НОШ» проведен анализ теоретических разработок по реализации в образовательных организациях социальных проектов, а также создан и апробирован авторский социальный проект. Результаты проведенного анализа систематизирован накопленный опыт в области использования социального проектирования для решения задач развития личности и расширения возможности применения проектирования для категории детей-мигрантов в условиях сельских школ. Таким образом, результаты работы могут быть внедрены в практику деятельности образовательных организаций.

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально выявить возможности и эффективность использования социального проектирования для повышения успеваемости детей-мигрантов начальной сельской школы.

В соответствии с целью нами были реализованы следующие задачи:

  1. изучить проблематику низкой успеваемости младших школьников из числа детей-мигрантов сельских школ;
  2. определить механизмы повышения успеваемости детей-мигрантов в начальных классах сельской школы;
  3. выявить сущность и возможности социального проектирования для повышения успеваемости детей;
  4. разработать и апробировать социальный проект на базе сельской школы МОУ «Славинская НОШ» Челябинской области.

В качестве объекта исследования рассмотрен процесс учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов. Предмет исследования – механизмы, направленные на повышение успеваемости детей-мигрантов начальной сельской школы.

В психолого-педагогической литературе проблематика выявления причин неуспеваемости и их коррекции относится к актуальным темам современных педагогических исследований, в области которой сформирован опыт «грамматического» (К. Д. Ушинский, М. В. Ушаков, Д. Н. Богоявленский, Д. И. Тихомиров и др.) и «антиграмматического» (В. П. Шереметевский, В. А.Флеров, А. И. Томсон) направлений [2]. Однако, нами отмечена недостаточная представленность возможностей социального проектирования для улучшения успеваемости детей-мигрантов, особенно в рамках сельских школ, в контексте теории и практики педагогики.

Согласно точке зрения Я. А. Коменского, ключевое значение в предупреждении неуспеваемости занимает целостная и аргументированная система обучения и воспитания детей. Польский педагог Ч. Куписевич сформулировал семь этапов усиления педагогических неудач детей, которые включают:

– появление первых затруднений при освоении учебного материала;

– усугубление ситуации неуспеваемости, дополненное формированием негативного отношения к учебе и нежелания посещать школу;

– усиление отрицательного отношения к учебному процессу начинает проявляться в прогулах уроков или демонстрации деструктивных форм поведения, вследствие чего проблема школьника становится заметна учителю;

– попытки устранения или минимизации отставания ребенка в освоении школьной программы, предпринимаемые учителем, родителями, репетитором. Следует отметить, что при отсутствии психологической поддержки ребенок быстро теряет веру в успешность проводимых с ним занятий со стороны педагогов. У школьника усиливается тревожность, возможна полная потеря интереса к обучению.

– в случае некачественно организованной работе на предыдущем этапе происходит увеличение количества неудовлетворительных результатов ученика, которые ставят под сомнения возможность перехода в другой класс;

– результаты ребенка не позволяют ему перейти на следующую ступень обучения (второгодничество);

– перевод ребенка в другое образовательное учреждение или смена формата получения образования [3].

А. М. Гельмонт определил следующие причины низкой успеваемости младших школьников: низкий уровень предшествующей подготовки ребенка, неблагоприятные обстоятельства разного рода (здоровье, бытовые условия, взаимоотношения с родителями). Следует отметить, что на успеваемость детей оказывают влияние взаимоотношения в коллективе сверстников, что особенно актуально при изучении возможностей повышения успеваемости категории детей-мигрантов в сельской школе вследствие активного протекания социальной адаптации и включения детей в систему устоявшихся отношений в классе. В ситуации малокомплектной сельской школы усиливается роль классного руководителя и педагога-психолога, направляющего коммуникацию в позитивное русло, так как связи между небольшим количеством учеников характеризуются усиленностью и включение в состав класса нового члена, особенно отличающегося внешне и по языку, сопряжено с долей непринятия [6].

Таким образом, механизмы повышения успеваемости детей-мигрантов начальных классов сельской школы должны быть ориентированы на комплексный подход и включать следующие компоненты:

– высокий уровень профессионализма педагогических кадров [1];

– ранняя диагностика проблем не только в рамках успешности усвоения отдельных предметов, но и общей адаптированности детей;

– приоритет превентивных мер (профилактика и предупреждение нарушений успеваемости посредством организации коллективных форм взаимодействий в классе с участием детей-мигрантов и регулярное отслеживание уровня успеваемости детей);

– анализ динамики успеваемости детей, включая использование для решения данной задачи викторин, кроссвордов, игр, создание буклетов и других вариантов творческих заданий;

– реализация инновационных методов и технологий работы, к которым относится социальное проектирование.

Социальное проектирование представляет собой метод организации деятельности школьников, реализуемый детьми и педагогами и ориентированный на усвоение новых знаний и опыта взаимодействий посредством подготовки и осуществления комплекса мероприятий по совершенствованию социального пространства. Направленность социальных проектов на позитивные преобразования окружающей действительности позволяет использовать данный метод не только для повышения успеваемости, но и привлечения внимания младших школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества [5].

В процессе изучения возможностей реализации социального проектирования в образовательной организации, нами отмечены их основные направления:

– социально-образовательные (развитие познавательного интереса и личностных качеств школьников);

– эколого-социальные (формирование экологической культуры учащихся);

– спортивно-оздоровительные (содействие развития здорового образа жизни школьников);

– социально-коммуникативные (формирование активной жизненной позиции к решению социально значимых проблем);

– культурно-образовательные (формирование духовной культуры младших школьников) [7].

Нами разработан и апробирован проект «Поможем птицам вместе», учитывающий весь спектр необходимых условий и особенностей работы в классе сельской начальной школы, в которой проходят обучение дети-мигранты. Наш проект был ориентирован на освоение предмета «Окружающий мир» и включал 3 блока занятий:

  1. Вводный (ориентирован на создание благоприятного климата в коллективе, успешную адаптацию детей-мигрантов и снятие эмоциональных барьеров, которые могут оказывать негативное влияние на работу в проекте).
  2. Основной (реализация мероприятий проекта по созданию скворечников, изучению птиц края, установлению и пополнению кормушек).
  3. Заключительный (рефлексия, обсуждение результатов и возможностей продолжения проекта).

Следует отметить, что категория детей-мигрантов также испытывает трудности в коммуникации, обусловленные не только взаимодействием с новым окружением, но и языковыми сложностями, а также психологическими барьерами. Вследствие этого для решения задачи повышения успеваемости данной категории детей необходима организация комплексной работы, сочетающей усилия специалистов разных областей (педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель). Поэтому в рамках вводного блока проведено три занятия: с педагогом-психологом (на котором была реализована психологическая игра на сплочение «Класс-это мы!»), с учителем-логопедом (командная работа по выполнению задания «Кто пришел в гости?») и с классным руководителем (беседа с детьми в рамках подготовленной презентации «Наш прекрасный край», направленной на формирование представление о текущем месте жительства детей и акцентировании их внимания на проблематике проекта).

В рамках основного этапа проекта совместно с детьми было выбрано название и место реализации задуманной инициативы, а также сформулирована цель реализуемого проекта, заключающаяся в обогащении знаний о зимующих птицах и способах организации им помощи в зимний период. В качестве домашнего задания детям необходимо было осуществить поиск информации о зимующих птицах. На уроке дети презентовали свои сообщения, а педагог представил иллюстрированную презентацию, направлению на систематизацию и закрепление знаний детей по данной теме.  Затем дети в командах по три человека (общее количество учеников 3 класса МОУ «Славинская НОШ» на уроке технологии создали кормушки для тех птиц, которые остаются зимовать на территории края. Педагог поставил детям задачу: принести вид корма, соответствующий птицам, для которых создана кормушка (снегирь, синица, клест и т. д.) Основной этап реализации проекта завершился установлением скворечников и организацией расписания наполнения их кормом. Классный руководитель оформил фотоматериалы проекта и представил их на стенде для усиления значимости результатов проведенной работы с позиции детей и популяризации позитивной инициативы помощи птицам.

На заключительном этапе проекта «Поможем птицам вместе» была проведена беседа с детьми в рамках круглого стола, на которой каждый ребенок поделился эмоциями от реализуемой деятельности. Педагог-психолог отметила положительную динамику взаимоотношений в классе и высокий уровень принятия детей-мигрантов со стороны коллектива сверстников. Для оценки эффективности социального проектирования в контексте повышения успеваемости младших школьников была проведена игра «Что? Где? Когда?», направленная на проверку знаний учащихся в определении зимующих птиц и их основных характеристик (виды птиц, причины оседлого образа жизни, способы приспособления к условиям зимы, отличия от перелетных). По итогам проведенной игры нами отмечен высокий уровень усвоения данной темы, активность и полнота ответов на вопросы игры. В качестве меры поощрения каждый обучающийся получил набор наклеек с изображениями зимующих птиц края.

Таким образом, теоретически обоснована и доказана эффективность использования социального проектирования для повышения успеваемости детей-мигрантов начальной сельской школы. Эффективность реализации авторского социального проекта обусловлена комплексностью проводимых мероприятий, включающих усилия специалистов разных областей (психолог, логопед, классный руководитель). Полученные результаты и опыт проектирования может быть использован на базе других образовательных организаций для достижения успехов школьников в предметных областях и успешной социальной адаптации детей-мигрантов к новому образовательному, культурному и социальному пространству.

Библиографический список

  1. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий / М. Н. Ахметова. // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 87-105.
  2. Гурьянова, М. П. Инновационные идеи экспериментальной работы по формированию жизнеспособной личности в условиях сельского социума / М. П. Гурьянова // Молодежь и общество. – 2019. – №2 . – С. 4-14.
  3. Кожурова, О. Ю. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности / О. Ю. Кожурова, Н. В. Григорьева, О. А. Брызжаева // Отечественная и зарубежная педагогика. –2017. – №1 (36). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnik-ot-uchastnika-k-subektu-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.02.2022).
  4. Лебединцев, В. Б. Разновозрастный учебный коллектив в малочисленных сельских школах: подготовка педагогов / В. Б. Лебединцев // Методист: науч.-метод. журн. – 2009. – № 9. – C. 14-17.
  5. Макарова, Р. Т. Технология социального проектирования / Р. Т. Макарова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialnogo-proektirovaniya (дата обращения: 09.02.2022).
  6. Щербакова Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С. 107-109.
  7. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н. Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. –144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с н...

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...

Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы

Особенности работы в начальных классах сельской малокомплектной школы...

Механизмы интеграции при организации внеурочной деятельности в начальных классах

В статье проанализированы механизмы интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам. Показана успешная работа всех механизмо...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ."

Миссия  социального воспитания – в приспособлении человека к общественным требованиям: «жить в мире с другими», «быть хорошим гражданином» (К.А. Гельвеций); в позитивном преобразовании общества н...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальных классах сельской малокомплектной школе

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальных классах сельской малокомплектной школе...