Рабочая прграмма кружка внеурочной деятельности "Зеркало души"
рабочая программа на тему

Кононец Елена Владимировна

Программа кружка внеурочной деятельности "Зеркало души" по духовно-нравственному воспитанию расчитана на 4 года для учащихся 7-10 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Северский район, пгт Афипский

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей

пгт Афипского

                                                     УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 28.08.2015 года протокол № 1

Председатель         Н.И.Жученко

                                                                                                                        подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа внеурочной деятельности

ориентированная на достижение результатов определённого уровня

кружок «Зеркало Души»

срок реализации программы 4года

возраст обучающихся 7-10 лет

Составила: Кононец Е.В.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

В документах ФГОС говорится, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Поэтому новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Этим и обуславливается актуальность программы кружка внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Зеркало души».

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям и повседневным обязанностям. Ребенок в этом возрасте переживает обостренное чувство одиночества, связанное со становлением собственной индивидуальности, характеризующееся разными перепадами настроения, критическим отношением к окружающим сверстникам, эгоцентризмом. В данной ситуации особенно актуально предстает проблема формирования у ребенка коммуникативных навыков и умений, навыков саморефлексии и саморегуляции.

Занятия кружка «Зеркало души» дают возможность младшим  школьникам сознательно регулировать поведение, учат адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

            На первом этапе — происходит приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях. Его педагогическая задача – формировать у  младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

На втором этапе  — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностныйподход и принцип сохранения целостности систем.На этом этапе  предусматривается ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У  младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

             На третьем этапе — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.На этом этапе дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир лицейского сообщества.

             На четвёртом этапе – также происходит получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки, овладевают нормами нравственной культуры, что пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Этот этап является системообразующим, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение всего периода. Практическими показателями усвоения  нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость организации социально - педагогической работы с младшими школьниками по духовно-нравственному воспитанию с целью освоения детьми коммуникативных навыков и умений.

Цели  программы:

  • формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом;
  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;
  • развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи  программы:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в общественных местах.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  •  Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке    
  • Личности школьника поступать согласно своей совести.
  • Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками;
  • Развитие навыков саморегуляции и рефлексии.
  • Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
  • Коррекция отклонений в поведении ребенка (застенчивости, агрессивности, негативного эмоционального состояния).
  • Развитие навыков эмпатии у детей.

Место клубных занятий внеурочной деятельностью в учебном плане:

Занятия по программе кружка «Зеркало души» проходят 1 раз в неделю. Основные принципы работы по программе:

  • принцип тесного сотрудничества детей, родителей и педагога;
  • принцип разноуровнего и развивающего обучения;
  • принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей детей.

Форма организации образовательного процесса – групповая (при необходимости проводится индивидуальная диагностическая и коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении).

Срок реализации программы – 4 года, 135 часов (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа). Программа предназначена для детей 7-10 лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования умений, навыков и социальных чувств (эмпатии, сопереживания).

Программа составлена с учётом возрастных особенностей школьников, именно этим обосновывается выбор разделов и тем курса дополнительного образования. Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений,  поисковой работы, игр, ролевых игр, экскурсий, дискуссии и т.д. В итоге реализации программы происходит овладение детьми коммуникативными навыками, развитие творческого воображения и нравственного потенциала ребенка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Всего

часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

Iгод обучения –  модуль «Я среди людей»

1

Давайте знакомиться

6

2

4

Беседы об истории имени. Беседа о дружбе, правилах дружбы. Рассказывание/чтение художественных произведений о дружбе.

Игры-знакомства: «Снежный ком», «Прошепчи имя». Упражнения, направленные на формирование группового единства «Поменяйтесь местами те, кто…», «Поезд». Игра «Ассоциации», “Автопортрет”, “Ассоциации”, “Моргашки”, “Ты мне нравишься”, “Паутинка добра”, “Благодарю тебя”, «Карусель», «Браво!», «Кто лучше?», «Кого не хватает?» и др.

2

Учимся сотрудничать

7

1

6

Беседы о важности сотрудничества. Чтение и анализ художественных произведений Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Диагностика уровня взаимодействия детей, чувства доверия ребенка к миру. Игра «Равновесие».

Прослушивание музыкальных произведений о дружбе и сотрудничестве.

Творческие игры: «В одной сказке», «Все вместе», «Гусеница», «Дракон», «Пианино», «Телеграф», «Трио», «Порви круг». Выполнение коллективной работы. Игра-путешествие «Необитаемый остров».. Психогимнастические упражнения. Эмоциональные этюды.

3

Средства общения

4

1

3

Понятие «общение», «бессловесное общение», «речевое общение», «мимика». Беседа о способах и средствах бессловесного общения.

Игры: «Море волнуется, раз». Групповая игра «День рождения». Игра-путешествие «Кораблекрушение». Игра «Узнай, кто я?». «Сказка о тройке». Игра «Кошка, которая гуляет». «Передача чувств», «Письмо». Игры-драматизации. Психогимнастика.

4

Азбука вежливости

3

1

2

Понятия «внимательность», «эмоции». Работа над художественными произведениями «Печенье», «Бабка», «Цветик-семицветик».

Тренинги: «Расколдуй друга», «Царевна Несмеяна», «Деды Морозы», «Передача чувств», «Изобрази проблему», «Мое настроение», «Пойми, что я рисую», «Деревья». Психогимнастика. Эмоциональные этюды. Релаксационные упражнения.

5

В стране сказок (цикл сказкотерапевтических занятий)

5

5

Просмотр фильмов, мультфильмов. Работа со сказками: «Снежная королева», «Беляночка и Розочка», «Замок Лгунов», «Капризка», «Винни Пух и все-все-все», Игры и упражнения. «Сказочная лестница». Игры: «Одень сказочного героя», «Волшебные вещи», «Страна сказок». Игры-драматизации по сюжетам прочитанных сказок. Ролевые игры. Сочинение детьми собственных сказок с опорой на план-модель. Иллюстрирование детьми сказок.

6

Моя семья

4

1

3

Понятие «родословная», «семья». Чтение произведений: А.Каралиийчев «Слеза матери», «Мудрый отец», «Отец и сын» (Русские народные сказки). Арт-терапевтические упражнения «Семья в образах животных». Рисунок «Моя семья». Диагностическая игра «Почта». Выполнение рисунков к художественным произведениям. Игры-драматизации. Творческие задания.

7

Победим одиночество

4

1

3

Диагностика творческого воображения учащихся. Игра-путешествие «Одинокая звезда». Игровая программа «Парад волшебников». Ролевые игры.

Итого:

33

7

26

II  год обучения –модуль «Учимся видеть  друг в друге хорошее»

1

Дружба это…

6

2

4

Беседа о дружбе, правилах дружбы. Рассказывание/чтение художественных произведений о дружбе.

Упражнение «Подари другу». Диагностика морально-волевой, эмоциональной сферы младших школьников.

Упражнения, направленные на формирование группового единства «Поезд». Игра «Ассоциации».

Упражнения: “Паутинка добра”, “Благодарю тебя”, «Карусель», «Браво!», «Кто лучше?», «Кого не хватает?» и др. Творческие игры.

2

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

7

2

5

Беседы о важности сотрудничества, совместных действий в сложных ситуациях. Чтение и анализ художественных произведений Л.Воронковой «Солнечный денек», В.Драгунского «Друг детства», «Денискины рассказы».

Тест «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тренинг: «Что там, за закрытой дверью?».

3

Средства общения

4

1

3

Беседа о способах и средствах бессловесного общения.

Игры «Нарисуй жестами», «Невербальный подарок», «Скульпторы». Релаксационные упражнения.

4

Эмпатия (учимся понимать, чувствовать друг друга)

4

1

3

Деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

5

В стране сказок (цикл сказкотерапевтических занятий)

5

5

Знакомство со способами сочинения сказки, понятие «план» сказки. Работа со сказками: «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Заколдованный холм», «Хаврошечка», «Три пряхи», «Золушка», «Свинопас», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Стойкий оловянный солдатик».

Игры и упражнения. «Портрет героя сказки», «Теремок», «Какого цвета сказка?». Ролевые игры. Эмоциональные этюды. Игра-путешествие «В тридесятом царстве».

6

Моя семья

4

1

3

Беседа о семье и семейных взаимоотношениях, правах и обязанностях членов семьи. Работа над художественными произведениями: М.Скребцовой «Сердце матери», «История о чайке».

Проектная деятельность: «Дерево семьи». Ролевые игры.

7

Учимся общаться

4

4

Упражнения «Победи одиночество», «Мое настроение»,«Аплодисменты», «Самый добрый долгожитель».

Тест «Закончи историю».

Практика: «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

Итого:

34

7

27

III год обучения – модуль «Учимся сотрудничать»

1

Золотые ключики к сердцам

5

1

4

«Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо».

2

Учимся видеть, слышать и создавать прекрасное

6

2

4

Развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой?

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

Ролевые игры и тренинги.

3

Я и другие люди

4

1

3

«Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

Практика: «Я становлюсь автором».

4

Душевность и бездушность

5

5

«Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе

5

В стране сказок (цикл сказкотерапевтических занятий)

5

1

3

Работа со сказками: «Айога», «Кукушка», «Заколдованный холм», «Хаврошечка», «Три пряхи».

Игры и упражнения. «Портрет героя сказки», «Какого цвета сказка?». Ролевые игры. Эмоциональные этюды. Игра-путешествие «В тридесятом царстве»..

Конкурс и защита рисунков: «Чему тебя научили сказки?».

6

Моя семья

4

1

4

Проектная деятельность: «Из истории семейной летописи».

Работа над художественными произведениями: О.Уайльд «Малыш-звезда», «Тыковка»; А.Стоянов, Э.Варужон «Два брата».

Игра «Ласковые слова».

Тест «Хороший ли ты сын (дочь)?».

7

Доброе слово, что ясный день

5

5

Сюжетно-ролевые игры: «Друг познается в беде», «Этикет».Тест «Закончи предложение».

Игры: "Заколдованное дерево", «Я тебе желаю…», «Самый добрый долгожитель»

34

6

28

IV год обучения –  модуль «Учимся понимать, чувствовать друг друга»

1

Я и мир вокруг меня

5

1

4

Проектная деятельность: «Я и мир вокруг меня».

«Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре).

2

Спешите делать добро

7

2

5

Кого называют добрым и почему? Какие добрые слова вы знаете? Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Ролевые игры: «Я тебе желаю…», «Тайное свойство»,

«Жажда», «Проведи слепого».

Тренинги:  «Что мы ценим в людях».

3

Средства общения

7

2

5

Беседы: «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям»,  «Мир человеческих чувств»,  «Для чего нужна  религия». Экскурсия: «Путешествие в храм».

Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты».

Анкета-опросник «Настоящий друг».

 Игра "Чем мы похожи".

4

Отзывчивость и доброта.

5

1

4

Работа в группах: «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них», «Составление коллажей».

Беседы о важности способности чувствовать и понимать другого человека. Работа над художественными произведениями В.Осеевой «Реши задачу», «Пуговица». Тест  «Как поступать».Анкета «Настоящий друг».Игры: «Что моя вещь знает обо мне», «Я тебе дарю»,  «Я знаю, что…».

5

В стране сказок

4

1

3

Работа со сказками: «Мальчик-звезда», «Маленький Принц», «Волшебный холм», «Аленький цветочек».

Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?».

Игры и упражнения. «Портрет героя сказки», «Теремок», «Какого цвета сказка?». Ролевые игры. Эмоциональные этюды. Игра-путешествие «В тридесятом царстве».

6

Моя семья

3

3

Проектная деятельность: «История моей семьи в истории моей страны». Работа над художественными произведениями В.Сухомлинского «Семь дочерей», «Крылья матери».

Игры «Только хорошее», «Волшебный стул».

7

Оглянись внимательно вокруг

3

3

Проектная деятельность: «Мир моих увлечений». Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону». Игра "Аплодисменты". Праздник «Услышать сердце человека».

34

7

27

        Всего:

135

27

108

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс  «Зеркало души» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлен на духовно-нравственное развитие обучающихся.

Программа основана на проведении классных часов, утренников, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений,  поисковой работы, игр, ролевых игр, экскурсий, дискуссий и т.д. В итоге реализации программы происходит овладение детьми коммуникативными навыками, развитие творческого воображения и нравственного потенциала ребенка.

      Содержание программы делится на 4 модуля.  

1 модуль «Я среди людей» -  составляет 33 часа и разбит на 7 разделов.

2 модуль «Учимся видеть  друг в друге хорошее» - 34 часа,  делится на 7 разделов.

3 модуль «Учимся сотрудничать» - 34 часа составляет 7 разделов.

       4 модуль - «Учимся понимать, чувствовать друг друга» - 34 часа разбит на 7 разделов.

I год обучения–  модуль«Я среди людей» - 33 часа

  1. «Давайте знакомиться» -  6 часов  - Беседы об истории имени. Беседа о дружбе, правилах дружбы. Рассказывание/чтение художественных произведений о дружбе. Игры-знакомства: «Снежный ком», «Прошепчи имя». Упражнения, направленные на формирование группового единства «Поменяйтесь местами те, кто…», «Поезд». Игра «Ассоциации», “Автопортрет”, “Ассоциации”, “Моргашки”, “Ты мне нравишься”, “Паутинка добра”, “Благодарю тебя”, «Карусель», «Браво!», «Кто лучше?», «Кого не хватает?» и др.

  1. «Учимся сотрудничать» - 7 часов - Беседы о важности сотрудничества. Чтение и анализ художественных произведений Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Диагностика уровня взаимодействия детей, чувства доверия ребенка к миру. Игра «Равновесие».Прослушивание музыкальных произведений о дружбе и сотрудничестве. Творческие игры: «В одной сказке», «Все вместе», «Гусеница», «Дракон», «Пианино», «Телеграф», «Трио», «Порви круг». Выполнение коллективной работы. Игра-путешествие «Необитаемый остров».. Психогимнастические упражнения. Эмоциональные этюды.

  1. «Средства общения» - 4 часа - Понятие «общение», «бессловесное общение», «речевое общение», «мимика». Беседа о способах и средствах бессловесного общения. Игры: «Море волнуется, раз». Групповая игра «День рождения». Игра-путешествие «Кораблекрушение». Игра «Узнай, кто я?». «Сказка о тройке». Игра «Кошка, которая гуляет». «Передача чувств», «Письмо». Игры-драматизации. Психогимнастика.

  1.  «Азбука вежливости»  – 3 часа – Понятия «внимательность», «эмоции». Работа над художественными произведениями «Печенье», «Бабка», «Цветик-семицветик». Тренинги: «Расколдуй друга», «Царевна Несмеяна», «Деды Морозы», «Передача чувств», «Изобрази проблему», «Мое настроение», «Пойми, что я рисую», «Деревья». Психогимнастика. Эмоциональные этюды. Релаксационные упражнения.
  2. «В стране сказок»  (цикл сказкотерапевтических занятий) – 5 часов - Знакомство со структурой сказки. Просмотр фильмов, мультфильмов. Работа со сказками: «Снежная королева», «Беляночка и Розочка», «Замок Лгунов», «Капризка», «Винни Пух и все-все-все», Игры и упражнения. «Сказочная лестница», «Одень сказочного героя», «Волшебные вещи», «Страна сказок». Игры-драматизации по сюжетам прочитанных сказок. Ролевые игры. Сочинение детьми собственных сказок с опорой на план-модель. Иллюстрирование детьми сказок.

  1. «Моя семья» - 4 часа - Понятие «родословная», «семья». Чтение произведений: А.Каралиийчев «Слеза матери», «Мудрый отец», «Отец и сын» (Русские народные сказки). Арт-терапевтические упражнения «Семья в образах животных». Рисунок «Моя семья». Диагностическая игра «Почта». Выполнение рисунков к художественным произведениям. Игры-драматизации. Творческие задания.

  1. «Победим одиночество» - 4 часа - Диагностика творческого воображения учащихся. Игра-путешествие «Одинокая звезда». Игровая программа «Парад волшебников». Ролевые игры.

II год обучения –модуль «Учимся видеть  друг в друге хорошее» - 34 часа

  1. «Дружба это…» - 6 часов - Беседа о дружбе, правилах дружбы. Рассказывание/чтение художественных произведений о дружбе. Упражнение «Подари другу». Диагностика морально-волевой, эмоциональной сферы младших школьников. Упражнения, направленные на формирование группового единства «Поезд». Игра «Ассоциации». Упражнения: «Карусель», «Браво!», «Кто лучше?», «Кого не хватает?» и др. Творческие игры.
  2. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» - 7 часов - Беседы о важности сотрудничества, совместных действий в сложных ситуациях. Чтение и анализ художественных произведений Л.Воронковой «Солнечный денек», В.Драгунского «Друг детства», «Денискины рассказы». Тест «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тренинг: «Что там, за закрытой дверью?».

  1. «Средства общения» - 4 часа - Беседа о способах и средствах бессловесного общения. Игры «Нарисуй жестами», «Невербальный подарок», «Скульпторы». Релаксационные упражнения.Упражнения: “Паутинка добра”, “Благодарю тебя”.

  1. «Эмпатия» (учимся понимать, чувствовать друг друга) – 4 часа - Деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

  1. «В стране сказок» 5 часов - Знакомство со способами сочинения сказки, понятие «план» сказки. Работа со сказками: «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Заколдованный холм», «Хаврошечка», «Три пряхи», «Золушка», «Свинопас», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Стойкий оловянный солдатик». Игры и упражнения. «Портрет героя сказки», «Теремок», «Какого цвета сказка?». Ролевые игры. Эмоциональные этюды. Игра-путешествие «В тридесятом царстве».

  1. «Моя семья» - 4 часа - Беседа о семье и семейных взаимоотношениях, правах и обязанностях членов семьи. Работа над художественными произведениями: М.Скребцовой «Сердце матери», «История о чайке». Проектная деятельность: «Дерево семьи». Ролевые игры.

7.«Учимся общаться» - 4 часа - Упражнения «Победи одиночество», «Мое настроение»,«Аплодисменты»,«Самый добрый долгожитель». Тест «Закончи историю». Упражнения: «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

III год обучения – модуль «Учимся сотрудничать» - 34 часа

  1. «Золотые ключики к сердцам» - 5 часов –Проектная деятельность:«Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо».

  1. «Учимся видеть, слышать и создавать прекрасное» - 6 часов - Развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее через ролевые игры и тренинги. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

  1. «Я и другие люди» – 4 часа - Тренинг «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека». Практика: «Я становлюсь автором».

  1. «Душевность и бездушность» – 4 часа – Тренинг«Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе.

  1. «В стране сказок» – 5 часа - Работа со сказками: «Айога», «Кукушка», «Заколдованный холм», «Хаврошечка», «Три пряхи». Игры и упражнения. «Портрет героя сказки», «Какого цвета сказка?». Ролевые игры. Эмоциональные этюды. Игра-путешествие «В тридесятом царстве». Конкурс и защита рисунков: «Чему тебя научили сказки?».

  1. «Моя семья» - 4 часа - Проектная деятельность: «Из истории семейной летописи». Работа над художественными произведениями: О.Уайльд «Малыш-звезда», «Тыковка»; А.Стоянов, Э.Варужон «Два брата». Игра «Ласковые слова». Тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

  1. «Доброе слово, что ясный день» - 5 часов - Сюжетно-ролевые игры: «Друг познается в беде», «Этикет».Тест «Закончи предложение».Игры: "Заколдованное дерево", «Я тебе желаю…», «Самый добрый долгожитель»

IV год обучения –  модуль «Учимся понимать, чувствовать друг друга»  - 34 часа

  1. «Я и мир вокруг меня» - 5 часов - Проектная деятельность: «Я и мир вокруг меня». «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре).

  1. «Спешите делать добро» - 7 часов - Кого называют добрым и почему? Какие добрые слова вы знаете? Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Ролевые игры: «Я тебе желаю…», «Тайное свойство», «Жажда», «Проведи слепого». Тренинги:  «Что мы ценим в людях».

  1. «Средства общения» - 7 часов - Беседы: «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям»,  «Мир человеческих чувств»,  «Для чего нужна  религия». Экскурсия: «Путешествие в храм». Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты». Анкета-опросник «Настоящий друг».  Игра "Чем мы похожи".Работа в группах: «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них», «Составление коллажей».

  1. «Отзывчивость и доброта» 5 часов - Работа в группах: «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); беседы о важности способности чувствовать и понимать другого человека. Работа над художественными произведениями В.Осеевой «Реши задачу», «Пуговица».Тест  «Как поступать».Анкета «Настоящий друг».Игры: «Что моя вещь знает обо мне», «Я тебе дарю»,  «Я знаю, что…».

  1. «В стране сказок» - 4 часа - Работа со сказками: «Мальчик-звезда», «Маленький Принц», «Волшебный холм», «Аленький цветочек». Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?». Игры и упражнения. «Портрет героя сказки», «Теремок», «Какого цвета сказка?». Игра-путешествие «В тридесятом царстве».

  1. «Моя семья» -  3часа - Проектная деятельность: «История моей семьи в истории моей страны». Работа над художественными произведениями В.Сухомлинского «Семь дочерей», «Крылья матери». Игры «Только хорошее», «Волшебный стул».

  1. «Оглянись внимательно вокруг» - 3 часа - Проектная деятельность: «Мир моих увлечений». Игры «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»,  «Аплодисменты». Праздник «Услышать сердце человека».

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I уровень - первый и второй годы работы по программе - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

  • о правилах поведения в различных ситуациях;
  • проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование представления о семейных ценностях и традициях.

II уровень – третий год работы по программе - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

  • о тендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • уметь сочувствовать и прийти на помощь человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

III уровень - четвёртый год работы по программе -– приобретение школьником опыта самостоятельного  действия:

  • использует коммуникативные навыки поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
  • уметь адекватно  оценивать свои поступки и нести ответственность за них.

1. Личностные:

  •  учебно-познавательный интерес к  окружающему миру;
  •  установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры – готовность следовать нормам природоохранного поведения.

2. Регулятивные:

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к   младшим.

3. Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • устанавливать аналогии.

4. Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • задавать вопросы

Личностными результатами изучения курса «Зеркало души» являются:

  • осознание себя членом общества, чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения кружка являются:

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Программа  внеурочных занятий «Зеркало души» предусматривает различные формы и виды контроля:

  • соревнования;
  • выставки;
  • праздники;
  • защита  проектов;
  • портфолио;
  • спектакли;
  • концерты;
  • турниры.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Формы организации внеурочной деятельности:

  1. Беседы;
  2. Тесты;
  3. Творческие игры.
  4. Психогимнастические упражнения
  5. Конкурсы;
  6. Тренинги общения;
  7. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  8. Ролевые игры;
  9. Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов;
  10. Психологические упражнения.

Учитывая специфику предлагаемого детям материала, возрастные особенности учащихся, необходимо оговорить методические рекомендации к работе по программе мастерской общения «Гармония». Успешному овладению детьми полученной информации содействует наличие:

  • оборудованного кабинета для психологических занятий;
  • ТСО (магнитофона, аудиозаписей релаксационной музыки, художественных произведений, детских песен);
  • пальчиковых кукол, кукол перчаточных, масок, элементов костюмов, используемых в процессе игр-драматизаций и в работе над сказками;
  • методических разработок дидактических и творческих игр, раздаточных и наглядных пособий.

Успешность освоения программы во многом зависит от верно выбранных методов преподавания. Так, в работе по программе используются следующие методы, методики и приемы обучения:

  • сказкотерапия, библиотерапия;
  • элементы театральной педагогики;
  • мелотерапия, ароматерапия;
  • игровые приемы.

Особое внимание следует уделить применению на занятиях дидактических материалов и наглядных пособий (карточек с изображением различных эмоциональных состояний, плакаты «Правила дружбы», «Такие мысли мне помогают», «Такие мысли мне мешают» и т.д.), дидактические игры, направленные на развитие памяти, внимания, логического мышления: «Домино», «Цветовые полочки», «Невидимка», «Гномы в очках» и т.д.

Учитывая возраст учащихся – 7-8 лет, целесообразно проведение занятий в форме игры, путешествия, сюжетно-ролевой игры и игр-драматизаций.

Одной из возрастных особенностей детей данной группы  является появление способности к рефлексии и саморефлексии. Данный процесс необходимо поддерживать комментариями и групповым обсуждением педагога и детей художественных произведений, игр, а также сложившихся ситуаций.

Успешность освоения программы зависит и от личных и профессиональных качеств педагога:

  • профессиональной компетентности, знаний в области педагогики и психологии;
  • эмоциональность, дружелюбие, положительный настрой;
  • умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, решая те или иные педагогические задачи;
  • способность к творчеству.

Смена различных видов деятельности является необходимым условием работы с младшими школьниками. Продолжительность занятий не должна превышать 45 мин. Использование игр, упражнений, задействующих слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации. Продолжительность активно-спокойной деятельности варьируется от 10 до 15 минут.

Применение данных методических рекомендаций позволяет наиболее оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Для учителя

Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного”   Москва “Вентана – граф” 2002

Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 288 с.

1

Васильева-ГангнусЛ. «Азбука вежливости» Москва «Педагогика» 2008

1

Воробьев В. Капризка

1

«Воспитание» (1-3 кл.). Модель «Ориентир» Под редакцией профессора Осиповой М.П.   Минск «ИнтерпреСервис» 2003

1

Грибов П.Д. «Как человек исследует, изучает, использует природу»

1

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М. 1997

1

Дереклеева Н.И Справочник классного руководителя. Москва «Вако» 2008

1

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М. 2001

1

Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.

1

Климантова О.А. «О проектной деятельности в начальной школе», Москва, Просвещение , 2009г.

1

Лопатина А., Скребцова М. Счастье семьи. М. 2002

1

Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М. 2001

1

Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000

1

Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999

1

Романюта В.Н. Учим детей общаться. Ленинградская, 1998

1

Слободянис Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в общении. М. 2001

1

Для учащихся

Учебная хрестоматия 1-4 «Вентана Граф»

4

Андерсен Х.К. «Снежная королева»,  «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас»

3

Варужон Э. «Два брата»

1

Воробьёв В. «Капризка»

1

Воронкова Л. «Солнечный денек»

1

Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Три пряхи»

2

Драгунский В. «Друг детства», «Денискины рассказы».

2

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2

 Осеева В. «Волшебное слово», «Мой товарищ»

1

Каралиийчев А. «Слеза матери»

2

Милн А. «Винни Пух и все-все-все»

1

Перро Ш. «Золушка»

1

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Русские народные сказки. «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Заколдованный холм», «Хаврошечка», «Отец и сын»

7

Скребцова М. «Сердце матери», «История о чайке»

2

Сухомлинский В. «Семь дочерей», «Крылья матери»

2

Уайльд О. «Малыш-звезда»

1

2.Печатные пособия

1

Журнал “Начальная школа”

1

Журнал «Духовно-нравственное воспитание»

1

Журнал «Воспитание школьников»

1

Журнал “Народное образование”

1

Журнал «Учитель»

1

Газета «Первое сентября»

1

Серия «Нравственное образование в России» «Азбука нравственности» Методическое пособие 1-4 класса для учителя под редакцией Э.П.Козлова Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2008 г.

3.Технические средства обучения

Демонстрационная панель с набором  приспособлений для крепления таблиц и карт.

1

Магнитная доска

1

Экспозиционный экран

1

Мультимедийный проектор

1

Персональный компьютер для учителя

1

Персональный компьютер для учеников

28

4.Экранно-звуковые пособия

Мультимедийный проектор

1

Персональный компьютер

1

Интерактивная доска Smart

1

5.Игры и игрушки

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

14

Конструктор  «Сказка « Три поросенка»

2

Конструктор  «Сказка «Репка»

2

Конструктор  «Сказка « Маша и медведь»

2

Конструктор  «Сказка « Колобок»

2

Конструктор  «Сказка «Курочка Ряба»

2

Кубики «Сложи узор»

2

«Чудо-кубики-2»  - альбом заданий .

2

Маленький дизайнер

2

Геоконт-великан.

2

Волшебный поясок.

2

  1. Оборудование класса

Ученические столы двухместные

14

Стол учительский

1

Шкафы для хранения одежды и обуви

2

Шкафы для хранения школьных пособий

2

Тумба для таблиц

1

Доска настенная для вывешивания иллюстративного материала

1

               СОГЛАСОВАНО

                Протокол заседания МО учителей

               начальных классов от __ августа 2016г. № 1

                ____________  Л.А.Гондель

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________  И.Е.Коркач

____________ 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

программа расчитана на 33  часа для обучающихся  первых классов , соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия"

Направленность программы - художественная. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуаль...

Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности Студия "Бумажная фантазия" 4 класс

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это дает во...