Проектно - исследовательская деятельность в учебном процессе
материал (2 класс) на тему

Демирова Надежда Алексеевна

Проектно - исследовательская деятельность в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

    Практика использования методов проектно - исследовательской деятельности в учебном процессе современной школы находит все большее применение.  Учитель – новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Проектно - исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь учителя необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжить исследование.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначение темы должны быть актуальными, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Ведущая педагогическая идея применения методов исследовательского обучения на уроках: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки. Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе предусмотренных тренингов.

    Собственная исследовательская практика расширит кругозор, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.

Применение метода позволяет: повысить мотивацию учащихся;  вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития общеучебных навыков; способствовать развитию творческого потенциала учащихся;  создать условия для формирования у учащихся, коммуникабельности, умения работать в команде;  изменить подходы к организации учебного процесса.    

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения.  

   Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

     К числу  регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

    К числу познавательных:

- извлекать информацию;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- Коммуникативных:

- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды.

    В работе над проектом очень важно, я думаю, увлечь детей, показать значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы. Не менее важным является привлечение родителей к участию научно-исследовательской деятельности. Они, вместе с детьми выполняют несложные исследования, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своих проектов.

   Исследовательская деятельность приучает работать детей с журналом, с газетой, с книгой. Сейчас дети мало читают, проводя много времени за компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу, книги. Я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное для них русло и при работе с компьютером.     

Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна  ребятам. Также  считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

- Основной результат моей педагогической деятельности заключается в «успешности» моих учеников.

- Создана атмосфера доверительности и творческого сотрудничества, способствующая  личностному самовыражению детей.

- Эффективно используется  учебное время на уроках, повышается интерес детей к исследовательской работе.

-Выступление на детских конференциях муниципального и республиканского уровней.

Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению.

Список литературы.

1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"

3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности

Выступление учителя начальных классов на методическом объединении...

Проектно-исследовательская деятельность как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»  (М. Монтень)  Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе

Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»...