Главные вкладки

    Выступление на семинаре.
    статья на тему

    Зотова Наталья Алексеевна

    Личностно-ориентированный подход в обучении. Педагогические технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx29.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СШ г. Горбатов Зотова Наталья Алексеевна

    Выступление на семинаре.

     «Личностно-ориентированные педагогические технологии»


    Личностно-ориентированные педагогические технологии -   технологии, в которых в центр всей школьной образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

    Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

    Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

    Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

     Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

     Под личностно-ориентированным обучением надо понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети. Как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
    Проектная технология

    В современном российском образовании растёт интерес к проектному обучению. Формирование основы подготовки школьников к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию креативной личности – главная цель проектной технологии, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развитие самостоятельности в процессе обучения

    Технология «Коллективный способ обучения» ( КСО)

    Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого

    Сущность коллективного обучения:

        все (коллектив) обучают каждого и каждый обучает всех (коллектив).

       Если задача (вопрос) при коллективном обсуждении может быть решена одним человеком

       То при коллективном обучении активно участвуют все; все решают проблему (а не принимают решение), все являются активными участниками обсуждения; каждый работает с каждым, коллектив учит каждого своего члена. Признаки коллективной работы:

    1.  Наличие у всех ее участников единой цели;
    2. Разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
    3. Налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь
    4.  Осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
    5. Культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
    6.  Достигается равенство

    объективных условий для каждого

    Специфика коллективных способов обучения  

    1. Наличие сменных пар учащихся;
    2.  Взаимообучение;
    3.  Взаимоконтроль;
    4.  Взаимоуправление

    Различные методики КСО:

     - поабзацная проработка текста;

     - обратная методика;

     - обмен заданиями;

     - мурманская методика.

    Применение КСО на уроке

    • изучение текстового материала по любому учебному предмету;

    • взаимопередача текстов;

    • взаимообмен заданиями;

    • решение задач и примеров по учебнику;

    • взаимные диктанты;

    • разучивание стихотворений в сменных парах;

    • выполнение упражнений в парах;

    • работа по вопросникам;

     • изучение текстового учебного материала по любой

    учебной дисциплине.

    Методика А.Г. Ривина

    Поабзацная проработка текста разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

    Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми.

     Ø Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);

    Ø С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы.  Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика

                         Обмен заданиями. Методика М.А. Мкртчян

    Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела;

     Ø Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика;

    Ø Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»;

     Ø Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.

     Ø На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе;

     Ø Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным

     Ø На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)  

    Мурманская методика

    В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»);

     Ø Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра;

     Ø При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя

    Структура урока с применением КСО

    Время (мин)

     Содержание работы в классе

    1-2

    Приветствие. Инициализация урока: объявление темы, целей урока, состава группы

    3-8

    Фронтальная беседа: обсуждение общей темы, деление ее на отдельные задачи, постановка задач по группам

    9-22

    Группа 1 Задача 1 Группа 2 Задача 2 Группа 3 Задача 3

    23-38

    Отчеты групп и их обсуждение. Компоновка решения исходной общей проблемы. Обсуждение отдельных аспектов и взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач.

    39-45

    Заключение: характеристика работ групп и отдельных учащихся, резюме нового материала в форме экспресс-опроса. Подведение итогов. Задание на дом.  

    Коллективная форма обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать:

    − дидактические задачи :обучают ученики один одного, у них разные темпы и материал, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, усвоение и применение материала максимально приближено;

     − развивающие : ученик-субъект + объект, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждают, доказывают;

     -воспитательные:  имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма. КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик- партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.  

    Технология групповой работы на уроке

    Цель групповой работы:

    • активное включение
      каждого ученика
      в процесс усвоения
      учебного материала

    Задачи групповой работы

    1. Активизация познавательной деятельности
    2. Развитие навыков самостоятельной учебной
      деятельности
    3. Развитие умений успешного общения
    4. Совершенствование межличностных
      отношений в классе

    Плюсы и минусы групповой работы

    Плюсы

    • Повышается учебная и познавательная мотивация
    • Снижается уровень тревожности учащихся
    • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
    • Улучшается психологический климат в классе

    Минусы

    • Групповой работе надо сначала научить
    • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
    • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
    • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

    Принципы групповой работы

    1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся
    2. Учитывать особенности состава группы
    3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения
    4. Распределять роли между участниками группы
    5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами
    6. Анализировать способ  деятельности

    Варианты комплектования групп

    1. По желанию
    2. Случайным образом
    3.  По выбору педагога
    4.  По выбору «Лидера»
    5. По определённому признаку

    Виды групповой работы

    1. Работа в парах
    2. Охота за сокровищами
    3.  Мозговой штурм
    4. Игра «Продолжи»
    5. Мозаичная группа
    6. Снежный ком
    7. Приём «Зигзаг»

    Поведение учителя во время групповой работы

    Учитель может: контролировать, организовывать, оценивать работу, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника

    Учителю на заметку

    • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
    • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
    • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
    • нельзя требовать в классе абсолютной тишины
    • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

    Дифференцированное обучение

    Цели:

    • психолого-педагогическая: индивидуализация обучения
    • социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала
    • дидактическая: решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе

    Дифференциация  (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

    Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

    Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

    Дифференцированное обучение-организация личностно-ориентированного процесса обучения:

    относительно однородные группы,отдельное обучение (постоянно, временно) бывает внутренняя (внутриклассная) и внешняя (Классы, школы)

    Направления дифференциации обучения

    • по образовательным целям
    • по уровням выполнения заданий
    • по времени обучения, времени выполнения заданий
    • по содержанию обучения
    • по последовательности учебного материала
    • по структуре учебного материала
    • по подходам к обучению
    • по видам учебной деятельности
    • по способам применения заданий

    по оценке деятельности

    Дифференциация учебных заданий

    • по уровню творчества
    • по уровню трудности
    • по объему учебного материала
    • по степени самостоятельности
    • по характеру помощи учащимся

    Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

    • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
    • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
    • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
    • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
    • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

    Три «условные» группы

    • 1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
    • 2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
    • 3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

    Технология организации коллективной творческой деятельности

    Игорь Петрович Иванов, доктор  педагогических наук Российской Академии образования, профессор

    Коллективная Творческая Деятельность 

    коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей,

    при отношениях ответственной зависимости;

    творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;

    деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.

    Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

    • Формирование и развитие коллектива;
    • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
    • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.
    • Обучение правилам и формам совместной работы.
    • Реализация коммуникационных потребностей детей.

    Виды  коллективных творческих дел

    • Трудовые КТД. 
    • Познавательные КТД. 
    • Художественные КТД.
    • Спортивные КТД. 
    • Общественно-политические КТД.
    • Организаторские КТД. 

    Стадии коллективного творческого дела

    1 стадия – предварительная работа коллектива

    2 стадия коллективное планирование

    3 стадия коллективная подготовка КТД

    4 стадия – проведение КТД

    5 стадия коллективное проведение итогов КТД

    6 стадия стадия ближайшего последействия КТД 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на семинаре ГМО

    Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

    Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

    О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

    Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

    Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

    Выступление на семинаре завучей.

    Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....

    "Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

    выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

    Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"

    В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....

    выступление на семинаре по ФГОС

    Выступление по стандартам второго поколения...