Рабочая программа внеурочной деятельности "Научные забавы"
рабочая программа (2 класс) на тему

Ельчанинова Елена Ивановна

В программе внеурочной деятельности «Научные забавы» ставится  задача - ознакомление учащихся младших  классов сведениями о физике, химии, биологии формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми  они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Особенностью внеурочной деятельности является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnye_zabavy.doc67 КБ
Microsoft Office document icon ktp_nauchnye_zabavy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В программе внеурочной деятельности «Научные забавы» ставится  задача - ознакомление учащихся младших  классов сведениями о физике, химии, биологии формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми  они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Особенностью внеурочной деятельности является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой.

Основное место в курсе «Научные забавы» занимают самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, игры для развития системного мышления, рефлексия.

Курс подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Данный курс поможет:

сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

сформировать умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;

вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.

В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать и принимать решения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

     Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, в ходе занятия сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность  в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу. 

Занимательные опыты повышают познавательную деятельность.  Формируют умения грамотно излагать свои мысли , работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий

Цель программы: Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе Окружаещего мира  по темам  «Природные явления»,«Строение и свойства вещества», «Воздух», «Вода».

Задачи программы:

  1. Образовательная:
  • формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
  • развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
  • формировать умения работать с оборудованием.
  1. Воспитательная:
  • формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
  1. Развивающая:
  • развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
  • формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
  • формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
  • развивать  умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

Принципы программы:

Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность.

Данный курс развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность.

Курс строится от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.  

Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.

Формы работы:

групповые занятия, включающие в себя специально подобранные

  • игры;
  • упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  • Физминутка.
  • Занимательные опыты
  • Рефлексия.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • преемственность.

Описание места  курса в учебном плане

Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 на курс внеурочной деятельности «Научные забавы» отводится 34 часа. 1 час в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Введение.

1

Правила по ТБ.

Урок знакомства

2

Состояние вещества

10

Свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность.

Опыты на растворимость. Изготовление фильтра. Изучение свойств воздуха и твёрдых тел

3

Теплота основа жизни

3

Принцип многослойности в одежде. Устройство термоса.

4

Свойства жидкости.

4

Опыты с жидкостями.

5

Давление воздуха

6

Опыты с воздухом

6

Звук вокруг нас

5

Происхождение звука. Опыты со звучащими предметами.

7

Оптика

4

Оптические иллюзии

8

Заключительный урок

1

Подведение итогов

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Список литературы.

  1. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
  3. Научные забавы. Том Тит. Издательский Дом Мещерякова, 2005.
  4. Природа в занимательных экспериментах. Салли Хьюитт. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006.
  5.  Почему ботинки не летают. М. Ромодина. – СПб.: Питер, 2014.
  6.  Большая книга научных опытов для школьников. С. В. Болушевский.- М.: Эксмо, 2014.

Система отслеживания и оценивания результатов.

Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:

  • беседы
  • устного опроса
  • участия в олимпиадах и конкурсах
  • итоговых уроков-праздников
  • исследование познавательного интереса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

первый уровень:

овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы

второй уровень:

умения и навыки применять полученные знания в  повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).

третий уровень:

сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .

Ожидаемые результаты.

 По окончании курса обучающиеся должны знать и уметь:

овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),

знать понятие температуры, умение определять по градуснику,

уметь правильно организовать свое рабочее место,

умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,

обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы

Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;

уметь применять знания на других предметах;

 уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

уметь готовить информационные  сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

Тема урока

Универсальные учебные действия

Формы контроля

Количество часов

Дата

План

Факт

Введение – 1 ч.

1

Правила по ТБ. Урок знакомства

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Личностные: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

текущий

1

07.09.15.

Состояние вещества -10 ч.

2

Состояние вещества

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

текущий

1

14.09.15.

3

Изучение свойств жидкости

текущий

1

21.09.15.

4

Замерзание воды уникальное свойство.

текущий

1

28.09.15.

5

 Вода растворитель

текущий

1

05.10.15.

6

Очистка воды фильтрованием. Изготовление фильтра для воды

текущий

1

12.10.15.

7

Воздух. Свойства воздуха.

текущий

1

19.10.15.

8

Что происходит с воздухом при его нагревании.

текущий

1

26.10.15.

9

Экскурсия. Запуск китайских фонариков.

текущий

1

09.11.15.

10

Свойства твердых тел.     Изменение объемов тела.

текущий

1

16.11.15.

11

Обобщающий урок.

тематический

1

23.11.15.

Теплота основа жизни – 3 ч.

12

Что холоднее?

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

текущий

1

30.11.15.

13

Изоляция тепла. Шуба греет!?

текущий

1

07.12.15.

14

Термос

текущий

1

14.12.15.

Свойства жидкости – 4 ч.

15

Как зависит объем вытесненной воды от формы тела.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Личностные: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

текущий

1

21.12.15.

16

Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?

текущий

1

28.12.15.

17

Почему одни тела тонут, а другие нет?

текущий

1

11.01.16.

18

Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена.

текущий

1

18.01.16.

Давление воздуха – 6 ч.

19

Давление. Стакан-присоска

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

текущий

1

25.01.16.

20

Герметичность. Дырявый шарик.

текущий

1

01.02.16.

21

Давление и вода. Сообщающиеся бутылки.

текущий

1

08.02.16.

22

Давление и вода. Смешная бутылка

текущий

1

15.02.16.

23

Атмосферное давление. Изготовление барометра.

текущий

1

22.02.16.

24

Давление и вакуум.

текущий

1

29.02.16.

Звук вокруг нас – 5 ч.

25

Источники звуков.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

текущий

1

07.03.16.

26

Причина возникновения звуков

текущий

1

14.03.16.

27

День непослушания

текущий

1

21.03.16.

28

Игра урок. Высокий и низкий тембр.

текущий

1

04.04.16.

29

Звуковые волны. Гитара из коробки.

текущий

1

11.04.16.

Оптика – 4 ч.

30

Свет и зрение. Кошка в домике.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Личностные: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

текущий

1

18.04.16.

31-33

Оптические иллюзии

текущий

3

25.04.16.

02.05.16

16.05.16.

34

Заключительный урок

итоговый

1

23.05.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...