Воспитательная программа «Начало начал»
рабочая программа на тему
Воспитательная программа
«Начало начал»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_klassnomu_rukovodstvu.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
МБОУ СОШ №5
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 5 г. Челябинск
___________ В.П. Плаксина
«___» ____________2015г.
Воспитательная программа
«Начало начал»
Классный руководитель:
Шебельгут Елена Сергеевна
Челябинск, 2015
Пояснительная записка
“Воспитание — великое дело:
им решается участь человека”.
В.Г. Белинский.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения, реализовывать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Воспитание в начальной школе должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребёнку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приёмами и способами поведения. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
Цель: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Задачи:
- Формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения;
- Воспитание потребности в творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;
- Содействие формированию гражданского и патриотического воспитания, нравственной позиции;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Воспитание сознательного отношения к учёбе, развитие познавательной активности, создание условий для развития детских способностей; обучение приемам самоконтроля и самосовершенствования.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 11 лет.
Прогнозируемые результаты:
- Сплочение детского коллектива;
- Воспитание у детей любви к близким людям;
- Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости;
- Развитие активности детей, их творческих способностей;
- Формирование положительного отношения к труду;
- Формирование у детей навыков самостоятельности;
- Снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
- Повышение мотивации к обучению.
Способы проверки прогнозируемых результатов через:
- диагностику общего уровня воспитанности школьников;
- мониторинг участия и результативности школьников в конкурсах, мероприятиях;
- мониторинг уровня культуротворческого и правового сознания учащихся;
- тестирование и анкетирование учащихся.
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы;
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования;
- повышение воспитательного потенциала образовательного процесса.
Содержание программы воспитания
Приоритетные направления воспитательной деятельности:
Духовно-нравственное воспитание
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Практическая деятельность:
- Беседы, дискуссии на темы: «Мы стали школьниками», «Братья наши меньшие», «Нарисовал художник сказку»;
- Экскурсии в галереи, музеи, на природу;
- Классные часы на темы: «Добрый человек в доброте проживет век», «Благородству откроются сердца», «Жизнь дана на добрые дела»;
- Участие в акциях милосердия.
Патриотическое воспитание
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Задачи:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей ;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
Практическая деятельность:
- Беседы на темы: «Достопримечательности нашего города», «Символика родного края»;
- встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
- праздники на темы: «23 февраля», «День Победы», «Мир, труд, май»;
- акции на темы: «Оказание помощи ветеранам войны», «Помоги другому» ;
- конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
- просмотр видеофильмов на военную тематику: «Журавли», «А зори здесь тихие»;
- митинги;
- классные часы на темы: «Дети войны», «С чего начинается Родина?», «День победы».
Эстетическое воспитание
Цель: воспитание эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- формирование общей культуры учащихся;
- развитие эстетических чувств младших школьников, творческих способностей;
- формирование активного интереса к произведениям искусства;
- формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;
- воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и явлениям окружающего мира.
Практическая деятельность:
- беседы на темы: «Я и мой красивый мир», «Творческая мастерская»;
- походы в театр;
- экологические утренники на темы: «Радуга природы», «Пусть всегда будет солнце»;
- экскурсии.
Спортивно-оздоровительное воспитание
Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни, развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- познакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- формировать у учащихся отношение к здоровью как бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимися демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта.
Практическая деятельность:
- викторины на темы: «Скажем: «НЕТ!» вредным привычкам», «Азбука здоровья»;
- спортивные праздники на темы: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Осенний кросс»;
- дни здоровья;
- секции и кружки.
Интеллектуальное развитие
Цель: развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся; формировать положительное отношение к учебе, знаниям, науке; развивать индивидуальные, особенности учащихся.
Задачи:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся; создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Практическая деятельность:
- конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений;
- интеллектуальные игры: «Звёздный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;
- интеллектуальные бои: «Кто во что горазд», «Мозговой штурм», «Вопрос на засыпку»
- олимпиады по учебным предметам;
- викторины по различным предметам.
Трудовое воспитание
Цель: уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
Задачи:
- приобщение детей к общественно-полезному труду;
- воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
- Воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Практическая деятельность:
- субботники;
- трудовые акции на темы: «Порядок в труде - порядок в знаниях», «Содержи в порядке книжки и тетрадки»;
- трудовые десанты;
- выставки декоративно-прикладного творчества;
- облагораживание пришкольного участка;
- производственная бригада.
Работа с родителями
Цель: воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи.
Задачи:
- привлекать родителей в процесс воспитания по развитию личности ребёнка;
- просвещать родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- вести индивидуальную работу с родителями;
- организовывать совместные праздники;
- поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.
Практическая деятельность:
- консультации – индивидуальные и коллективные;
- дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеклассных мероприятиях;
- телефон доверия – разрешение родителям обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы;
- совместная деятельность - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- родительские собрания на темы: «Взаимодействие семьи и школы», «О родных и близких людях с любовью», «Мудрость родительской любви», «Взаимопонимание в семье», «Как помочь ребёнку быть внимательным?»;
- совместные праздники, конкурсы;
План реализации программы воспитания:
1 этап: Целью данного этапа является обеспечить плавный переход детей от игровой деятельности к учебной, необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей;
Задачи:
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.
- раскрыть индивидуальные интересы и потребности учащихся;
- воспитывать самостоятельность деятельности.
Ожидаемые результаты:
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения);
- ребёнок адаптирован к новой социальной роли;
- умеет организовать свое рабочее место.
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
2 этап: Целью данного этапа является обеспечить организационное единство класса. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
Ожидаемые результаты:
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
3 этап: Целью данного этапа является формирование эмоционально-волевое и интеллектуальное единство класса. Вся деятельность преломляется через творчество.
Задачи:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- создать условия для реализации творческого потенциала личности;
- создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.
Ожидаемые результаты:
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение;
- дети развивают свои индивидуальные познавательные и творческие способности.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
4 этап: Целью данного этапа является формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.
Задачи:
- обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создать ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддерживать всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
- воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
- повышать ценностный потенциал личности;
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- стремятся к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
- приобщены к ЗОЖ;
- знают основы нравственного поведения;
- осознают свою социальную роль в семье, классе, обществе.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Итоги реализации программы:
Таким образом, можно говорить о портрете выпускника начальной школы, сформированном педагогом, родителями и самими учениками, который складывается из потенциалов личности:
- нравственного (ценностного) — восприятие и понимание учениками таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведениеодноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;
- познавательного — наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативного - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, к животным, природе), обладание первичными навыками саморегуляции;
- художественного — эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства;
- физического — соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Анализ процесса и реализации программы:
- предварительный сбор данных на воспитанников школы (анкетирование родителей);
- анализ классных мероприятий;
- анализ анкет воспитанников, родителей по окончании каждого учебного года.
Методическое обеспечение:
Формы:
- классный час;
- беседа;
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
- праздники;
- мероприятия;
- экскурсии;
- анкетирование;
- тестирование;
- родительские собрания;
- встречи с интересными людьми;
- кружки по интересам.
Список литературы:
- http://www.ucheba.com/ur_rus/tematich_plan/templan_vospitat/patriot.htm
- http://globuss24.ru/doc/programma-vospitatelynoy-sistemi-dlya-nachalynoy-shkoli
- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98713513
- http://festival.1september.ru/articles/619288/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/01/programma-grazhdansko-patrioticheskogo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Разработка собрания родителей совместно с учащимися...
Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...
Родительский дом - начало начал.
Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологич...
Конкурсная программа для учащихся начальной школы и их родителей "Родительский дом- начало начал"
Конкурсная программа для родителей и детей " Родительский дом- начало начал", 3 класс...
Родительский дом - начало начал
Сценарий семейного праздника, посвященный открытию года семьи....
Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
Родительское собрание, посвященное семье....
Презентация "Образовательной экскурсионно-лекционной программы "Вместе - целая страна. Начало начал."
Методические рекомендации проведения уроков ОРКСЭ на базе Государственного музея Истории религии....