Воспитательная программа «Начало начал»
рабочая программа на тему

Лебедева Елена Сергеевна

Воспитательная программа

«Начало начал»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_klassnomu_rukovodstvu.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области 
МБОУ СОШ №5

                                                                     

                                                                    Утверждаю

                                                                    Директор МБОУ СОШ № 5 г. Челябинск

                                                                    ___________ В.П. Плаксина

                                                                    «___» ____________2015г.

Воспитательная программа

«Начало начал»

 Классный руководитель:

Шебельгут Елена Сергеевна

Челябинск, 2015

Пояснительная записка

“Воспитание — великое дело:

им решается участь человека”.

В.Г. Белинский.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Школа призвана посредством воспитания и обучения, реализовывать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Воспитание в начальной школе должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребёнку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приёмами и способами поведения. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

Цель: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи:

  • Формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  • Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения;
  • Воспитание потребности в творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;
  • Содействие формированию гражданского и патриотического воспитания, нравственной позиции;
  • Приобщение к здоровому образу жизни;
  • Воспитание сознательного отношения к учёбе, развитие познавательной активности, создание условий для развития детских способностей; обучение приемам самоконтроля и самосовершенствования.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 11 лет.

Прогнозируемые результаты:

  • Сплочение детского коллектива;
  • Воспитание у детей любви к близким людям;
  • Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости;
  • Развитие активности детей, их творческих способностей;
  • Формирование положительного отношения к труду;
  • Формирование у детей навыков самостоятельности;
  • Снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
  • Повышение мотивации к обучению.

Способы проверки прогнозируемых результатов через:

  • диагностику общего уровня воспитанности школьников;
  • мониторинг участия и результативности школьников в конкурсах, мероприятиях;
  • мониторинг  уровня культуротворческого и правового сознания учащихся;
  • тестирование и анкетирование учащихся.

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы;
  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования; 
  • повышение воспитательного потенциала образовательного процесса.

Содержание программы воспитания

Приоритетные направления воспитательной деятельности:

Духовно-нравственное воспитание

Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

  • формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Практическая деятельность:

  • Беседы, дискуссии на темы: «Мы стали школьниками», «Братья наши меньшие», «Нарисовал художник сказку»;
  • Экскурсии в галереи, музеи, на природу;
  • Классные часы на темы:  «Добрый человек в доброте проживет век», «Благородству откроются сердца», «Жизнь дана на добрые дела»;
  • Участие в акциях милосердия.

Патриотическое воспитание

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Задачи:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей ;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
  • воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.  

Практическая деятельность:

  • Беседы на темы: «Достопримечательности нашего города», «Символика родного края»;
  • встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
  • праздники на темы: «23 февраля», «День Победы», «Мир, труд, май»;
  • акции на темы: «Оказание помощи ветеранам войны», «Помоги другому» ;
  • конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
  • просмотр видеофильмов на военную тематику: «Журавли», «А зори здесь тихие»;
  • митинги;
  • классные часы на темы: «Дети войны», «С чего начинается Родина?», «День победы».

Эстетическое воспитание

Цель: воспитание эстетической культуры младших школьников.

Задачи:

  • формирование общей культуры учащихся;
  • развитие эстетических чувств младших школьников, творческих способностей;
  • формирование активного интереса к произведениям искусства;
  • формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;
  • воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и явлениям окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • беседы на темы: «Я и мой красивый мир», «Творческая мастерская»;
  • походы в театр;
  • экологические утренники на темы: «Радуга природы», «Пусть всегда будет солнце»;
  • экскурсии.

Спортивно-оздоровительное воспитание

Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни, развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • познакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  • формировать у учащихся отношение к здоровью как бесценному дару природы;
  • создавать возможность учащимися демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
  • способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием  спорта.

Практическая деятельность:

  • викторины на темы: «Скажем: «НЕТ!» вредным привычкам», «Азбука здоровья»;
  • спортивные праздники на темы: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Осенний кросс»;
  • дни здоровья;
  • секции и кружки.

Интеллектуальное развитие

Цель: развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся; формировать положительное отношение к учебе, знаниям, науке; развивать индивидуальные, особенности учащихся.

Задачи:

  • помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;                                                   создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;  
  • определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;                      формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Практическая деятельность:

  • конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений;
  • интеллектуальные игры: «Звёздный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;
  • интеллектуальные бои: «Кто во что горазд», «Мозговой штурм», «Вопрос на засыпку»
  • олимпиады по учебным предметам;
  • викторины по различным предметам.

Трудовое воспитание

Цель: уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как  виду творческой деятельности;

Задачи:

  • приобщение детей к общественно-полезному труду;
  • воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
  • Воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Практическая деятельность:

  • субботники;
  • трудовые акции на темы: «Порядок в труде - порядок в знаниях», «Содержи в порядке книжки и тетрадки»;
  • трудовые десанты;
  • выставки декоративно-прикладного творчества;
  • облагораживание пришкольного участка;
  • производственная бригада.

Работа с родителями

Цель: воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи.

Задачи:

  • привлекать родителей в процесс воспитания по развитию личности ребёнка;
  • просвещать родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • вести индивидуальную работу с родителями;
  • организовывать совместные праздники;
  • поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.

Практическая деятельность:

  • консультации – индивидуальные и коллективные;
  • дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеклассных мероприятиях;
  • телефон доверия – разрешение родителям обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы;
  • совместная деятельность - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
  • родительские собрания на темы: «Взаимодействие семьи и школы», «О родных и близких людях с любовью», «Мудрость родительской любви», «Взаимопонимание в семье», «Как помочь ребёнку быть внимательным?»;
  • совместные праздники, конкурсы;

План реализации программы воспитания:

1 этап: Целью данного этапа является обеспечить плавный переход детей от игровой деятельности к учебной, необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей;

Задачи:

  • создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
  • изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.
  • раскрыть индивидуальные интересы и потребности учащихся;
  • воспитывать самостоятельность деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
  • созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
  • дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
  • в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с     родителями;
  • выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения);
  • ребёнок адаптирован к новой социальной роли;
  • умеет организовать свое рабочее место.

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

2 этап: Целью данного этапа является обеспечить  организационное единство класса. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.

Задачи:

  • сплочение детского коллектива;
  • организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению        перспектив творческой деятельности;
  • вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
  • организация работы актива класса.

Ожидаемые результаты:

  • созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
  • учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
  • функционирует актив класса;
  • созданы сменные творческие микрогруппы.

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

3 этап: Целью данного этапа является формирование эмоционально-волевое и интеллектуальное единство класса. Вся деятельность преломляется через творчество.

Задачи:

  • изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  • обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
  • создать условия для реализации творческого потенциала личности;         
  • создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.

Ожидаемые результаты:

  • полноценно функционирует актив класса;
  • дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение;
  • дети развивают свои индивидуальные познавательные и творческие способности.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

4 этап: Целью данного этапа является формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.


Задачи:

  • обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  • создать ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  • поддерживать всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
  • воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
  • повышать ценностный потенциал личности;

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  • стремятся к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
  • приобщены к ЗОЖ;
  • знают основы нравственного поведения;
  • осознают свою социальную роль в семье, классе, обществе.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Итоги реализации программы:

Таким образом, можно говорить о портрете выпускника начальной школы, сформированном педагогом, родителями и самими учениками, который складывается из потенциалов личности:

  • нравственного (ценностного) — восприятие и понимание учениками таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведениеодноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;
  • познавательного — наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативного - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, к животным, природе), обладание первичными навыками саморегуляции;
  • художественного — эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства;
  • физического — соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Анализ процесса и реализации программы:

  • предварительный сбор данных на воспитанников школы (анкетирование родителей);
  • анализ классных мероприятий;
  • анализ анкет воспитанников, родителей по окончании каждого учебного года.

Методическое обеспечение:

Формы:

  • классный час;
  • беседа;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • игры;
  • праздники;
  • мероприятия;
  • экскурсии;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • родительские собрания;
  • встречи с интересными людьми;
  • кружки по интересам.

Список литературы:

  1.  http://www.ucheba.com/ur_rus/tematich_plan/templan_vospitat/patriot.htm
  2. http://globuss24.ru/doc/programma-vospitatelynoy-sistemi-dlya-nachalynoy-shkoli
  3.  http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98713513
  4. http://festival.1september.ru/articles/619288/
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/01/programma-grazhdansko-patrioticheskogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительский дом - начало начал.

Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологич...

Конкурсная программа для учащихся начальной школы и их родителей "Родительский дом- начало начал"

Конкурсная программа для родителей и детей " Родительский дом- начало начал", 3 класс...

Родительский дом - начало начал

Сценарий семейного праздника, посвященный открытию года семьи....

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Презентация "Образовательной экскурсионно-лекционной программы "Вместе - целая страна. Начало начал."

Методические рекомендации проведения уроков ОРКСЭ на базе Государственного музея Истории религии....