выступление на педагогическом совете
статья на тему

 

Преемственность при переходе из начальной школы в основную в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokla_na_pedsovet.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность при переходе из начальной школы в основную в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

                         Основным приоритетным направлением развития современного образования является  переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), главная задача которых – создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы.  ФГОС создает основу для перехода от школы знаний к школе деятельностной, развивающей, где:

-   начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

-   основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

-    старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне .

              С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – развитие над предметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования  понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности .

                  Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.

                           Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс  перехода  ребенка  с одного уровня образования на другой   для  многих  детей, родителей  и  учителей  всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями :

-           Психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов).

-       Увеличением учебной нагрузки.

-       Изменением режима дня.

-       Различием требований со стороны учителей предметников.

-       Изменением стиля общения учителей с детьми.

                   Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности. Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта учителей начальной школы на уровень основного общего образования.
           Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности. Решение этой задачи может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:

-       наличии логических связей в программно-методических  документах, регламентирующих образовательный процесс;

-       соблюдении преемственности содержания используемых УМК;

-       соблюдении технологической преемственности (преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).

             Основным системообразующим документом в решении этой задачи является Основная образовательная программа основного общего образования, которая должна  стать логическим продолжением образовательной программы начального образования. Этот документ должен стать результатом творческой работы педагогического коллектива.

                При выборе учебно-методических комплексов необходимо руководствоваться соображениями преемственности содержания. Выбор УМК должен осуществляться в непосредственном взаимодействии учителей начальной школы и основного звена.  

                 Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Важно перенять опыт работы учителей начальной школы, а затем отслеживать применение технологий в основной школе, но делать это разумно: исходя из целей урока, особенностей учащихся, возможностей самого педагога.

                 Решению этой задачи может помочь  традиция тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов. На совместных заседаниях ШМО и педагогических советах  учителям нужно совместно обсуждать вопросы технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психические  особенности  будущих  пятиклассников, формы  и  методы  работы  с  детьми, специфику  класса как  детского  коллектива.

              Внеурочная деятельность – это еще одна инновация стандартов второго поколения. Сегодня школам предложен большой спектр программ организации внеурочных занятий. Необходимо продумать, каким образом будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Каким образом могут быть продолжены содержательные тематические линии, какие технологии и методики организации внеурочной деятельности могут быть использованы. Здесь также требуется творчество педагогов, их тесное взаимодействие и обмен опытом и творческими наработками.

               

            Внеурочная деятельность - это  целенаправленная      образовательная      деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей   определенной    возрастной    группы, формирования у них  потребности  к участию  в  социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации  их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.

           В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов.

          Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов  удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

               Чтобы проводить внеурочную работу с обучающимися в своём классе, я вначале выявила их интересы, проведя « Игру – путешествие по морю любимых занятий», она составлена доцентом И.М.Витковской. Сущность игры следующая: в море острова (Остров знаний, Остров труда, Остров игр, Остров красоты и т.д.). На каждом острове перечислены виды занятий. Ученик выбирает любимое занятие на каждом острове. Так я выявила интересы и любимые виды деятельности моих учеников. Затем я спланировала внеурочную деятельность в  классе.

           Эффективным методом работы  по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основное отличие проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей, оригинальный конечный результат. Это создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения  регулятивных метапредметных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

           Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

             Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

              Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, предметных неделях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих  работ, социально – значимых делах, классных и школьных мероприятиях.

                Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых является задача обеспечения технологической преемственности . Только в тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.

ОКОУ «Ивановская школа – интернат»

Выступление на педагогическом совете по теме: « ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную»

Подготовила учитель начальных классов:                                                             Евдокимова Юлия Александровна

        2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...