Программа внеурочной деятельности "Умное перышко" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Михеенко Наталья Ивановна

Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Умное перышко" (программа клуба юных журналистов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umnoe_peryshko.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умное перышко» 4 класс

Разработана учителем начальных классов Михеенко Н.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов:

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  Приказ министерства образования и науки РФ от 05. 10. 2009 года № 373 «Об утверждении введения в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);

 Организация внеурочной деятельности младших школьников автор-составитель С.К.Тивикова. М.: ООО «Русское слово - учебник» 2013г.  128 с.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умное перышко» (программа клуба юных журналистов): социальное направление для учащихся 4 класса составлена на основе программы внеурочной деятельности «Умное перышко» (автор Н.А. Страхова / НН: ГОУ ДПО НИРО).

Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является главным предназначением и основой деятельности школьной газеты.

Программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать и слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Программа опирается на коллективные формы обучения, на передачу полученных знаний и взаимопомощи. Младшие школьники посредством ее учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических заданий предполагает использование групповых видов работы.

Программа ориентирована на личностный подход, способствующий становлению, самоопределению личности младшего школьника, выявлению и развитию его способностей.

Содержательные аспекты личностного ориентированного подхода акцентируют внимание, прежде всего на развитии личностного смысловой сферы учащихся, которое происходит в сфере их интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний.

Программа не только позволяет познакомить младших школьников с процессом создания газеты, но направлена также на развитие их речевых умений, необходимых для написания творческих работ. Именно творческая деятельность позволяет учащимся активно добывать знания и применять их.

Будучи направленной на развитие выразительной, воздействующей на ум и на чувства читателя и слушателя речи, такая работа призвана содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

В ходе работы решаются также межпредметные задачи:

- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

-  воспитание гражданской позиции.

Цель программы - развитие социальных умений младших школьников в процессе освоения ими основ журналистской деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость.

Задачи программы: 

 сформировать информационную компетентность учащихся, научить их использовать различные способы работы с источниками информации;

 познакомить учащихся с ролью журналиста в современном мире;

 создать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей;

 формировать умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 развивать коммуникативную культуру личности, умения обращаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

 научить создавать публицистические тексты разных типов и жанров, адекватные замыслу, сфере и ситуации общения.

Основные идеи, принципы, подходы, реализуемые в программе

Принцип сотрудничества.

Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах.

Принцип индивидуализации.

Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в частности создание ситуаций при организации занятий, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и работать в группе.

Коммуникативно-деятельностный подход.

Предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения.

Личностно ориентированный подход.

Способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.

Общая характеристика программы

Реализация программы способствует развитию интереса к такой увлекательной профессиональной сфере, как журналистика, у учащихся школы. Занимаясь в соответствии с нею, ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и, наконец, наглядный результат своей работы.

Необходимо учитывать, что для журналистской деятельности важное значение имеет умение подчинять свои высказывания четкой идее, облекать их в письменную форму, собирать и систематизировать материал на заданную тему, пользоваться черновиком, редактировать написанное.

Достижению поставленных целей может способствовать составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологические словосочетания, которые понадобятся для раскрытия темы. Целесообразно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки - словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля.

Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юным журналистам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.

В школьной стенной печати периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензии учащиеся приобретают на занятиях. Особенностью проведения занятий по программе являются объединение практической и теоретической работы посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций.

Организация выполнения практических заданий предполагает использование коллективных индивидуальных форм работы.

Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку общаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, выбора ударения, образования формы, раскрытия значения.

Формы организации занятий по программе

В основе работы клуба юных журналистов лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учетом познавательной инициативы ребенка и включает диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, ее обработку, обсуждение, анализ, интерпретацию и т.д.

На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ.

В рекомендуемую структуру занятий могут быть включены следующие компоненты: эмоционально- творческая разминка; создание проблемной ситуации; работа с источниками информации, их анализ и интерпретация; создание речевых высказываний, соответствующих различным публицистическим жанрам; презентация работ, рефлексия.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 4 класса начальной школы в объеме 1 час в неделю ( 34 часа в год). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 Реализация программы способствует развитию интереса к этой профессиональной сфере у учащихся начальной школы. В процессе участия в ней ребенок должен продемонстрировать свои умения, свое дарование и воочию увидеть результат своей деятельности через активное участие в выпуске классных и школьных газет. Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: осознание значимости журналистики для своего дальнейшего развития; формирование потребности в журналистике как средство познания мира и самого себя; любовь и уважение к языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные: социальными умениями, умениями общаться, вести диалог; знаниями правил вежливого общения со сверстниками и со взрослыми, аргументирования своей точки зрения, умениями выступать перед аудиторией; опытом взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группах, парах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; самостоятельно формулировать тему; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные: знаниями основ истории журналистики; знаниями и умениями различать основные газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью и др.), грамотно излагать информацию в этих жанрах, знанием основных правил редактирования текстов, публикации работ в школьных и районных газетах, на школьном сайте; выделять и обосновывать выделение жанра среди других журналистских жанров; оформлять жанр в соответствии с требованиями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.  Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет. Значение СМИ в жизни общества.

2. Печатные средства массовой информации. Газета. Журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала.

3. Современные детские журналы и газеты. Общее знакомство.

4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления.

5.Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки.

6. Заметка. Статья.

7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажа. Отли-чительные признаки репортажа.

8.  Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью.

9. Редактирование текстов.

10. Очерки (проблемный, портретный, путевой).

11. Эссе.

Основные методы сбора информации: печатные источники, Интернет, изучение документов, записи, личные наблюдения, справочная литература.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во час

Основные понятия

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1

05.09

Все о СМИ  

1

Телевиденье, радио, газеты, журналы, Интернет

Коллективная исследовательская работа-дискуссия

Повторение определения СМИ

2

12.09

Путешествие в глубь веков. Тайна крылатых сандалий Гермеса

1

Меркурий-Гермес. Мифология. Первые журналисты. бюллетень

Беседа. Работа с литературой по теме

Знакомство с историей журналистики

3

19.09

Путешествие в глубь веков. Какие они – древние газеты?

1

Писатель новостей. Бюро по сбору информации

Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме

Знакомство с историей журналистики

4

26.09

Путешествие в глубь веков. Первые газеты на Руси

1

«Ведомости». Газета при Петре 1

Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме

Знакомство с историей журналистики

5

03.10

Макет номера газеты

1

Макет. Столбцы. разворот

Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям

Знакомство с макетом газеты

6

10.10

Что такое верстка газеты?

1

Верстка. Правила верстки. Выворотка. Отбивка. стиль

«Мозговой штурм» «Как будем делать газету?»

Знакомство с версткой газеты

7

17.10

Что такое жанры журналистики?

3

Журналистика. Жанры журналистики

Доклады учащихся. Работа с литературой по теме

Жанры журналистики

8

24.10

9

31.10

10

14.11

Где взять тему?

1

Источники информации журналиста. Документы. Записи. Интервью. Личные наблюдения. Рубрика

Беседа. «Мозговой штурм». Практическое занятие с газетным материалом

Умение выбирать тему, название рубрики

11

21.11

Жанры журналистики

1

Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж

Практическое занятие с газетным материалом

Знание жанров журналистики

12

28.11

Информационные жанры

2

Информация. Заметка. Очерк. Интервью. Репортаж

Практическое занятие с газетным материалом

Подготовка выпуска классной газеты с репортажами, интервью

13

05.12

14

12.12

Какая важная информация!

1

Источники информации: интервью, документы, записи, личные наблюдения, справочная литература

Практическое занятие

Умение работать с источниками информации

15

19.12

Мы – авторы репортажа! Репортаж «Пришел, увидел – написал!»

2

Репортаж. Событие. Ответы на вопросы «Что? Где? Когда? Как?»

Написание репортажа. Конкурс «Прекрасный материал! Поздравляем!

Подготовка выпуска классной газеты с репортажами, интервью

16

26.12

17

16.01

Формы интервью. Интервью «Раз вопрос, два вопрос!»

2

Интервью-монолог, интервью-диалог, «круглый стол», пресс-конференция

Практическое занятие

Выпуск классной газеты с репортажами, интервью

18

23.01

19

30.01

Интервью – не просто беседа. Правила речевого этикета, или Что мы можем себе позволить?

2

Внимание к собеседнику. Доброжелательность, умение слушать и слышать. Словесный портрет

Практическое занятие

Умение брать интервью

20

06.02

21

13.02

Конкурс лучшее интервью

1

Определение наиболее удачных работ по воплощению идеи, замысла, использованию изобразительно-выразительных средств языка

Практическое занятие

Умение брать интервью

22

20.02

Литературно-художественные жанры

2

Зарисовка. Пейзажная зарисовка. Литературный портрет. Очерк

Практическое занятие с газетным материалом

Знание художественно-литературных жанров

23

27.02

24

05.03

Портретный очерк

1

Очерк. Портрет. Характеристика главного героя

Практическое занятие с газетным материалом. Творческая работа

Написание портретного очерка

25

12.03

Путевой очерк

1

Очерк. Путешествие

Практическое занятие.  Творческая работа

Написание путевого очерка

26

19.03

Основные публицистические жанры. Заметка

1

Заметка. Тема заметки

Практическое занятие.  Творческая работа

Написание заметки

27

02.04

Статья «Всем обо всем!»

1

Статья. Тема статьи

Практическое занятие.  Творческая работа

Написание статьи

28

09.04

Эссе

1

Эссе

Практическое занятие.  Творческая работа

Написание эссе

29

16.04

Такой интересный лид!

1

Лид (лид-вопрос, лид-восклицание, лид-цитата, лид-временное умолчание, лид-резюме)

Практическое занятие.  Творческая работа

Написание лида

30

23.04

Редактирование текста

1

Редактор. Правила редактирования

Практическое занятие.  

Умение редактировать текст

31

30.04

Защита и презентация творческой работы

2

Газетная журналистика. Жанры (статья, заметка, репортаж и т.д)

Индивидуальные и групповые отчеты

Умение защищать творческую работу

32

07.05

33

14.05

Выпуск итоговой газеты по курсу. Презентация газеты

2

Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений)

Практическое занятие.  «Мозговой штурм». Творческая работа

Умение защищать творческую работу

34

21.05

Способы контроля результатов:

  • наблюдение;
  • защита творческих работ в различных формах;
  • написание работ различных газетных жанров;
  • ведение «Блокнота журналиста»;
  • публикация созданных материалов в школьной прессе.

Учебно- методическое обеспечение

1.Агафонова Ю. А. Методы профильной подготовки будущих журналистов / Ю. А. Агафонова. – М., 2001.

2.Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета / Н. В. Кашлева. – М., 2009. 3.Детская и юношеская самодельная пресса (теория и практика): сборник. 4.Гринева Л. Н. Как организовать в школе выпуск газеты / Л. Н. Гринева. – М., 2004

Материально- техническое обеспечение

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Экран

5. Блокноты

6. Альбомы для рисования

7. Краски

8. Гуашь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...