"Наблюдаем. Исследуем. Экспериментируем"
рабочая программа (1 класс) на тему

Тербова Евгения Викторовна

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Программа доп.образования, но можно использовать во внеурочной деятельности (с корректировкой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nie.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Наблюдаем.Исследуем.

Экспериметируем»

1 класс

2 часа в неделю

Составитель: Тербова Е.В.

                                                                     

2016-2017 уч. гг

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка......................................................................................3

2. Общая характеристика курса............................................................................5

3. Ценностные ориентиры содержания курса .......................................................8

4. Ожидаемые результаты изучения  курса .............................................................8

5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….……..9

6. Планируемые результаты изучения курса …………..………………….……12

7. Содержание курса……………..............................................................................12

8. Тематическое планирование…………….......................................................13

9. Материально - техническое обеспечение......................................................15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).
  2. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  3. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  5. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ.
  6. Письмо  Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении  федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

Развитие личности, её исследовательских способностей становится главной задачей системы образования.  Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности.

Программа  предназначена для работы с детьми 1-4 классов.

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

Новизна настоящей программы создаёт условия для развития исследовательских способностей и психических качеств ребёнка, а также комплексном подходе: неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 2 часа в неделю в каждом классе, всего 74 часа в 1 классе,  по 76 часов во 2-4 классах. Общее количество часов -  302 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.

Цели программы:

  • Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития;
  • Подготовка учащихся начальных классов к проектной деятельности, развитие мышления и логики.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных способностей младших школьников;
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • Формировать   умения и навыки выполнения нестандартных заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии

Формы  организации занятий:

  • работа в группах,
  • работа в парах,
  • индивидуальная работа,
  • работа с привлечением родителей.

Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, проектные и исследовательские  работы, портфолио достижений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

  • Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что? предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
  • Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
  • Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
  • Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
  • Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
  • Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Предлагаемая программа состоит из трёх относительно самостоятельных разделов:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия в его рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и проектов). Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Самостоятельная исследовательская работа в первом классе не планируется (это возможно только для одарённых детей). По возможности исследовательская практика выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделено специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй,  с социальным окружением, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.

С точки зрения внутренней организации, учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

•    внутренним представлением цели;

•    мотивацией;

•    критериями достижения цели и организацией процесса;

•    основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;

•    последовательность операций и действий;

•    контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;

•    коррекцией операций или представления цели;

•    критериями прекращения реализации действий;

•    фиксацией результата деятельности.

 Во время занятий у ребёнка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определённого вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

  В предлагаемой программе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие исследовательских процессов у младших школьников с целью усиления  их всестороннего развитиявключающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  • Умение получать первичные сведения из научной литературы и справочников;
  • Умение обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал;
  • Знание структуры исследовательской работы, плана подготовки и организации исследования;
  • Умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать собственную точку зрения;
  • Владение планированием и постановкой опыта, эксперимента;
  • Умение представить работу.
  • Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
  • Повышение интереса учащихся к учебным предметам, расширение кругозора.

Личностные и метапредметные результаты изучения курса

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-  делать выбор при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

К концу обучения во 1 классе

Обучающиеся должны научиться:

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • ставить вопросы;
  • классифицировать;
  • объяснять и защищать свои идеи;
  • наблюдать.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В основе построения курса  выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

I

Тренинг исследовательских способностей

20

II

Самостоятельная исследовательская практика

38

III

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

9

IV

Резерв рабочего времени

8

ИТОГО

74

Основные особенности программы первого класса:

  • Самостоятельная исследовательская практика в 1 классе не предусмотрена.
  • Результаты собственных исследовательских работ первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. 

     

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ

1 класс (74 ч)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Тренинг исследовательских способностей (20 ч)

1

Что такое научное исследование?

1

2

Что такое научное открытие?

1

3

Знакомство с основными доступными методами исследования.

1

4

Наблюдение как метод исследования.

1

5

Наблюдение и наблюдательность.

1

6

Что такое гипотеза?

1

7

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

8

Классификация предметов.

1

9

Что такое эксперимент?

1

10

Что такое эксперимент и модель?

1

11

Знакомство с логикой.

1

12

Как задавать вопросы?

1

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

14

Что такое вывод?

1

15

Знакомство с понятиями: схема, чертеж

1

16

Как делать схемы?

1

17

Знакомство с понятиями: рисунок, график, формула.

1

18

Правила работы с книгой.

1

19

Что такое доклад?

1

20

Исследование и проект.

1

Самостоятельная исследовательская практика (38 ч)

16

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.

1

17

Мини-конференция по итогам экскурсии.

18

Как можно изучать окружающий мир? Игра.

1

19

Практическое занятие «Учимся наблюдать».

1

20

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

1

21

Что такое исследование? План исследования.

1

22

Учимся наблюдать. Экскурсия (изменения в природе).

1

23

Мини-конференция по итогам экскурсии.

1

24

Учимся наблюдать. Экскурсия (изменения в жизни животных).

1

22

Экскурсия-исследование «Наблюдение за воробьями».

1

25

Мини-конференция по итогам экскурсии.

1

26

Учимся наблюдать. Экскурсия (изменения в людей).

1

27

Мини-конференция по итогам экскурсии.

1

28

Какой разнообразный мир? Игра.

1

29

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

1

30

Учимся проводить опыты. Игра.

1

31

Учимся проводить опыты. Игра.

1

32

Учимся проводить опыты. Игра.

1

33

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

1

34

Какие бывают книги (учебная литература). Экскурсия в библиотеку.

1

35

Какие бывают книги (художественная литература). Экскурсия в библиотеку.

1

36

Мини-конференция по итогам экскурсий.

1

37

Путешествие на книжную полку. Журналы.

1

38

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

1

39

Эксперимент. Проводим опыты с водой.

1

40

Экспресс-исследование «Свойства воды».

1

41

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

42

Работа в паре. Поиск информации.

1

43

Знакомство с компьютером. Работа с компьютером.

1

44

Интернет – источник информации.

1

45

Учимся задавать вопросы.

1

46

Анкета. Оформление анкет.

1

47

Работа в паре. Словари. Исследование.

1

48

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

49

Компьютер и книга. Источники информации.

1

50

Пробуем найти ответы. Книги, журналы, Интернет.

1

51

Пробуем найти ответы. Книги, журналы, взрослые.

1

52

Работа в группе. Поиск информации.

1

53

Экспресс-исследование «Полезные и вредные продукты».

1

54-55

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

2

56

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

57

Отбор нужной информации. Работа со словарями.

1

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (9 ч)

58-59

Мини-конференция по итогам экспресс-исследований.

2

60-62

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

3

63

Подготовка собственных работ к защите.

1

64-65

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.2 кл. в качестве зрителей.

2

66

Участие в школьной  конференции «Первые шаги в науку».

1

Резерв рабочего времени (8 ч)

67-74

Резервные занятия

8

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-  список используемой литературы: 

  1. Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.
  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
  5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
  7. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ  по разработке рабочих программ.
  8. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе //      Начальная школа.- 2008.- №5.
  9. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6
  10. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.
  11. Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  12. Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».
  13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.
  14. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.
  15. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.
  16. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под  редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
  17. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.
  18. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет.  - Самара: Учебная литература, 2010.
  19. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.
  20. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.  - Самара: Учебная литература, 2011
  21. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. -  Самара: Учебная литература, 2010.
  22. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.
  23. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
  24. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г
  25. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. -  Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
  26. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.  

- печатные пособия:

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой  в рабочей  программе курса (в том числе в цифровой форме).
  2. Словари различного назначения.
  3. Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.

- технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.

- экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи  и видеозаписи материалов, необходимых для  занятий.
  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

- интернет – ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  2. «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
  3. Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
  4. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
  5. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
  6. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
  7. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
  8. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  9. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Пейзаж.Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж"

1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди...

Обучение грамоте. Урок чтения.Читаем, наблюдаем, сравниваем.

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Тема: Читаем и наблюдаем. ( Букварь стр. 102-103).Цель урока: обобщение и повторение изученного; упражнение в чтении; раскрытие для детей красоты и богатства р...

Учимся наблюдать, обобщать, делать выводы.

Конспект занятия  научного общества "Юный исследователь"...

Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Живой мир "Наблюдаем за деревьями" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...

«Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами»

Базовый учебник: «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина.Цель  урока: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)Задачи:- обучающие: формировать умение различать гласн...

Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов. 2 класс

На данном уроке учащиеся закрепляют свои знания о холодных и теплых цветах с помощью новой для них техникой рисования - монотипия....