Возрождение семейных традиций через дополнительное образование
статья на тему

Доклад на тему "Возрождение семейных традиций через дополнительное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 "Возрождение семейных традиций через дополнительное образование"

                                                          Разработала:

                                                          учитель МБОУ СОШ с.Ольховец

                                                          Богословских Т.В.

                                                 

                                 

С.Ольховец

                                                      2016 год

     В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

     Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

     Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.

     Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования. Актуальным становится взаимодействие семьи и УДОД в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

     Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей их участия в жизни общества;
  • социально – экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • технико – гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;
  • демографический – определяется структурой семьи.

     Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, видно, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья.

     Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители –один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

     В УДОД большое внимание должно уделяться формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе УДОД, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогами при организации работы с детьми.

Цель работы УДОД по сотрудничеству с семьей д.б.:

Организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.

Задачи: 

  1. Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.
  2. Организовать семейное воспитание через возрождение семейной досуговой деятельности.
  3. Развивать культуру внутрисемейного общения.
  4. Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей.
  5. Создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый образ жизни.
  6. Определить формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
  7. Организовать родительский всеобуч в УДОД.
  8. Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям.
  9. Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива УДОД и родителей по воспитанию обучающихся.

     Для возвращения национальной памяти в содержание работы УДОД должны быть заложены принципы нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь “сито” веков. Организация семейных праздников, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах реализуют понимание детьми-горожанами быта, обычаев, обрядов русского народа. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие праздники способствуют и социальному развитию детей.

     Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим:

  • методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
  • методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
  • методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
  • метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Главными функциями семьи являются:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досугово-творческая;
  • охранно-защитная.

     Взаимодействие семьи и УДОД направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и УДОД являются:

  • информационная;
  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая.

     В практике работы УДОД должны применяться самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

  • Дни открытых дверей;
  • семейные клубные дни;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • анкетирование родителей;
  • выставки творческих работ;
  • открытые занятия;
  • родительский лекторий;
  • творческие мастерские;
  • семейные праздники;
  • праздничные программы;
  • вечер отдыха;
  • конкурсы;
  • мастер – класс;
  • час общения;
  • тренинговое занятие для родителей;
  • круглый стол;
  • концерты;
  • краеведческая акция;
  • спортивно – игровые программы; 
  • экскурсия;
  • фестиваль;
  • бюллетени “Для вас, родители”.

Основные направления организации работы УДОД  с семьёй: 

  1. Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  3. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  4. Разработка тематического оформления по работе с семьей – информационный стенд “Для Вас, родители”.

Возрождение духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи еще возможно. Пусть и не много, но все-таки есть семьи, где традиции чтут и помнят. И это уже хорошо! На это нужно обращать внимание сегодня, чтобы не допустить потери такого важного института как семья завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возрождение культурных традиций, связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация

«Возрождение  культурных  традиций,  связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация...

Эмблема участника семейного фестиваля - конкурса "Возрождение родных языков через всех и каждого"

Эмблема участника семейного фестиваля - конкурса "Возрождение родных языков через всех и каждого" ученицы 3 класс Федькович Анастасии....

Проект "Возрождение русских традиций"

Я предлагаю воспитательный проект «Возрождение русских традиций», который знакомит учащихся с традициями русского народа....

"Казачество как возрождение народных традиций"

Интерес к прошлому своей страны всегда существовал в людях. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине....

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

"Возрождение семейных традиций для сокращения потребления и энергосбережения"

Понимая, что чрезмерное потребление природных ресурсов стало причиной множества экологических проблем, мы с учащимися начальной школы решили разобраться, а как люди жили раньше, как удавалось потребля...