"Возрождение семейных традиций для сокращения потребления и энергосбережения"
проект (4 класс)

Птюшкина Галина Николаевна

Понимая, что чрезмерное потребление природных ресурсов стало причиной множества экологических проблем, мы с учащимися начальной школы решили разобраться, а как люди жили раньше, как удавалось потреблять меньше товаров и услуг, и как мы можем сократить потребление в наших семьях. Для этого отправились в музей Истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» в зал экспозиции «Русская изба», чтобы познакомиться с традициями русского народа, узнать, какие традиции можно передавать следующему поколению с целью  сокращения потребления товаров, услуг и энергосбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ » Проект «ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ» Автор и руководитель проекта: Птюшкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ » Санкт-Петербург 2020

Слайд 2

ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ Глобальные изменения климата – одна из самых острых экологических проблем. Современная культура потребления – основная причина роста свалок мусора и увеличения выбросов парниковых газов, а это – одна из причин изменения климата. Продолжительность проекта : 13 месяцев: январь 2019 – январь 2020 . Кому адресован: учащиеся начальной школы, учителя, родители.

Слайд 3

Цель проекта: познакомить семьи учащихся с традициями русского народа, чтобы выяснить, как можно сократить потребление в своих семьях . Задачи: - создать условия для совместной деятельности детей и родителей; - способствовать получению практического опыта взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями учащихся и коллегами; - пробудить интерес к изучению истории и культуры русского быта; предоставить учащимся возможность совместно с родителями узнать о русском быте и традициях; научить выявлять возможности сокращения потребления в семье; - создать пособие (альбом семейных традиций) для формирования, закрепления и проверки знаний учащихся по истории русских традиций и сокращению потребления в семьях . Ожидаемые результаты. Понимая, что сберечь одну единицу энергии гораздо лучше, чем произвести новую, в каждой семье задумаются о рациональном использовании электроэнергии и ресурсов. Этапы проекта. Поставленные выше цели достигались в три этапа.

Слайд 4

Этапы проекта I этап. Подготовительный - Выбор темы проекта, замысла проекта. Знакомство с залом экспозиции «Русская изба» музея Истории путешествий ДЮЦ «ПТЕРЕГОФ»; составление списка традиций, которые будем изучать (традиция обустройства русской избы, традиция русского чаепития, традиционные женские и мужские занятия по хозяйству, традиционные игры и забавы, традиционное обустройство русской печи, традиционные обереги, хлеб – всему голова). II этап. Практический - Посещение семьями экспозиции, знакомство с одной из русских народных традиций, восприятие ценностной информации о традициях, чтобы понять, почему данная традиция русского народа является ценностью и в наших семьях. Раскрытие всех сторон социальной значимости традиции: эстетической, нравственной, культурной. Выявление возможности традиции для сокращения потребления и энергосбережения в семье. - Домашнее семейное задание.

Слайд 5

Вадим Загуменников с семьей познакомились с традицией обустройства русской избы по четырем углам. Традиции обустройства дома семьи Загуменниковых : в нашем доме есть в прихожей место для мужских инструментов, они хранятся в шкафу в чемодане; в гостиной отведено место для рукоделия, есть все необходимое для шитья, вышивки, вязания.

Слайд 6

Константин Розов с семьей познакомились с традициями русского чаепития Традиции семейных трапез семьи Розовых: в деревне мы всей семьей делаем шашлыки; ставим электрический самовар с бабушкой и семьей дяди; когда к нам приезжает много гостей, мы готовим плов в казане на костре.

Слайд 7

Михаил Стяжилов с семьей познакомились с традиционными женскими и мужскими занятиями по дому и ремеслами. Традиционные женские и мужские занятия по хозяйству семьи Стяжиловых : м ужские занятия: смастерить из дерева, отремонтировать, напилить и наколоть дров на даче; женские занятия: приготовить еду, убрать квартиру, связать, сшить, починить вещи.

Слайд 8

Елизавета Никифорова с семьей познакомились с традиционными оберегами Традиционные обереги семьи Никифоровых: в нашей семье есть фига-оберег от плохих людей, входящих в дом и подкова на счастье, найденная в огороде.

Слайд 9

Александр Борисов с семьей познакомились с традиционной русской печью Основные функции традиционной русской печи в современной жизни семьи Борисовых: вместо печи в нашем доме газовая плита, мы готовим на ней еду, подогреваем воду; в духовке печем хлеб и пироги, сушим овощи и фрукты.

Слайд 10

Михаил Толмачев с семьей познакомились с традициями выпечки хлеба Традиционная семейная выпечка семьи Толмачевых: б лины: сливки 11% половина литра, молока 1 стакан, мука (до жидкой сметаны), соль и сахар по вкусу, 5 яиц, растительное масло; замесить тесто: сливки, молоко, соль, сахар, мука, хорошо перемешать, добавлять по одному яйцу и вымешивать, в конце добавить 2 столовые ложки растительного масла и выпекать.

Слайд 11

Алиса Дружинина с семьей познакомились с традиционными играми и забавами Традиционные игры и забавы семьи Дружининых: Мы всей семьей любим играть в настольные развивающие игры и в подвижные игры: «Жмурки», «Прятки», «Догонялки», «Снежки», зимой всегда лепим снеговиков.

Слайд 12

подумать , как определенная русская традиция поможет сократить потребление товаров и услуг и энергопотребление в семье; подсчитать, энергопотребление в течение одной недели в обычном режиме и составить перечень мер по экономии энергии; в течение следующей недели подсчитать энергопотребление в режиме энергосбережения . Выполнение домашнего задания: Семья / Название традиции Потребление энергии, кВт в обычном режиме / в режиме экономии Советы по сокращению потребления и энергосбережению Загуменниковы / Традиция обустройства русской избы 52 / 41 заменили две энергосберегающие лампы на светодиодные, выключали лишний свет и электроприборы, не оставляли их в режиме ожидания; оптимально разложили вещи в шкафах, чтобы их не пришлось гладить второй раз Розовы / Традиция русского чаепития 63 / 50 заменили энергосберегающие лампы на светодиодные; приобрели посуду для микроволновой печи разного размера; чай пьем утром и вечером всей семьей, чтобы не греть воду несколько раз ; к чаепитию покупаем продукты местных производителей; ходим в близлежащий магазин, берем с собой многоразовую сумку Дружинины / Традиционные игры и забавы 57 / 42 Отключаем по вечерам телевизор и компьютер, посвящая это время совместным играм и забавам ; переводили компьютер в спящий режим; следили, чтобы не горел лишний свет; договорились со знакомыми семьями обмениваться игрушками для малышей и книгами; придумали новые развлечения для всей семьи с имеющимися игрушками

Слайд 13

Толмачевы / Традиции выпечки хлеба 63 / 55 не оставляли приборы в режиме ожидания; стирали только при полной загрузке машины; в электрочайнике кипятили столько воды, сколько выпьем за раз; правильно использовали режимы для глажки разных типов ткани; хлеб и сдобу пекли домашний, покупали для выпечки продукты местных производителей; приглашали друзей к чаепитию при свечах Стяжиловы / Традиционные женские и мужские ремесла и задания по хозяйству 74 / 56 уходя из комнаты, гасили свет; не оставляли электроприборы в режиме ожидания; не пользовались феном – сушили волосы естественным путем; не пересушивали белье, чтобы меньше тратить энергии во время глажки; устроили мастер-класс «Вторую жизнь старым вещам» : из старой джинсовой ткани сшили подушки и игрушки для малышей, сделали поздравительные открытки своими руками Борисовы / традиционная русская печь 48 / 39 электрочайник заменили на обычный , на неделю отказались от компьютера, меньше смотрели телевизор; выключали лишний свет; стирали при полной загрузке; не пользовались феном; не включали пылесос – проводили вручную влажную уборку Никифоровы / Традиционные обереги 28 / 22 разогревали еду сразу для всей семьи на газовой плите, а не грели по одному в микроволновке; очистили электрочайник от накипи; отодвинули холодильник подальше от батареи; выключали лишний свет; для родственников и знакомых изготовили к празднику куклы-обереги; сделали елочные игрушки своими руками Птюшкины 58 / 46 заменили оставшуюся энергосберегающую лампу на светодиодную, стирали при полной загрузке; включили сканер, принтер, модем через сетевой фильтр и выключали, когда эти устройства не работают Итого: 443 / 351

Слайд 14

III этап. Заключительный Удалось сэкономить 92 кВт.ч энергии, при этом сохранили 8 метров кубических природного газа, а в атмосферу не было выброшено 9,6 метров кубических углекислого газа. Для получения данных величин мы использовали формулу: объем топлива = Энергия / удельная теплота сгорания природного газа (11,4 кВт.ч /м3), получилось 8 метров кубических природного газа. Определим , какой объем углекислого газа при этом бы выделился: объем топлива x Удельное количество углекислого газа (1,2 м3/кг), получается 9,6 метров кубических углекислого газа.

Слайд 15

Завершив проект, нам захотелось применить полученные знания на практике и мы организовали игру- квест «Веселая масленица». Основная цель мероприятия : пройти по семи станциям, выполнить задания, используя полученные в ходе проекта знания и умения по сбережению энергии и ресурсов.

Слайд 16

В понедельник нужно встречать и зазывать солнышко. В этот делали куклу – Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Задание команде: сделать куклу – Масленицу. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок. Игры на станции: В среду – пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать! Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины. Задание: определить варенье на вкус.

Слайд 17

С этого дня Масленица разворачивалась во всю свою ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы . Игры. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту. Задание: замесить тесто для блинов по рецепту, испечь блины. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Задание: смастерить куклу – оберег.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Это самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день все просят друг у друга прощения. Ведь встретить весну надо с чистой совестью (чучело поджигают). В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко. Прощай, Масленица – плутовка, Погостила ты у нас недолго, Погостила всего семь деньков, А мы думали, погостишь семь годков! Прощай, Масленица, прощай, Широкая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

«Возрождение культурных традиций, связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация

«Возрождение  культурных  традиций,  связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация...

Проект "Возрождение русских традиций"

Я предлагаю воспитательный проект «Возрождение русских традиций», который знакомит учащихся с традициями русского народа....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

Возрождение семейных традиций через дополнительное образование

Доклад на тему "Возрождение семейных традиций через дополнительное образование"...

"Казачество как возрождение народных традиций"

Интерес к прошлому своей страны всегда существовал в людях. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине....

Возрождение семейного чтения

Весь прошлый век наша страна гордилась титулом «самой читающей в мире». Сейчас положение в корне изменилось. В последнее время чтение все больше утрачивает свою образовательную и культурну...