Внеурочная деятельность
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Живаева Ольга Дмитриевна

Программа кружка "Умелые руки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок в начальных классах31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новозаволжский»

                                              «Согласовано»

                                                               Зам. Директора по ВР                

                                                              /Назарова Т.В./

«Утверждено»

Директор школы

/Ерубаева У.С./__________

Приказ №___

от «___» _______ г.

Рабочая программа  

по внеурочной деятельности учащихся.

Направление: художественно — эстетическое.

 «Умелые руки».

Срок реализации – 4 года

                                                                 

                                           Программа рассчитана на детей  6,6- 10 лет

                                            Педагог: Живаева Ольга Дмитриевна

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

     Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.   

   По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-10 лет.

    При обучении используется режим групповых занятий -  по одному часу один раза в неделю.

   Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

     Актуальность программы  «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

    В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 

 Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

 

Задачи:

  Познакомить с окружающим миром.

  Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

  Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

  Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

 

    Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

 

    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

 

    Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

 

   Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

 

    В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

 

    Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

 

    Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

 

    В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

 

    Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 

К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

  простой карандаш

  линейка

  фломастеры

  цветные карандаши

  ножницы канцелярские с закругленными концами

  кисточка для клея и красок

  иголки швейные

  доски для работы с пластилином

Материалы:

  пластилин

  бумага цветная для аппликаций

  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  картон белый и цветной

  ткань: ситец однотонный и цветной

  мех

  вата

  нитки швейные – белые, черные и цветные

  мулине

  шерстяная пряжа

  клей ПВА

  ватные диски

Список

  1. Синотов Никита.     4 класс

  1. Базанова Анжелика.     4 класс

  1. Хемий Даниил.     4 класс

  1. Синотов Антон.     3 класс

  1. Каляшева Марина.     3 класс

  1. Осмонов Султан.     3 класс

  1. Тыртычный Данила.     3 класс

Тематическое планирование и содержание программы

 

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином

6

1

4

3

Работа с бумагой и картоном.

15

2

12

4

Работа с тканью

8

1

7

5

Работа с соленым тестом

2

1

3

6

Работа с бросовым материалом

2

-

2

7

Итоговое занятие

1

1

-

 

Всего

35

7

28

 

Тема

Содержание

Часы

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

 

1

 

 

2

 

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

 

 

  1. Лепка овощей, фруктов.
  2. Сказка о животных.

1

 

2

 

 

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

2

 

 

3

 

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

 

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

1

 

Изготовление аппликаций. Использование дырокола.

1

Плетёные листья.

1

 

  1. Знакомство с оригами. Приемы сгибания.
  2. Оригами.

 

  1. Панно «Лесная поляна»

1

 

1

1

 

 

 

  1. Модульное оригами. Приемы.
  2. Клубника из модулей.

1

 

2

 

Изготовление елочных гирлянд, игрушек. Проект «мастерская Деда Мороза».

1

 

  1. Квиллинг. Приемы бумагокручения.
  2. Снежинка. Объёмное изделие.
  3. Панно «Цветочная поляна». Коллективная творческая работа

1

 

1

2

 

 

 

 

 

4

Работа с тканью и нитками

Введение в тему. Кукла из ниток.

1

 

Знакомство со сметочным швом. Салфетка.

2

 

Панно «Снеговик» (из ватных дисков)

1

 

Изготовление пальчиковых кукол. Коллективная работа «Сказка своими руками»

1

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».

 

2

 

5

Работа с соленым тестом

  1. Технология изготовления.
  2. Творческая работа

 

 

3

 

6

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

1

«Фантиковая фантазия»

1

7

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

 

 

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  3. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  4. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  5. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....