Рабочие программы 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Иванова Ирина Загитовна

Рабочие программы разработаны к УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                           СОГЛАСОВАНО.                                 УТВЕРЖДАЮ.

на заседании МС                            Зам. директора по УВР                        Директор МБОУ «Сыропятская СОШ»

«____»_________2015 г.                 МБОУ  «Сыропятская СОШ»           Чернышева Н.П._______________

                                                           Шарышова Т. В.___________

                                                           «____»_________2015 г.                        «____»_________2015 г.                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

4 КЛАСС

к УМК "Начальная школа XXI века"  (М: Вентана-Граф)

                                               

                                                Составитель:

                                                 Иванова И.З.,

                                                       учитель нач. кл.

                                                                               МБОУ "Сыропятская СОШ"

1. Пояснительная записка

          Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы Л.Г.Савенковой, Е.А. Ермолинской  «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

          Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

 - формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

- активизацию самостоятельной творческой деятельности;

- развитие интереса к природе и потребности общения с искусством;

- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

          Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

 - развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

- формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне;

формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

2. Общая характеристика учебного предмета

        В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

2. Развитие фантазии и воображения.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).

        Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности:

-работа на плоскости;

-декоративно-прикладные виды деятельности;

-работа в объёме;

-художественно-творческое восприятие произведений изобразительного искусства.

        Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путем рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

3. Место предмета в базисном учебном плане

На изучение курса в 4 классе отводится 1 час в неделю , всего 34 ч .

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        В основе учебников и рабочих тетрадей лежит системно- деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);

• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

• совершенствование индивидуальных способностей;

• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

5. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

• духовные начала личности и целостная картина мира;

• основы художественной культуры;

• понимание роли искусства в жизни человека;

• представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

• потребность в творческом проявлении;

• наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

• умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

• способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

• понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

• создавать образы природы и человека в живописи и графике;

• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

• понимать форму как одно из средств выразительности;

• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

• изображать объёмные тела на плоскости;

• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

• применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

  1. Содержание курса.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (11 ч)

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима».

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др.

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности.

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы.

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий.

Освоение графических компьютерных программ.

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников).

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита.

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией.

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения.

Создание небольших этюдов.

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета.

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека.

Лепка фигуры человека по наблюдению.

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности).

Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.

Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

Развитие фантазии и воображения (11 ч)

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».

Освоение поисковой системы Интернет.

Выполнение графических работ по результатам обсуждения.

Создание коллективных композиций в технике коллажа.

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги.

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.

Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок.

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона.

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (6 ч)

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Определение особенностей творческой манеры разных мастеров.

Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции.

Представление о народном декоративно-прикладном искусстве.

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства.

Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства.

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности.

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).

7. Календарно – тематическое планирование

 Проектные работы- уроки №№ 15, 26

Дата

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Пейзаж "Песня природы родного края"

Комбинированный

Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать учебную деятельность. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Разрабатывать композицию, определять формат рисунка. Устанавливать соотношение величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Строить первый и второй план. Обосновывать работу, представлять результаты

2

Эскиз крыльца, терема и окна

Комбинированный

Выполнять эскиз. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

Планировать свои действия.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Способность к оценке своей учебной деятельности

Выполнять эскиз. Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Прорисовывать детали. Создавать композицию по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

3

Подражание мастеру. Уголок родной природы в стиле японских художников

Комбинированный

Понимать понятия «силуэт», «линия горизонта», «плановость», «формат», «соотношение величин в композиции». Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, контролировать действия партнера

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Выполнять работу в смешанной технике. Создавать единую композицию. Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства

4

Природные формы. Жостовский поднос

Комбинированный

Выполнять эскиз подарочного подноса. Объяснять значение понятий «горизонтальная и вертикальная симметрия»

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий. Осуществлять анализ объектов.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

5

Природные формы. Хохломская роспись

Комбинированный

Понимать и объяснять, что такое декоративно-прикладное искусство. Знать особенности Хохломской росписи. Создавать узор Хохломской росписи

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий. Осуществлять анализ и сравнение объектов.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Определять форму шкатулки, чаши и т.д. Выполнять аппликацию из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Находить образы природных объектов в элементах украшения

6

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского костюма

Урок-исследование

Называть особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Создавать композицию по мотивам народного и декоративно-прикладного японского искусства

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Проводить исследование: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Определять сюжет росписи японского костюма. Выполнять тематическую роспись костюма.

7

Коллективное исследование "Чайная церемония в Китае"

Урок-исследование

Называть особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Создавать композицию по мотивам народного и декоративно-прикладного китайского искусства

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Проводить исследование: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Создавать декоративную композицию по результатам исследования в технике аппликации

8

Ритм, симметрия и соотношения величин в узоре полотенца.

Урок-исследование

Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий. Осуществлять анализ объектов.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Определять тему узора, уточнять его детали. Переносить элементы узора на клетки.

9

Национальная посуда. Натюрморт

Комбинированный

Составлять композицию натюрморта. Передавать объем предмета при наложении одного слоя на другой.

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий. Осуществлять анализ и сравнение объектов.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Способность к оценке своей учебной деятельности

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Выполнять наброски и зарисовки с предметами разной формы

10

Здание в пейзаже

Комбинированный

Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

Планировать свои действия.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Представлять и объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своем объяснении характер формы народной архитектуры и ее зависимость от климата и окружающей природы. Создавать эскизы.

11

Головной убор сказочного персонажа

Комбинированный

Объяснять , чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного творчества

Принимать и сохранять учебную задачу. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Выбирать и конкретизировать форму шляпы. Украшать поля шляпы декоративным узором

12

Цвета и оттенки "Парусные гонки"

Урок-исследование

Передавать ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Проводить исследование: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Передавать средствами изобразительного искусства музыку родной природы . предавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму

13

Теплые и холодные гаммы цветов и их оттенки "Горы в лучах заходящего солнца"

Комбинированный

Выполнять работу в технике отрывной аппликации.  Создавать графическими средствами образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, контролировать действия партнера

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Определять сюжет. Содержание, графические материалы, выразительные средства художников. Создавать выразительные образы природы, человека, животного.

14

Интерьер народного жилища. Изображение части помещения

Урок-практикум

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий. Осуществлять анализ и сравнение объектов.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Способность к оценке своей учебной деятельности

Изображать часть помещения. Заполнять интерьер предметами быта.

15

Проект «Новогоднее украшение класса»

Урок-проект

Передавать в оформительской работе колорит новогодних песен. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать учебную деятельность. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Ценностное отношение к совместной деятельности и ее результатам

Участвовать в подготовке «художественного события» «Новогоднее украшение класса»

16

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства

Комбинированный

Представлять и называть разные вида изобразительного искусства, в которых изображение человека- композиционный центр.

Принимать и сохранять учебную задачу. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Проводить анализ и сравнение. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Наблюдать за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения человека у каждого художника. Выполнять аппликацию человека в движении

17

Народная одежда. "Детские народные игры". Жанровая композиция

Комбинированный

Предавать движение человека в набросках и зарисовках.

Планировать свои действия.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Способность к оценке своей учебной деятельности

Вспомнить законы изображения человека в движении и основные пропорции человеческой фигуры. Придумать сюжет. Определить композиционный центр. Сделать зарисовку.

18

Цветовое решение (колорит) и худож. образ. Сюжетная композиция, передающее движение.

Комбинированный

Выстраивать предметно-пространственное окружение.  Создавать объемно-пространственную композицию с учетом кругового распределения фигур в пространстве

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, контролировать действия партнера

Ценностное отношение к совместной деятельности и ее результатам

Предавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции

19

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

Урок-исследование

Предавать форму, динамику, характер и повадки животных в объеме (лепка), графике (линия), живописи(работа от пятна)

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Проводить исследование: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Называть правила изображения животного, способов передачи движения. Разрабатывать сюжетную композицию на одну из тем :»Лось с лосенком», «Медведь на рыбалке», «Лиса мышкует» и др. Знакомиться с творчеством художников-анималистов

20

"Рябиновая гроздь на подоконнике"

Комбинированный

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй, третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате

Планировать свои действия.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Способность к оценке своей учебной деятельности

Составлять тематический натюрморт. Предавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами

21

Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция "Старая площадь", "Торговые ряды", "Старые улицы"

Комбинированный

Понимать и демонстрировать законы линейной и воздушной перспективы в открытом и закрытом пространстве

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, контролировать действия партнера

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Наблюдать композиционные решения в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Разрабатывать сюжет и композицию тонкими линиями простого карандаша

22

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой

Комбинированный

Строить из частей композиции единую смысловую группу. Располагать предметы на разных планах

Принимать и сохранять учебную задачу. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Проводить анализ и сравнение. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Находить нужный формат. Выделять композиционный центр. Выполнять наброски с фигур одноклассников

23

Бытовой жанр. Композиции "Дети на реке", "Пылесосим пол", "Играем с собакой"

Комбинированный

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй, третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате

Планировать свои действия.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Способность к оценке своей учебной деятельности

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению

24

Гармония и равновесия в композиции натюрморта. Единая смысловая группа "Овощи и фрукты на кухонном столе"

Комбинированный

Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, контролировать действия партнера, формулировать собственное мнение

Способность к оценке своей учебной деятельности

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

25

Стилизация. "Из жизни деревни"

Комбинированный

Создавать сюжетные композиции, передавая в работе смысловые связи с помощью пятна, линий, цвета. Использовать контраст

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, контролировать действия партнера, формулировать собственное мнение

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Создавать композицию в манере исполнения понравившегося автора

26

Коллективная творческая работа "Базарный день

Урок-проект

Создавать сюжетные композиции, передавая в работе смысловые связи с помощью пятна, линий, цвета. Использовать контраст

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы при необходимости.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Ценностное отношение к совместной деятельности и ее результатам

Создавать композицию в манере исполнения понравившегося автора. Передавать в рисунке настроение, колорита базарного дня. Представлять результаты деятельности.

27

Мировое древо. Лист мирового древа

Комбинированный

Знакомиться с символикой узоров народного орнамента. Предавать средствами графики своего видения мира, явления, события и т.д.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий, проводить анализ, контролировать действия партнера, формулировать собственное мнение

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Рассматривать мировое древо. Составлять послание в виде декоративного узора. Составлять свое «древо мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными

28

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом

Комбинированный

Видеть сходство и контраст форм. Разрабатывать композицию, определять формат рисунка

Принимать и сохранять учебную задачу. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Проводить анализ и сравнение. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Придумывать и рисовать дом, взяв за основу предмет, которым мы пользуемся ежедневно. Обосновывать работу, представлять результаты

29

Художники-иллюстраторы. Иллюстрации к волшебной сказке, фантастическому произведению

Комбинированный

Создавать объемно-пространственную композицию по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы при необходимости.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Создавать иллюстрацию к волшебной сказке, используя технику бумажной пластики, используя смятую бумагу, клей

30

Диковинки. Дымковская игрушка

Комбинированный

Использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы

Принимать и сохранять учебную задачу. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Проводить анализ и сравнение. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Чувство прекрасного и эстетические чувства

Зарисовывать детали украшений народной игрушки, отображая взаимозависимость формы и цвета, формы и украшения

31

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине

Урок-исследование

Создавать сюжетные композиции, передавая в работе смысловые связи с помощью пятна, линий, цвета.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Проводить исследование: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Создавать объемно-пространственную композицию по мотивам народной сказки или былины. Обосновывать работу, представлять результаты

32

Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет»

Комбинированный

Выражать  в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональное состояние и оценку, используя выразительные средства графики и живописи

Планировать свои действия. Оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы при необходимости.  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Ценностное отношение к совместной деятельности и ее результатам

Создавать объемно-пространственную композицию по заданной теме. Обосновывать работу, представлять результаты

33-34

Резервные уроки

1 ч. - промежуточная аттестация

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»

1.Учебно-методическая литература:

  • Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ Л.Г.   Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012
  • Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
  • Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Таблицы

3. Мультимедийное  оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Компьютер
  • Проектор

4. Учебно-практическое оборудование

  1. Краски акварельные , гуашевые;
  2.  Бумага А3, А4;
  3.  Бумага цветная;
  4.  Фломастеры;
  5.  Набор кистей;
  6.  Ёмкость для воды;
  7.  Клей, ножницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...