Организация проектной деятельности в начальной школе
методическая разработка на тему

Красова Ольга Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_nauchno.doc_bez_illyustratsiy.doc662.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на научно-практической конференции ««Тенденции и перспективы внедрения ФГОС ОУ» Красовой О.В.

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Проектная деятельность подготавливает учащихся  к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции

  1. учебно-познавательные
  2. коммуникативные
  3. информационных                            

Цель метода проектов.

«Проект» - в буквальном переводе с латинского «брошенный вперёд».

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Цель проектной деятельности: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности своих учеников.

Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Этапы работы методом проектов

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов и рефлексия.                            

1 этап. Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.

2 этап. Серьёзной задачей для учителя является само формирование проектной группы. Чтобы группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли:

  1. генератор идей – тот, кто придумывает
  2. эрудит – тот, кто много знает
  3. критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет

Так же должны быть лидеры и исполнители. И ещё, дети должны сотрудничать.

На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

3 этап.  На данном этапе ученики ищут необходимую информацию,  пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с учителями и специалистами по теме проекта,  посещают библиотеки, архивы, музеи,  проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.

4 этап.  Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы учу ученика анализировать свою деятельность с помощью шаблона.

Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ребят  для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (само оценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

 К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении, контролируют соблюдение техники безопасности, следят за графиком выполнения работ. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.                                    

Трудности при использовании проектной технологии:

  1. возрастает нагрузка на учителя;
  2. ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  3. психологические коммуникативные проблемы;
  4. проблема субъективной оценки проекта.          

В чём достоинства метода проектов? 

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой  могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
  3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  1. Учитываются  индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  2. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

В  МБОУ «Гимназия №1» реализуется несколько направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное. Мне хочется поделится своими разработками проектов.                      

1.Общекультурное направление

Я заключила договор с детской библиотекой №2 на проведение совместных мероприятий, направленных на поддержку и развитие читательской культуры, воспитание нравственных и гражданских качеств  школьников.

 Среди литературных проектов хочется отметить театрализованное  представление «В гостях у   дедушки Корнея».Все мои ученики были вовлечены в инсценировку отрывков из произведений К.И.Чуковского.Наши маленькие зрители долго не отпускали артистов, пытаясь сфотографироваться и потрогать костюмы.

Проект «Литературные таланты земли Мытищинской» открыл для моих учеников имена прославленных жителей нашего города. Это и поэты, и писатели, и журналисты. Ребята и сами пробовали писать сказки и стихи.

Ежегодно мы отмечаем литературный Новый год в библиотеке. Я с детьми составляю сценарий праздника, готовим номера художественной самодеятельности, а сотрудники библиотеки берут на себя роль Деда Мороза и Снегурочки. Праздники получаются незабываемые.

2 апреля отмечается День детской книги. Мои ученики являются постоянными участниками встреч с детскими писателями и поэтами. Я обратила внимание, что после общения с автором дети охотнее читают книги, а если они видят  знакомую по личной встрече фамилию в учебнике по чтению, то с радостью берутся за дополнительное чтение.

Интересная исследовательская работа была проведена моими ребятами в связи с 90-летием нашей школы. Среди сотрудников библиотеки оказалась выпускница 1953 года. Мы составили план интервью и встретились с ней в нашем классе за чашкой чая. Ребятам было любопытно узнать, как учились их ровесники 60 лет назад.

В прошлом году мы достойно отметили 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Ребята готовили выразительное чтение стихотворений, рисовали иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, участвовали в литературной викторине и сделали закладки для книг с цитатами из любимых стихотворений. Вот какую статью написала присутствующая на мероприятии журналистка.

«Белеет парус одинокий»

Год 200-л/я Лермонтова

Литературная гостиная

Весёлый, возбуждённый приход юных гостей в библиотеку №2 внезапно сменился полной тишиной и вниманием. Учащиеся 3 «Г» класса гимназии №1 вместе с учительницей Красовой О.В. собрались 16 октября в библиотеке, чтобы отметить 200-летие М.Ю.Лермонтова.

С первых минут, когда по читальному залу поплыл серебряный голос О. Погудина и  монитор показал на фоне бушующего моря одинокий парусник, ребята сосредоточенно смотрели и слушали представленное для них действо. А потом сотрудники  библиотеки тепло, просто и очень глубоко  поведали собравшимся штрихи биографии гениального поэта, и было это так интересно, что можно было наверняка услышать любой посторонний звук, если такой появился.

Часть прекрасного праздника включала в себя стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении юных гостей.

Затем ребятам предложили  поучаствовать  в викторине «Мятежный гений вдохновенья». Они распределились на две команды «Парус» и «Утёс» и ответили

(причём замечательно) на 21 вопрос.  И хотя успешно выступили  все, жюри присудило победу команде «Парус». 

 

Очередное задание – придумать максимальное количество слов из букв слова «Благодарность» (так называется одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова). Дети очень старались, помогали друг другу, показали хорошие знания русского языка. Было составлено более 20 слов!

C:\Users\User\Desktop\ФОТО биб\фото 2014\октябрь\Лермонтов200лет\IMG_7189.JPG

Сотрудники библиотеки №2 и не думали останавливаться, ребятам было предложено оформить закладку, посвящённую великому поэту. Она состояла из портрета автора и его произведения. Памятные сувениры ребята забрали с собой.

Заведующая библиотекой Сурженко А.В. познакомила с выставкой книг «Белеет парус одинокий», а также, с  творческими работами. Все они были отмечены и награждены библиотечными грамотами, услышали  много задушевных слов той самой благодарности, над которой они столь усердно потрудились.

       Довольные дети и взрослые поспешили по своим делам, а утомлённые, но очень радостные сотрудники единодушно признавали: «Какие талантливые ныне дети». Михаил Юрьевич,  проживший столь короткую жизнь, порадовался бы на новую поросль и наверняка изменил бы свою знаменитую фразу: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто иль темно…»

К счастью, мы увидели другое.

 (Статья для газеты «Мытищи»)

2. Спортивно - оздоровительное направление

В нашей школе периодически проводится «День здоровья», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее», конкурсы стенгазет о ЗОЖ и другое.

Ребята не останавливаются на школьном уровне, а пробуют свои силы и в районных конкурсах.

3.Духовно- нравственное направление

Мероприятия посвящённые 70-летию со Дня Победы –   это и экскурсия на Поклонную гору, и встреча с ветеранами, и  конкурс военной песни и т.д.)

  1. Социальная.

Ребята не только участвуют в районных акциях, но и ведут исследовательскую работу по экологии. Мой ученик Лошкарёв Егор стал лучшим  исследователем на секции «Краеведение» на областной экологической конференции «Природа встречает друзей» в 2015 г. Хочу заметить, что  его выступление было лучшим среди 15-17- летних  соискателей!

Дети не только  создают кормушки, но и регулярно пополняют кормом кормушки и  ведут наблюдения за птицами

Мои ученики активно участвуют в конкурсах  декоративно-прикладного искусства и добиваются высоких побед. Например, Ковалёва Анна заняла 1 место в областном конкурсе «Государственная символика».

Таким образом, преодоление всех трудностей в организации  коллективно-творческих дел или проектов вознаграждаются сполна победами моих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...