Организация проектной деятельности
статья на тему

Головинова Татьяна Михайловна

В статье идет описание  метода  проектов, как  совместной  деятельности учителя и учащихся, направленная на поиск   решения  проблемной ситуации.  Авторами предложена разработка проекта на уроке окружающего мира в  3 классе на примере создания проекта «Животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В.В.Стефаненко, Т.М. Головинова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Лесосибирска»

гор. Лесосибирск, Россия

           В статье идет описание  метода  проектов, как  совместной  деятельности учителя и учащихся, направленная на поиск   решения  проблемной ситуации.  Авторами предложена разработка проекта на уроке окружающего мира в  3 классе на примере создания проекта «Животные».

Ключевые слова: метод проектов в начальной школе, проблемная ситуация, окружающий мир.

This article is about  a description of a method of projects as a joint activity of the teacher and students, aimed at finding a solution of the problem situation. The authors proposed a development project in the 3rd grade in the classroom of the world  through the creation of the project "Animals".

Keywords: method of projects in elementary school, a problem situation, the world around us.

                                             

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от  педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.
Мы должны создать условия для:

• формирования у детей информационной компетентности;

• формирования у ребят коммуникативной компетентности.
Надо учит не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;

          Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Три года мы  работаем по  программе Н.Ф.Виноградовой (школа 21 века), где обучение предполагает проектную работу на уроках. Эта деятельность не новая, но если раньше подразумевалось общее развитие детей, то сейчас на первый план выходит формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться.

 Поделимся опытом ведения проектной деятельности на уроке в  3 классе на примере создания проекта «Животные».

Начали с изучения литературы. Изучив литературу, выделили для себя следующие условия:

- стараться подходить ко всему творчески;

- ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;

- стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности;

- в процессе работы не забывать о воспитании школьника;

-помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

- при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;

- помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно;

- учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки;

- учить детей действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций;

- учить способности добывать информацию;

Этапы проекта:

  1. Выбор темы и целей.

На уроке окружающего мира, изучая тему «Животные», в рабочей тетради задание: подготовьте проект «Как звери воспитывают своих детенышей». Группам были предложены следующие темы: «Домашние животные и их детеныши», «Как звери учат своих детенышей охотиться», «Как звери заботятся о своем потомстве». Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников ещё нет опыта проектной деятельности.

 Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача любого третьеклассника -  найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель: расширить знания о животных.

   Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?» 

Все дети разделились на 6 групп: 

1) «Домашние животные и их детеныши» (собаки)

2) «Домашние животные и их детеныши» (кошки)

3) «Как звери учат своих детенышей охотиться» (волки)

4) «Как звери учат своих детенышей охотиться» (лисы)

5) «Как звери заботятся о своем потомстве» (лисы)

6) «Как звери заботятся о своем потомстве» (волки)

КАЖДАЯ ГРУППА разработала лист планирования.

Планирование проектной деятельности.

1 группа. Цель: изучить литературу по данной теме,  использовать личные наблюдения.

2  группа. Цель:  собрать  материал о кошках и их детенышах

3 группа. Цель: узнать, как волки учат своих детенышей охотиться. 

4 группа. Цель: узнать, как лисы учат своих детенышей охотиться

5 группа. Цель: собрать материал о том, как лисы заботятся о своем потомстве.

6 группа. Цель:  собрать  материал о том, как волки заботятся о своем потомстве.

На данном этапе формируем:

Регулятивные УУД — это:

  • умение определять цель деятельности.

Коммуникативные УУД- это:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Непосредственная реализация проекта. 

В каждой группе были распределены роли:

  • Поэты и писатели (сочиняли стихи, рассказы, подбирали пословицы)
  • Художники-оформители отвечали за оформление страниц книги, создание презентации.
    Исследователи изучали литературу, выбирали нужную информацию.
  • Конструкторы (по желанию, были не в каждой группе). Работали с пластилином, лепили животных и детенышей, жилье животных.

На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:

  • умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
  • умение формулировать проблему.

         формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

На данном этапе деятельность учащихся заключалась в сборе и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения )

Представление проекта.

Свой проект ребята представляли  на открытом внеклассном мероприятии.  Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения,  но и  рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Оценка и самооценка проекта.

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

ЛичностныеУУД

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  •  Усвоение нравственных норм

Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.

                                                   

                                    Литература

 

 

1.     АсмоловА. Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. //М.: Просвещение 2009.

2.     Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010.

3.     Господникова  М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2010г.

4.     Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников.  // Начальная   школа. 2005, № 9.-c55.

5.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в области образования.// М. :Академия. 2002.

                                                 

                                                       

                                                   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...