Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" 3 часа в неделю, 102 часа за год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Барвихинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________/С.Н.Иванова /

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20_г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/Т.Г.Михеева/

ФИО

 «__»____________20___г.

Утверждено

Директор школы

_____________/Т.В.Яковлева/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Хочу всё знать»

для обучающихся    1-4     классов

                         

Разработала

учитель начальных классов

первой категории

Исаева Г. К.

                                                                                             

                                                                                                   

                                       

2016-2017 уч. год

1.Пояснительная записка

Актуальность 

         В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и  внеучебной деятельности.

       Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На  многие  вопросы даёт ответы программа внеурочной деятельности курса «Хочу всё знать!».

      Рабочая программа «Хочу всё знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы  Шевченко Е.А.

      Программа данного курса введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  курса «Хочу всё знать!»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 классов и рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю)

     Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, истории, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У некоторых обучающихся  слабо развиты память,  концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.

    Отличительными особенностями программы курса «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

    Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
  • Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Формы и объем занятий: 

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

   Программа «Хочу всё знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Хочу всё знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «История», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной

деятельности «Хочу всё знать!»

       Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].

 Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу всё знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

 Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу всё знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  •  стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  •  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  •  ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

            В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

  • опросные листы, тесты, беседы
  • тесты, листы самооценки, мини-проекты, творческие проекты, конкурсы, выставки

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: детям предлагаются Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся
  • создание ситуации успеха для каждого ученика
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
  • приобретение навыков саморефлексии

Пример:

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

«Школа»

Первые рисунки

Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

Рисовать восковыми мелками слона.

                 

3. Учебный план

Раздел, тема

Количество часов

Игры и игрушки    15 часов

Ауд.

Внеауд.

1

Где появились куклы

1

2,3

Русский сувенир

2

4

Какой музыкальный инструмент был первым

1

5

Кто первым запустил бумажного змея

1

6.7

Настольные игры

2

8

Настольный театр

1

9

Калейдоскоп

1

10

Что нам известно об игре в шашки

1

11

Шашечный турнир

1

12,13

Современные детские подвижные игры

2

14

Как появился мяч?

1

15

Подвижные игры с мячом

1


Все для дома 16 часов

1

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

1

2

Как появился чайник

1

3

Посередине гвоздик (ножницы)

1

4

Кто изобрел расческу для волос

1

5

Королевская шкатулка

1

6

Не лает, не кусает (замок)

1

7

Откуда пришла тарелка

1

8

Как баклуши били (ложки)

1

9

Столовые приборы

1

10

От бусинки до окна (стекло)

1

11

Когда было впервые изготовлено мыло

1

12

История возникновения мебели

1

13

Время не ждет! (часы)

1

14

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

1

15

Скатерть-самобранка

1

16

 Королевская шкатулка

1

Школа 18 часов

1

Как, когда и почему возникли школы.

1

2

Учебные принадлежности. От пера и до компьютера.

1

3

Первые рисунки

1

4

Карандаш

1

5

История шариковой ручки

1

6

Кто изобрел бумагу

1

7

Когда появились первые книги

1

8

Откуда пошли названия дней недели

1

9

Как возникли библиотеки

1

10,11

Читальный зал. Самое интересное. Чтение энциклопедий.

2

12

У какой страны впервые появился флаг

1

13

Первая марка

1

14

Кто изобрел кроссворд

1

15

Решаем кроссворды

1

16

Кто автор микроскопа

1

17

Скотч. Шотландская лента

1

18

Кто придумал первую карту

1

Еда 9 часов

1

Полезная и вредная пища

1

2

Для чего нужны жевательные резинки

1

3

Кока-кола – это вкусно и полезно?

1

4

Где прячутся витамины

1

5

Секрет каши

1

6

Такая разная капуста

1

7

Где появились арбузы

1

8

Из чего делают пряники

1

9

Шоколад

1

Одежда 11 часов

1

Откуда взялся фартук

1

2

Зачем нужны пуговицы

1

3

История русского сарафана

1

4

С каких пор применяют носовые платки

1

5

Юбки и брюки

1

6

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1

7

Домик для пальчиков. Варежки

1

8

Что такое «мода»

1

9

Что такое кашне, гамаши ит.д.                                                   1

10,11

Одежда из бумаги. Проект                                                              2

Праздники  14  часов

1

Первые украшения

1

2

Вкусные украшения – что это?

1

3

Вкусные украшения своими руками

1

4

История воздушных шариков

1

5

История фейерверков

1

6

История новогодней игрушки

1

7,8

Новогодняя игрушка. Проект.

2

9

Бал-маскарад

1

10

Карнавальные костюмы своими руками. Проект.

2

11

Ярмарка

1

12

Вечеринка

1

14

Проект. Готовим праздник сами.

1

Предприятия, сооружения, здания 10  часов

1

Кто основал первый зоопарк

1

2

Как появился фонтан

1

3

А зачем нам лестницы? (метро)

1

4

Метро

1

5

Каким был первый магазин

1

6

Цирк! Цирк! Цирк!

1

7

Стадион. Кто вперед?

1

8

Когда люди начали строить дома

1

9,10

Мой дом будущего. Проект

2

Полезные изобретения  9  часов

1

Что такое флюгер

1

2

История спичек

1

3

Когда был изобретен зонтик

1

4

Как был изобретен телефон

1

5

История спичек

1

6

Телефон – друг или враг?

1

7

Светофор. Дорожные знаки

1

8

Окно в подводный мир (аквариум)

1

9

Компьютер и Интернет

1

102 ч

4. Содержание программы

№/п

Тема

Содержание занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Ауд.

Внеауд.

Игры и игрушки15 часов

1

Где появились куклы

История происхождения куклы. Какие бывают куклы. Из чего делают куклы.

Рассказ о любимой кукле. Практическая работа: Вырезание бумажных кукол

1

2, 3

Русский сувенир

Что такое сувенир. Знакомство с русскими сувенирами. Презентация  «Особенности русского сувенира»

Мини-проект «Русский сувенир». Практическая работа: изготовление кукол из ниток

1

1

 4, 5

История глиняной игрушки

Знакомство с народными промыслами из глины

Создание коллекции глиняных игрушек. Конкурс рисунков.

2

6

Какой музыкальный инструмент был первым

Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами

Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы

1

7

Кто первым запустил бумажного змея

История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея

Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

1

8

Настольные игры

Виды настольных игр. Правила игры

Конкурс на лучшего игрока в настольную игру.

1

9, 10

Кто придумал мяч. Подвижные игры

Информационный поиск. Сообщения детей. Знакомство  с правилами игры.

Игры с мячом. Разучивание подвижных игр

2

11

Настольный театр

Распределение ролей: Актеры и зрители

Оригами - игрушки

Мини-спектакль

1

12

Калейдоскоп

Беседа «Что такое калейдоскоп»

Мозаика из разной крупы

1

13

Что нам известно об игре в шашки

Знакомство с правилами игры в шашки

Обучение игре в шашки

1

14, 15

Проект

Проект:

«Во что играли наши бабушки и дедушки»

2

Все для дома 25 часов

1

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

Беседа «Из чего изготовлена свеча»

Практическая работа. Лепка из пластилина подсвечника

1

2

Как появился чайник

Презентация «Чайное утро»

Правила чаепития. Сюжетная игра

1

3

Посередине гвоздик (ножницы)

Роль ножниц как инструмента в жизни человека

Вырезание фигурок из бумаги

1

4, 5

«Свет мой зеркальце…»

История создания зеркала. Какие бывают зеркала.

Изготовление зеркала для куклы (из фольги.) Подбор материала для викторины

2

6

Кто изобрел расческу для волос

Какие бывают расчески Правила гигиены

Салон красоты. Конкурс на лучшую причёску.

1

7

Королевская шкатулка

Назначение шкатулки

Рисование узора для шкатулки

1

8

Не лает, не кусает (замок)

Механизм и устройство замка, его функции

Лепка из пластилина ключей

1

9. 10

Клад римских воинов (гвозди)

Сбор материала. Откуда гвоздь пришел в наш дом

Сообщение детей. Забивание гвоздиков

2

11

Откуда пришла тарелка

История появления

Тарелка из папье-маше

1

12

Как баклуши били (ложки)

Беседа с презентацией

Роспись ложки

1

13

Столовые приборы

Правила этикета

Сюжетная игра «Накрываем стол»

1

14, 15

Преграждающая вход. Дверь

Понятие о дизайне

Виды дверей

Конкурс рисунков. Дизайн двери для дворца

2

16

От бусинки до окна (стекло)

Как люди создали стекло и его  предназначение

Практическая работа. Бусы из бисера (работа в группах)

1

17

Когда было впервые изготовлено мыло

История создания мыла

Правила гигиены

Конкурс: «Рисование  упаковки для мыла»

1

18

История возникновения мебели

Презентация  «Откуда стол пришел?»

Викторина «Угадай-ка»

1

19, 20

Проектирование спальни

Изготовление шкафа, кровати из картона

Мини-проект «Моя комната»

2

21

Время не ждет! (часы)

Виды часов

Как они устроены

Изготовление циферблата из картона и проволоки  (работа в группах)

1

22

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

Строительные материалы

Процесс изготовления кирпича

Лепка дома из кирпичиков (пластилин)  (работа в группах)

1

23

Скатерть-самобранка

Понятие о столовых принадлежностях,  их виды

Сюжетная игра «Накрываем на стол»

1

24, 25

Висячие сады (комнатные растения)

Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом»

Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений

Составление памятки по уходу за комнатными растениями

2

Школа 26 часов

1

Как, когда и почему возникли школы.

Первые школы. Чем они отличались от современных.

Подбор материала

1

2

Выступления детей с сообщениями

1

3

Проигрывание сценки «Школа прошлого».

1

4, 5

Учебные принадлежности. От пера и до компьютера.

Чем и как писали в прошлом.

Подбор материала. Рисование на тему «Школа будущего».

2

6

Первые рисунки

Знакомство с наскальными рисунками Томской писаницы

Рисование восковыми мелками животных

1

7

Карандаш

Заочное путешествие на карандашную фабрику

Рисование карандашами (тема любая)

1

8

История шариковой ручки

Беседа «От пера до шариковой ручки…»

Поделки из сломанных ручек

1

9, 10

Кто изобрел бумагу

Знакомство с видами бумаги, с изделиями из бумаги

Информационный поиск. Аппликация из бумаги (тема любая)

2

11

Когда появились первые книги

Презентация «Русский книгопечатник»

Изготовление книжки-малышки (работа в группах)

1

12

Откуда пошли названия дней недели

Получение информации через интернет

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

1

13

Как возникли библиотеки

Экскурсия в библиотеку

1

14, 15

Кто написал первую энциклопедию

Историческая справка

 Энциклопедия как способ получения информации

Рассматривание энциклопедий. Составление вопросов для викторины.

2

16

Как возникли единицы измерения

Беседа «Старинные меры измерения»

Измерение разными мерками (работа в группах)

1

17

Как люди начали добывать полезные ископаемые

Заочное путешествие  в древний мир

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

Экскурсия в кабинет географии

1

18

У какой страны впервые появился флаг

Символы нашей страны

Рисование флага сказочной страны (работа в группах)

1

19, 20

Какие бывают ребусы

Виды ребусов и их структура

Составление ребусов и оформление листа альбома

2

21

Первая марка

Назначение марки и ее особенности

Изготовление «собственной» марки

1

22

Кто изобрел кроссворд

Историческая справка

Разгадывание кроссвордов

1

23

Кто автор микроскопа

Историческая справка

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

1

24, 25

Кто придумал первую карту

Роль карты в жизни человека

Какие бывают карты

Сюжетная игра «Найди клад» (по карте)

2

26

Скотч. Шотландская лента

Историческая справка

«Книжкина больница» (ремонт книг)

1

Еда 17 часов

1

Хлеб из орехов

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Практическая работа. Поделки из скорлупы орехов

1

2

Как картофель попал в Россию

Презентация «Второй хлеб»

Поделки из картофеля

1

3, 4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке)

2

5

Кое-что из истории конфет

Историческая справка

Плетение пояса из фантиков (коллективная работа)

1

6

Секретное мороженое

История создания мороженого

Заочная экскурсия на хладокомбинат

Составление рецепта мороженного (работа в группах)

1

7

Где прячутся витамины

Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Поделки из овощей

1

8, 9

Каменный мед (сахар)

Рассказ о меде, его свойствах и использовании

Составление сборника народных рецептов лечения (с медом) Мини-проект

2

10

Секрет каши

Каша-основа национальной русской кухни

Аппликация с использованием крупы

1

11

Такая разная капуста

Витамины,  содержащиеся в капусте и их значение для организма человека

Составление загадок о капусте. Конкурс

(работа в группах)

1

12

Где появились арбузы

Полезные свойства арбуза и его историческая родина

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

1

13, 14

Первая кулинарная книга

Историческая справка

Составление рецепта  любимого блюда (работа в группах). Защита

2

15

Из чего делают пряники

Беседа с работником кондитерского цеха школьной столовой

Лепка пряников из соленого теста

1

16

Шоколад

Полезные свойства шоколада

Рисование обертки шоколада

1

17

Правильное питание

Коллективное составление  слайдов к презентации «Разговор о правильном питании»

Итоговый тест

1

Одежда 17 часов

1, 2

История одежды.

Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) .Национальный костюм.

Проект «Национальный костюм».

2

3

Откуда взялся фартук

Материалы информационного справочника

Моделирование  и вырезание фартука из бумаги

1

4

Зачем нужны пуговицы

Беседа о видах пуговиц

Пришивание пуговиц

1

5

История русского сарафана

Презентация «Русский наряд в изображении художников»

Рисование сарафана для матрёшек

1

6, 7

Откуда взялись шапки

Информационный поиск.

Микроисследование «Какие головные уборы носили и носят»

2

8

Чем украшают одежду

Что такое аксессуар?

Изготовление аксессуаров

1

9

С каких пор применяют носовые платки

Информация из дополнительной литературы

Изготовление носового платка из ткани

1

10

Юбки и брюки

История появления

Микроисследование «какие бывают юбки и брюки»

1

11, 12

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

Историческая справка

Беседа о профессии сапожника

Проект «Эволюция обуви»

2

13

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

Информация из дополнительной литературы

Плетение из ниток

1

14

Домик для пальчиков. Варежки

История появления варежек

Варежка-прихватка. Мини-проект

1

15

Что такое «мода»

Работа с презентацией

Виртуальная экскурсия в ателье мод. Конкурс рисунков.

1

16, 17

Что такое кашне, гамаши ит.д.

Информационный поиск

Мини-проект «Старинные названия одежды»

2

Из глубины веков 30 часов

1

Кто нам помогает изучать историю.

Понятия: календарь, час, день, неделя, месяц, год, настоящее  и будущее время.

Беседа. Микроисследова-ние : «Календарь 2014-2015 уч. года»

1

2

Как появился календарь.

Работа с дополнительной литературой

Сообщение «Виды календарей»

1

3

Что такое папирус

Знакомство с папирусом. Откуда он пришёл к нам.

Микроисследова-ние «Календарь памятных дат 2014-2015 уч. года

1

4, 5

Мини-проект «Составление календаря памятных дат семьи»

2

6

Как считали время в Древнем Египте

Знакомство. Работа с презентацией

Беседа. Подбор вопросов для викторины.

1

7

Как считали время в Древнем Риме

Поиск информации

Викторина «Весёлый счёт»

1

8

Историческое время.  «Лента времени»

Знакомство с римскими и арабскими цифрами при счёте. Наша эра, до нашей эры.

Подбор «исторических задач»

1

9, 10

Проект: «Лента времени моей семьи».

2

11

Защита проекта

1

12

Тест: «Мир глазами историка»

Практическая работа

1

13

Что такое археология. Как работают археологи.

Знакомство с наукой археологией.

Беседа. Работа с презентацией.

1

14, 15

Исторические источники

Знакомство с историческими источниками (письменные, вещественные,  устное народное творчество)

Микроисследова-ние «Исторические источники: «Слово о полку Игореве»

2

16

Что такое летописи

Знакомство. Летописец Нестор.

Работа с презентацией. Изготовление летописи.

1

17

Словарь древнерусских слов

Работа с текстом

Работа в группах

1

18

Старорусские слова в сказках А.С.Пушкина

Информацион-ный поиск

1

19, 20

Оформление страниц словаря (по группам) у группы – единый стиль

Защита проекта. Представление работ – листков словаря

2

21

Древняя Москва.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий.

Работа с презентацией

1

22

Краткие сведения о Древней Москве: облик города, занятия жителей.

Сообщения детей о Москве

1

23

Царь, бояре, помещики.

Дать представление о царе, боярах, помещиках, крестьянах по плану ( жизнь, быт, деятельность).

Составление кроссворда по теме.

1

24, 25

Вещественные исторические источники

Проект: «Что узнают о нас археологи через 100 лет»

2

26

Что такое фольклор

Устное народное творчество

Сообщения детей

1

27

Подбор из былин, сказок, песен названия старинных городов, имена князей.

Работа в группах с текстом

1

28

Подбор материала о богатырях

Инсценирование

1

29, 30

Может ли произойти встреча людей из далёкого прошлого и настоящего?    --О чём бы вы рассказали друг другу? (поэт Степан Щипачёв)

Проект: «Гости из далёкого прошлого»

2

Праздник 17 часов

1

Первые украшения

Украшение как деталь костюма

Практическая работа.  Бусы из бумаги

1

2

История воздушных шариков

Информация из дополнительной литературы

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

1

3

История фейерверков

Презентация «фейерверк»

Аппликация «Салют»

1

4, 5

Новогодние игрушки

Откуда пришла традиция украшения елки

Проект. «Сохраним елочку»

2

6

Почему на Пасху красят яйца

Беседа о православном празднике

Роспись яйца

1

7

Широкая масленица

История появления праздника

Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект

1

8

Сюжетная игра «Чаепитие с блинами»

1

9, 10

А раньше было так…

Информация из дополнительной литературы

(Тема любая) Проект. Работа в группах

2

11

Бал-маскарад

Раскрытие понятия «бал»

Изготовление маски

1

12

Ярмарка

Ярмарка как традиция русского народа

Поделки из разных материалов

1

13

«Не красна изба углами»

Составление рецептов пирогов (работа в группах)

1

14, 15

Вкусные украшения

Как украшали елку в старину

Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка

2

16

Толковый словарь маркиза Этикета

Правила этикета

Оформление приглашения

1

17

Вечеринка

Конкурсная программа

1

Предприятия, сооружения, здания 13 часов

1

Кто основал первый зоопарк

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Мини-проект «Мы идем по зоопарку» (проект игры для первоклассников)

1

2, 3

Как идет почта

Экскурсия на почту

2

4

Как появился фонтан

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Проект. «Фонтан для моего города»

1

5

А зачем нам лестницы? (метро)

Лестница как архитектурное сооружение

Заочная экскурсия в метрополитен

1

6

Как возникла почтовая служба?

Историческая справка

Написание письма другу

1

7, 8

Когда люди начали строить дома

Презентация «Архитектура Новокузнецка»

Проект.  «Мой город. Мой дом»

2

9

Каким был первый магазин

Появление магазина и его предназначение

Составление правил игры «Магазин» для 1 класса (работа в группах)

1

10

Цирк! Цирк! Цирк!

Архитектурные особенности здания цирка

Рисование афиши представления (работа в группах)

1

11

Стадион. Кто вперед?

Архитектурные особенности стадиона

Эстафеты на стадионе                 (в спортзале)

1

12, 13

Чудеса света

Презентация « Семь чудес света»

Проект «чудеса России»

2

Полезные изобретения 10 часов

1

Что такое флюгер

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Изготовление флюгера

1

2

История спичек

Информация из справочника

Составление плаката «Опасно, огонь!»

1

3

Когда был изобретен зонтик

Информация из справочника

Рисование узора для зонтика

1

4, 5

Как был изобретен телефон

Информация из справочника

Мини-проект: «Телефон будущего»

2

6

Светофор. Дорожные знаки

Беседа по правилам дорожного движения

Проект.  «Макет светофора»

1

7

Окно в подводный мир (аквариум)

Виды распространенных аквариумных рыбок

Изонить «Рыбки»

1

8

Упаковочные материалы

Какие бывают упаковки, их плюсы и минусы

Поделки из целлофана, пластика, картона. Конкурс

1

9, 10

Компьютер и Интернет

Компьютер как современное достижение науки

Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль

2

  5.  Методическое обеспечение программы «Хочу всё знать!»

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы.  Для проведения занятий необходимо  помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д.  Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.

                 

                                               

                                             6.    Список литературы

Литература для учителя

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

    Дополнительная литература

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 
  3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  
  4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

  1. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  2. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  3. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
  4.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

Литература для обучающихся

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
  2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
  5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
  6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
  7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
  8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
  9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
  10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
  11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
  12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
  13. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.

                                       7. Словарь

Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.

Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).

Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.

Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.

Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

       Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу всё знать"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу всё знать"...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Хочу всё знать"

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.Задачи:Выявлять интересы, склонности, способности, возможн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"...