рабочие программы 3 класс система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
рабочая программа (3 класс) на тему
Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа № 4»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей начальных классов ____________ Е.В.Поцелуева протокол № ___ от «___» ________ 2014г. | СОГЛАСОВАНО: на заседании методического совета зам.директора по ВР: ____________ А.В.Тараненко протокол № ___ от «___» ______ 2014г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ БСОШ № 4 ____________ В.А.Осипов приказ № ___ от «___» _____ 2014г. |
Рабочая программа курса
«Умники и умницы»
для 3 «А» класса
на 2014-2015 учебный год
Разработчик:
Гранкина Т.А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
п.Березовка 2014г.
Пояснительная записка
к курсу «Развитие познавательных способностей» (РПС).
3 класс.
Рабочая программа составлена на основе методического пособия «Юным умникам и умницам», 3 класс. Информатика, логика, математика. Автор О.А.Холодова.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Курс РПС создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по РПС происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Программа курса концентрическая т.е. темы занятий повторяются на новом уровне усвоения.
Цель курса РПС: развитие познавательной деятельности учащихся.
Исходя из общей цели, направленной на достижение оптимального общего развития каждого школьника, курс РПС в начальных классах решает следующие задачи:
- Формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
- Формировать и развивать общеучебные умения и навыки.
- Формировать общие способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Воспитывать систему нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»)
Курс РПС содержит довольно эффективный подход, направленный в первую очередь на развитие ряда параметров, входящих в понятие «обучаемость» и обеспечивающих «победное» учение детей. Среди этих показателей можно выделить важнейшие: быстрота реакции; психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности (внимание, все виды памяти, воображение); умение решать нестандартные, творческие задачи; умение логически мыслить.
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Ниже приведены продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
- Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
- Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково- творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
- Корригирующая гимнастика для глаз (1—2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Универсальные учебные действия. 3 класс.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Информатика, логика, математика» является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
УМК: О.А.Холодова «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь (часть 1, 2) 3класс
О.А.Холодова «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. Методическое пособие 3 класс.
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Умники и умницы» 3 класс
(общеинтеллектуальное направление)
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 2.09 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 9.09 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 16.09 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 23.09 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 30.09 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 7.10 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 14.10 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 21.10. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 28.10 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 11.11 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 18.11 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 25.11 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 2.12 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 9.12 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 6.12 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 23.12 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 30.12 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 13.01 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 20.01 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 27.01 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 3.02. | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 10.02 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 17.02 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 24.02 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 3.03 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 10.03 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 14.03 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 7.04 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 14.04 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 21.04 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 28.04 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 5.05 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 12.05 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачёты по русскому языку 2 класс по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
На основе данных зачётов можно проверить насколько дети усвоили учебный материал. Все зачёты представлены по мере изучения тем....
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Данное календарно- тематическое планирование разработано на основе ФГОС. Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...
Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)
Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс) ...
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова содержит пояснительную записку, планирование уроков, материально-техническое обеспечение учебного процесса....
Рабочая программа по математике во 2 классе программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова) по математике 2 класс: пояснительная записка, УУД, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....