«Возможности экологического воспитания детей младшего возраста в урочное и внеурочное время».
статья на тему

Рязанова Елена Александровна

 

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:

Все мы обязаны своей жизнью нашей

планете – прекрасной и единственной

Земле – матери, голубой от океанов,

зеленой от лесов, желтой от песков.

Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.

Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры.  Здесь дети  впервые  попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс.  Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Возможности экологического воспитания детей младшего возраста в урочное и внеурочное время.

Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
                                                                        К.Д. Ушинский

Цель – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к окружающей среде.

Федор Михайлович Достоевский сказал: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин». Главная задача педагогов  – воспитать маленького гражданина своей страны. И именно экологическое образование здесь играет большую роль. Экологическое воспитание детей школьного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития.

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля. Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э.Огнецвет:

Все мы обязаны своей жизнью нашей

планете – прекрасной и единственной

Земле – матери, голубой от океанов,

зеленой от лесов, желтой от песков.

Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.

Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры.  Здесь дети  впервые  попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс.  Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

                Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение  и желание  активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому я эту работу начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в тёплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто-жёлтую листву кустарников, багрянец клёна. А поздней осенью особо   подчёркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в   образной форме свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например « Узнай дерево по листу» или  «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того что было. Таким образом ,знакомлю ребят и с живым  миром и с пернатым населением нашего края, учу детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Знание отличительных особенностей, повадок, условия обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так, постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться,  но и помогать им выжить , перенести трудное для них время--- зимние холодные дни. Поэтому мои ученики делают кормушки для птиц, подкармливают их. Помогают им в этом родители, старшие братья.

 Сейчас перед учителем встала важная, серьёзная задача: воспитывать гуманное отношение ко всем живому. Как помочь ребёнку побороть неприязнь, к некоторым животным? Заинтересовать! Например, обращаю внимание на особые черты этих животных: наблюдение за пауками помогает ответить детям на вопросы: почему паук называется крестовик? Зачем он плетёт сеть-паутину? Какую пользу приносят эти насекомые? В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваивают их в процессе обучения.

   Любовь к родному краю и охране растений и животных происходит постоянно , независимо от урока, и не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы. Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов, русских художников. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной берёзке, о птицах нашего края и др... Дети пишут микросочинения по репродукциям картин, сочиняют стихи о растениях и животных.

         Во 2 -4 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека  и природы, что человек – совершенное творение природы и он не может существовать вне  её.

На уроках окружающего мира тему каждого занятия  стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, охраной птиц и животных.  Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы, и, идя на прогулку или экскурсию постоянно напоминаю детям о редких и исчезающих растениях нашего края, о том, как надо их оберегать, чтобы их могли увидеть и их  потомки.

 Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Например, на уроке по теме «Части растений» знакомлю не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части: цветка, плода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растения с оборванными цветками не даёт плодов и семян, значит, не оставляет потомства. Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой.

       Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации. Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Объясняю, что, собирая макулатуру, мы тоже сберегаем лес, 60 кг макулатуры сберегут одно дерево.

       Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Провожу классные часы на тему: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Берегите планету», «Золотая осень»,  «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна идёт! Весне дорогу!», в которых  использую пейзажную лирику, музыку, созвучные темам.

 Ребята нашей школы принимают активное участие в охране окружающей среды, так как мы являемся членами школьного лесничества « Дубравушка».

Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.

Цели  школьного лесничества «Дубравушка»:

  1. Воспитывать у учащихся бережное, экономически обусловленное социально – активное отношения к природе;
  2. Углубить знания у учащихся в области лесного хозяйства и экологии;
  3. Оценить экологическую обстановку леса в окрестностях с. Редкодубья и определить пути решения экологической проблемы по данной территории.
  4. Умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранения и усиления защитных, оздоровительных природных функций леса.

Школьное лесничество – это не новь, а вернувшаяся реалия дня.

 Живя рядом с лесом,  дети   с родителями и друзьями  часто бывают  в лесу. Лес встречает их  пением птиц, шелестом листвы. Воздух напоен волшебными ароматами лесных трав, цветов, смолы хвойных деревьев, прелых листьев.  Любят  побродить по лесу в грибную пору, полакомиться спелой земляничкой, брусникой, собирать грибной урожай. Всё это щедро дарит им  Редкодубский лес!  За его щедрость человек  отвечает  своей неблагодарностью: топчет  травы, ломает саженцы и деревья, оставляет непотушенные костры, кучи мусора и отходов.

Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как  никогда нуждается в защите. К сожалению, сегодня мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны.
Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно

только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни.  И еще, когда тебе с детства помогают сделать первые шаги на этом пути.

Одним из направлений деятельности МБОУ «Редкодубская СОШ»  является воспитание экологически грамотного и бережно относящегося к природным богатствам подрастающего поколения. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения.

Сейчас за школьным лесничеством закреплен определённый участок леса  площадью 49га, на  котором проводиться постоянная уборка, охрана муравейников, природоохранная работа «Помощники леса – птицы!», организация мест отдыха. Поэтому необходимо привлечение школьников к поиску механизмов решения актуальных экологических проблем сообщества через реализацию  программы школьного лесничества

Ежегодно в нашей школе  проводится акция «Зимующие птицы». Зима самое суровое время для птиц, так как доступной для них пищи становится все меньше, а значит, почти все пернатые в суровое время года голодают, а некоторые из них даже погибают от голода.

 Ребята изготавливают  и развешивают у себя дома и на территории школы кормушки.

  С целью экологического воспитания в нашей школе стало традицией проводить конкурс плакатов и рисунков « Давайте сохраним…».

Традиционно в нашей школе проводятся экологические мероприятия, в которых принимают участие все обучающиеся школы   с 2 по 11 классы.

Мы каждый год мастерим искусственные гнездовья и с удовольствием помогаем птицам.  Помощь пернатым – весьма доступное и благородное занятие для всех любителей природы.  В результате проводимых работ мои ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе.

Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями. Успех работы педагога зависит от единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе.

Ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, изготовление поделок из природного материала.

         Я считаю, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

знаний, умений и навыков творческой  деятельности, наполненной экологическим содержанием;

интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.

     

МБОУ « Редкодубская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

на августовском районном семинаре

« Возможности экологического воспитания детей младшего возраста в урочное и внеурочное время».

Подготовила: Рязанова Е. А., 

учитель начальных классов.

    с. Редкодубье, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

"Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)

В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребе...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время

Чтобы наши дети развивались гармоничными личностями , с правильными ориентирами в жизни, им нужно помогать. В презентации я описала свой опыт работы с учащимися младших классов, постаралась раскрыть т...