Система работы с одарёнными детьми
методическая разработка на тему

Герасимова Наталья Михайловна

Все дети  по природе одарены и способны развиваться далее, но способности ребёнка не всегда находят поддержку со стороны взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми

Герасимова Наталья Михайловна

учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бокситогорска основная образовательная школа №1» (МБОУ «БООШ № 1») г. Бокситогорск Ленинградской области.

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм воздействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Приоритетным направлением остаётся формирование и развитие интеллектуального и духовного потенциала учащихся. Обществу нужны интеллектуально одарённые дети. Но при этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно отлажена система развития детской одаренности в сфере образования. Деятельность общеобразовательных учреждений в данном направлении  требует планомерного, системного подхода.

С 2010 года наша школа являлась пилотной площадкой по введению  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим был разработан и реализуется проект «Система работы с одаренными детьми». С  моей точки зрения, талант, данный природой, нельзя зарывать, его необходимо пополнять, развивать, совершенствовать ежедневно, ежечасно, ежеминутно.  

Я считаю, что обучение и развитие одарённых детей не следует выделять в отдельную проблему. Все дети  по природе одарены и способны развиваться далее, но способности ребёнка не всегда находят поддержку со стороны взрослых.

В отношении диагностики учащихся младших классов на наличие у них характеристик одарённости, я считаю, что нет необходимости проводить диагностику одарённости в отношении очевидно одарённых школьников (не смотря на то, что в эту группу могут попасть дети, хорошо подготовленные к изучению программы первого класса и дети в момент скачка психического развития, и те и другие уже к первому полугодию или раньше меняют свои характеристики); нет необходимости исследовать оставшихся от очевидно одарённых учеников  класса на одарённость, так как среди них бывают  потенциально одарённые дети, одарённость которых внешне  не проявляется;

Я завожу дневник педагогического наблюдения, в котором отмечаю нестандартные оригинальные проявления учащихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т.д.);  создаю провоцирующие ситуации, предлагаю нестандартные задания, анкетирую, беседую с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка; применяю диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.

По результатам психологической диагностики, проведённой среди учащихся моего класса, выявлено 21 одарённых детей. В ходе персонифицированного наблюдения педагога за учащимися во время решения задачи повышенного уровня из отведённых 7 минут 18% детей выполнили задание за 4 минуты. Таким образом, появляется необходимость оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения, предлагая разноуровневые задания, продумывая объём учебной деятельности для детей с разной скоростью протекания мыслительных операций. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, теряется.

Указанные результаты приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Поэтому цель начальной школы состоит в создании условий для максимального развития интеллектуальных способностей каждого ребенка.

1 СЛАЙД

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Я считаю, что работу по выявлению одарённых детей и  дальнейшему развитию их способностей необходимо начинать как можно раньше. 

2 СЛАЙД

Для выявления одаренных детей я использую такие формы работы, как:

  1. наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
  2. изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
  3. общение с родителями;
  4.       олимпиады, всероссийские конкурсы и турниры, соревнования, научно-практические конференции.

При выявлении одаренных детей беру во внимание их успехи в любой сфере  деятельности: учебной, художественной, физической и др.

3 СЛАЙД

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами: 

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.   Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися и родителями занятий внеурочной деятельности по ФГОС.

 4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

4 СЛАЙД

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

  1. своевременная диагностика возможностей  (наблюдение и мониторинг по ФГОС)
  2. адекватное содержание воспитания (планирование);
  3. внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
  4. побудительная деятельность учителя.

5 СЛАЙД

На мой взгляд, основными функциями учителя по работе с одаренными детьми являются следующие:

  1. Выявление одарённых детей по своим предметам.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
  5. Создание в учебном кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  6. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.                                                                          

6 СЛАЙД

Любой учитель начальных классов является и классным руководителем, поэтому функциями классного руководителя является:

  1. Выявление детей с общей одарённостью.
  2. Оформление в тетради классного руководителя сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  3. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

7 СЛАЙД

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо использовать современные образовательные технологии. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:

  1. технология проблемно-диалогического обучения;
  2. технология проектно-исследовательского обучения;
  3. технология дифференцированного обучения;
  4. технология продуктивного чтения;
  5. игровые технологии;
  6. ИКТ;
  7. обучение в сотрудничестве (групповая работа);
  8. портфолио учащихся.

8  СЛАЙД

Формы и приемы работы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  1. групповые формы работы,
  2. творческие задания,
  3. вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  4. дискуссии,
  5. диалоги.

9 СЛАЙД

Планирование работы с одаренными

Создание в базы данных

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету

10СЛАЙД

Использую образовательные технологии

  1. Проблемно-диалогическое обучение.
  2. Проектно-исследовательская деятельность.
  3. Дифференцированное обучение.
  4. Продуктивное чтение.
  5. Игровые технологии.
  6. ИКТ.
  7. Обучение в сотрудничестве.
  8. Портфолио учащихся.

11 СЛАЙД

Использую следующие формы  и  приемы работы:

  1. Групповые формы работы.
  2. Творческие задания.
  3. Вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

12 СЛАЙД

Мои дети участвуют  в школьных конкурсах и мероприятиях

Целю является: развитие творческой активности детей.

Я ставлю основные задачи:

  1. выявлять и развивать индивидуальные   способности детей;
  2. создавать ситуации успеха;
  3. эстетическое просвещение детей.

13 СЛАЙД

Формами  реализации является:

  1. конкурсы
  2. выставки
  3. концерты
  4. уроки творчества
  5. классные часы, праздники и  вечера
  6. посещение музеев, выставок, спектаклей, цирка
  7. вовлечение детей в кружки, секции, студии дополнительного образования
  8. проектная деятельность
  9. предметные олимпиады
  10. викторины
  11. познавательные игры
  12. всероссийские конкурсы
  13. конкурсы чтецов
  14.  портфолио учащихся

         Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики  успешных младших школьников с типами одарённости.

Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания и другого. С введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя  требуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дают таким детям новые возможности для  самореализации в  постижении нового. Однако, не смотря на это, у меня при обучении некоторых типов одарённых детей всё равно бывает  возникают трудности. Я иногда сталкиваюсь с ситуациями, приведёнными в таблице ниже, которые необходимо будет решать исходя из понимания особенностей конкретного одарённого ребёнка.

14 СЛАЙД

Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения  новых ФГОС.

15 - 19 СЛАЙДЫ

Требования по новым ФГОС

Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком

Метапредметные умения - универсальные учебные действия

Дети с художественной и спортивной одарённостью, не  всегда столь же одарены в  образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать.  

Ценностно - смысловые установки на образование.

Одарённый ребёнок,  может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно-смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру.

Социальные компетентности, личностные качества

При формировании личностных качеств учащихся я сталкиваюсь с проявлениями одарённого ребёнка, которые иногда воспринимаются мною как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое).

Новая рабочая программа

Стараясь  создать условия для успешности каждого ребёнка, нередко  выбирала посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей. Сейчас стараюсь создавать программу , учитывая и одарённых детей.

Система оценки достижений планируемых результатов

Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем  вызывают недовольство по отношению к себе.

Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание я уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении. Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности – спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях, студиях.

Важным фактором, влияющим на развитие одареннных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в классе.

За время своей работы с детьми я пришла к выводу, что наибольшей эффективности в развитии и воспитании ребенка можно достичь, работая по определённой программе.

20  СЛАЙД

Хочу остановиться и на работе с родителями.

Необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по проблеме одаренности детей.  Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Одаренность ребенка может остаться не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования.

На родительские собрания я приглашаю психологов, привлекаю родителей, чтобы они поделились своим опытом.

Предлагаю родителям «Анкету способностей вашего ребенка», которая помогает выяснить, какими специальными способностями обладает ребенок, насколько ярко они выражены. Родители дают оценку каждому из перечисленных качеств по восьми областям и суммируют их. Затем по каждому направлению выводится средний балл, вычерчивается ломаная линия – профиль способностей ребенка.

Привлекаю родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, в проектно-исследовательскую деятельность.

Привлекаю родителей в проектно-исследовательскую деятельность.

         Мои ученики активно участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах, показывая свои способности.

Я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя, классного руководителя по выявлению, поддержке и развитию одарённости.

21  СЛАЙД

Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

22  СЛАЙД

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Организация системы работы с одарёнными детьми

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете

Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека.                      ...