Эссе "Я -учитель".
статья на тему
Предварительный просмотр:
Я – учитель.
У любого человека в жизни есть мечта. У многих людей именно мечта и стремление её достичь кардинально меняют всю жизнь. Моя мечта стать учителем не возникла сама собой. Скорее всего, всё началось со стремления быть похожей на маму. Именно она создала в моём представлении образец настоящего учителя. Быть просто учителем можно, а вот быть хорошим учителем дано не каждому.
Мне повезло с учителями. У меня были замечательные педагоги: Сазонова Лидия Матвеевна – первая учительница, Кондакова Асия Шагитовна – талантливый филолог и замечательный классный руководитель, физик от Бога – Кондратьев Вячеслав Константинович, королеву наук – математику помогла постичь Мария Ильинична.
Профессия учителя одна из самых необычных. Вы спросите: «Почему?» Казалось бы, всё очень просто: учитель – это тот, кто даёт знания, учит. Хочу поспорить, что это не так. Процесс обучения двусторонний: мы учим детей, а они учат нас. С помощью своих учеников я понимаю, что у меня получается хорошо, а над чем я ещё должна работать. В отличие от взрослых, дети не лицемерят, они говорят то, что думают. Мысли ребёнка очень важны для меня. Главной своей задачей я считаю помочь ребёнку раскрыться, пробудить желание говорить, рассуждать, доказывать. Порой 45 минут урока бывает мало. Каждый из детей хочет ответить, они открыто идут на диалог, и это радует. Приходится хитрить, чтобы не обидеть. Я прошу их шёпотом высказать свои мысли, а сама прохожу по рядам и слушаю. Для них это радость – они услышаны учителем, и мне радостно - все кто хотел ответить, ответили.
Работать с детьми сложно, но очень интересно. Каждый ребёнок словно непрочитанная книга, добраться до последней страницы этого творения мечтает каждый педагог, но это невозможно. Ребёнок растёт, и количество непрочитанных страниц стремительно увеличивается, поэтому работа учителя никогда не заканчивается.
Помнится, накануне профессионального праздника я предложила детям поработать над звуковым составом слова учитель. Ребята с лёгкостью составили транскрипцию этого слова. Тогда я попросила их подобрать слова, которые начинаются со звуков, обозначенных в транскрипции, и обозначают качества, которыми должен обладать настоящий учитель. Вот какая запись появилась на доске: «Настоящий учитель: умный, увлечённый, честный, человечный, искренний, терпеливый, эрудированный, любознательный, любящий». Я полностью согласна с получившимся утверждением. Только обладающий этими качествами педагог способен разглядеть ребёнка, узнать его внутренний мир, помочь ему в развитии и обучении. Главная задача учителя открыть перед ребёнком горизонты возможностей, чтобы не его выбирали в жизни, а он был способен определить и выбрать своё предназначение.
Хорошее обучение - залог успешности ребёнка. А что нужно сделать, чтобы ребёнок был успешным? Думаю, надо научить его учиться. На память приходит античный афоризм: «Научить учиться – общая задача школы и семьи. Не для школы, а для жизни учимся». Рано или поздно ребёнку придётся обходиться без нас, и мы должны помочь ему адаптироваться в жизни, научить принимать действительность и приспосабливаться к ней, используя базовые знания об окружающем мире. У детей возникает много вопросов. И даже ежедневная подготовка к урокам не является залогом отсутствия внештатной ситуации на уроке. Пусть не так часто, но находится такой вопрос, который заводит меня в тупик. И вновь хитрю, оставляя вопрос открытым, объявляя конкурс на самый полный ответ на непонятный вопрос, а сама, придя домой, становлюсь невольной заложницей ситуации и вновь учусь, чтобы завтра именно мой ответ был самым полным и исчерпывающим. Это ещё раз подтверждает, что мы учим детей, а они учат нас.
Я работаю учителем начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте у ребёнка закладываются основы умения учиться. Главное, не упустить стремление ребёнка к знаниям, постоянно мотивировать его и развивать познавательную активность. Эта проблема побуждает к постоянному сотрудничеству с родителями своих подопечных, особенно с теми, у кого лень перекрывает любой мотив к обучению. Обучаясь в начальной школе, дети, как слепые котята, идут к цели методом проб и ошибок. За ошибки не надо ругать. Всем известно выражение: «На ошибках учатся». Значит, ошибку можно считать подарком, так как, поработав над ней и с пониманием устранив, ребёнок будет на шаг ближе к положительному результату. Учитель должен показать ученику, что за любой ошибкой следует успех, если хорошо потрудиться.
Обязательным правилом своей работы считаю необходимость показать ребёнку, как он меняется в положительную сторону. Не упрекаю, а терпеливо выстраиваю лестницу успеха, которая поможет ученику пусть медленно, но всё же продвинуться вверх. Не секрет, что обучать одарённых детей легко, сложнее работать с теми, кто спотыкается на каждом шагу и не уверен в себе. Именно для них важны ситуации радости за результат своего труда, чтобы они росли в своих собственных глазах и верили в свои силы. Тогда у них будет желание двигаться дальше.
В моём классе у каждого ребёнка есть портфолио – своеобразная копилка достижений. Большинство ребят с желанием участвуют в конкурсах и все результаты вкладывают в эту бесценную для них папку потому, что каждая грамота, сертификат заработаны их трудом. А какую гордость видишь на лицах родителей, когда они на собрании перелистывают страницы портфолио и каждый из них понимает, что в этой награде есть его заслуга. И это правильно, я считаю, что именно из семьи должен исходить основной стимул к обучению и получению образования. Не вкладывая в ребёнка, не увидишь результат.
Сегодня система образования стремительно меняется. Я надеюсь, что эти изменения не будут мешать работе учителя. Порой земля уходит из–под ног, когда осознаёшь, что ты не успеваешь за всеми инновациями в системе образования. А сколько разнообразных конкурсов, в которых так хочется поучаствовать с детками, чтобы каждый получил возможность проявить себя, добиться успеха, так необходимого для формирования полноценной личности, полноценного гражданина своей страны.
Моя профессия уже давно переросла в образ жизни. Всё для детей, всегда с детьми. Всё, что умею, знаю, чувствую, я ежедневно передаю им. Мне бы очень хотелось остаться в памяти детей педагогом, который не просто обучал их в начальной школе, а сформировал в них умение учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...