Эссе "Я -учитель".
статья на тему

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рассуждение о профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе. "Я -учитель"19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель.

У любого человека в жизни есть мечта. У многих людей именно мечта и стремление её достичь кардинально  меняют всю жизнь. Моя мечта стать учителем не возникла сама собой. Скорее всего,  всё началось со стремления быть похожей на маму. Именно она создала в  моём представлении образец настоящего учителя. Быть просто учителем можно, а вот быть хорошим учителем дано не каждому.

Мне повезло с учителями.   У меня были замечательные педагоги: Сазонова Лидия Матвеевна  – первая учительница, Кондакова  Асия  Шагитовна  – талантливый филолог и замечательный классный руководитель, физик от Бога – Кондратьев Вячеслав Константинович, королеву  наук – математику  помогла постичь  Мария Ильинична.  

Профессия учителя одна из самых необычных. Вы спросите: «Почему?» Казалось бы,  всё очень просто: учитель – это тот, кто даёт знания, учит. Хочу  поспорить, что это не так. Процесс обучения двусторонний: мы учим детей, а они учат нас. С помощью своих учеников я понимаю, что у меня получается хорошо, а над чем я ещё должна работать. В отличие от взрослых, дети не лицемерят, они говорят то, что думают. Мысли ребёнка очень важны для меня. Главной своей задачей я считаю помочь ребёнку раскрыться, пробудить желание говорить, рассуждать, доказывать. Порой  45 минут урока бывает мало. Каждый из детей хочет ответить, они открыто идут на диалог,  и это радует. Приходится хитрить, чтобы не обидеть. Я прошу их шёпотом высказать свои мысли, а сама прохожу по рядам и слушаю. Для них это радость – они услышаны учителем, и мне радостно - все кто хотел ответить, ответили.

Работать с детьми сложно, но очень интересно. Каждый ребёнок словно непрочитанная книга, добраться до последней страницы этого творения мечтает каждый педагог, но это невозможно. Ребёнок растёт,  и количество непрочитанных страниц стремительно  увеличивается, поэтому работа учителя никогда не заканчивается.

Помнится, накануне профессионального праздника   я предложила детям поработать над звуковым составом слова учитель. Ребята с лёгкостью составили транскрипцию этого слова. Тогда я попросила их подобрать слова, которые начинаются со звуков, обозначенных в  транскрипции,   и обозначают качества, которыми должен обладать настоящий учитель. Вот какая запись появилась на доске: «Настоящий учитель: умный, увлечённый, честный, человечный,  искренний, терпеливый,  эрудированный, любознательный,  любящий».  Я полностью согласна с получившимся утверждением. Только обладающий этими качествами педагог способен разглядеть ребёнка, узнать его внутренний мир, помочь ему в развитии и обучении. Главная задача учителя открыть перед ребёнком горизонты возможностей, чтобы не его выбирали в жизни, а он был способен  определить и  выбрать своё предназначение.

Хорошее обучение  - залог успешности ребёнка. А что нужно сделать, чтобы ребёнок был успешным? Думаю, надо научить его учиться. На память приходит античный афоризм: «Научить учиться – общая задача школы и семьи. Не для школы, а для жизни учимся». Рано или поздно ребёнку придётся обходиться без нас, и мы должны помочь ему адаптироваться в жизни, научить принимать действительность и приспосабливаться к ней, используя базовые знания об окружающем мире. У детей возникает много вопросов. И даже ежедневная подготовка к урокам не является залогом отсутствия  внештатной ситуации на уроке.   Пусть не так часто, но находится такой вопрос, который заводит меня в тупик. И вновь хитрю, оставляя вопрос открытым, объявляя конкурс на самый полный ответ на непонятный вопрос, а сама, придя домой, становлюсь невольной заложницей ситуации и вновь учусь, чтобы завтра именно мой ответ был самым полным и исчерпывающим. Это   ещё раз подтверждает, что мы учим детей, а они учат нас.

Я работаю учителем  начальных классов. Именно в младшем школьном возрасте у ребёнка закладываются основы умения учиться. Главное, не упустить стремление ребёнка к знаниям, постоянно мотивировать его и развивать познавательную активность. Эта проблема побуждает к постоянному сотрудничеству с родителями своих подопечных, особенно с теми, у кого лень перекрывает любой мотив к обучению.  Обучаясь в начальной школе, дети, как слепые котята,  идут к цели методом проб и ошибок. За ошибки не надо ругать. Всем известно выражение: «На ошибках учатся». Значит, ошибку можно считать подарком, так как,  поработав над ней и с пониманием устранив, ребёнок будет на шаг ближе к положительному результату.  Учитель должен показать ученику, что за любой ошибкой следует успех, если хорошо потрудиться.  

Обязательным правилом своей работы считаю необходимость  показать ребёнку, как он меняется в положительную сторону.  Не упрекаю, а терпеливо выстраиваю лестницу успеха, которая поможет ученику пусть медленно, но всё же продвинуться  вверх. Не секрет, что обучать одарённых детей легко, сложнее работать с теми, кто спотыкается на каждом шагу и не уверен в себе. Именно для них  важны ситуации радости за результат своего труда, чтобы они росли в своих собственных глазах и верили  в свои силы.  Тогда у них будет желание двигаться дальше.

В моём классе у каждого ребёнка есть портфолио – своеобразная копилка достижений. Большинство ребят  с желанием участвуют в конкурсах  и все результаты вкладывают в эту бесценную для них папку потому, что  каждая грамота, сертификат заработаны их трудом. А какую гордость видишь на лицах родителей, когда они на собрании перелистывают страницы портфолио и каждый из них понимает, что в этой награде есть его заслуга. И это правильно, я считаю, что именно  из семьи должен исходить основной стимул  к обучению и получению образования. Не вкладывая в ребёнка, не увидишь результат.

Сегодня система образования стремительно меняется.  Я надеюсь, что эти изменения не будут мешать работе учителя. Порой земля уходит из–под ног, когда осознаёшь, что ты не успеваешь за всеми инновациями в системе образования. А сколько разнообразных конкурсов, в которых так хочется поучаствовать с детками, чтобы каждый получил возможность проявить себя, добиться успеха, так необходимого для формирования полноценной личности, полноценного гражданина своей страны.

Моя профессия уже давно переросла в образ жизни.   Всё для детей, всегда с детьми. Всё,  что умею, знаю, чувствую,  я ежедневно передаю им.  Мне бы очень хотелось остаться в памяти детей педагогом, который не просто обучал их в начальной школе, а сформировал в них умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...