Милосердие. Классный час
классный час (3 класс) по теме

Клочкова Наталья Борисовна

Классный час в 3 классе. Тема Милосердие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_3_klasse._tema_miloserdie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе.

Тема: Милосердие.

Цель:  

1.Дать понятие слово « милосердие».

2.Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

3.Воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, оказывать внимание к близким людям и  уважение к  взрослым;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  презентация, аудиозапись песни «Улыбка»,»  «Дорога добра», , словарь Ожегова, карточки с заповедями.

Ход классного часа:

 Звучит  песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот" (слайд 1)

  • Какие хорошие слова - поделись улыбкою своей.

  Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям

Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу и начнём наш час общения.

(слайд 2)

«Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, хорошее».

- Что понимается под словами « что-то другое, хорошее»?

(доброта, забота, помощь, человечность и т.д.)

Одно из самых красивых слов на свете – слово «милосердие».        

Сейчас  я зачитаю  вам фрагмент одного сочинения , а вы подумайте  о чем это сочинение?

Однажды летом, гуляя всей семьей по Тобольску, я увидел женщину с грудным ребенком на руках, которая просила милостыню. А мне папа только что дал денег на мороженое и газированную воду. Было очень жарко, хотелось утолить жажду чем-нибудь прохладным. Но когда я увидел женщину с малышом, которым не только мороженое, но, вероятно, молоко с хлебом не на что было купить, мне до слез стало жалко их. Не раздумывая, я отдал им деньги. И сейчас я испытываю чувство гордости за то, что тогда, в Тобольске , я поступил  правильно. Думаю, что это и есть сострадание.

- А как еще можно назвать данный поступок иначе ?

(Синоним, т.е как можно иначе сказать слово  СОСТРАДАНИЕ (МИЛОСЕРДИЕ).

Тема нашего классного часа «Милосердие». ( 2 слайд)

Что же такое милосердие? Как вы думаете? (отвечают дети) (3 слайд)

Работа со словарем

Милосердие соединяет в себе два слова – слайд 4 милость и слайд 5 сердце.

Обратимся к словарю. Слайд 6

 Итак, Милосердие – готовность помочь кому-либо, простить кого-нибудь, сострадание, любовь к людям, животным, растениям, ко всему, что нас окружает.

Слайд 7«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении»   Хелен Келлер                                                          

Назовите слова близкие по значению к слову милосердие (например: чуткий, отзывчивый, внимательный).  

 Слайд 8  ( схема на доске в виде солнца, лучи которого согревают нас) давайте сейчас дадим имя каждому солнечному лучу из тех слов, что вы назвали  Итак..

Вот сколько понятий включает в себя всего одно слово – милосердие.

  • Сегодня мы с вами говорим о милосердии.

А сейчас возьмите зеленые карточки, которые лежат перед вами.

1. Прочитайте и вычеркните слова, которые к нашей теме не подходят..

2. Какое качество человека вы считаете самым важным?

  • Жестокий
  • Злой
  • Равнодушный
  • Терпимый
  • Чуткий
  • Добрый.

- Какое качество не подходит и почему?

- Какое качество у вас получилось самое важное и почему?

Да, такие человеческие качества как доброта,  милосердие  - не разделимы.

 Милосердие  и доброта-… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта.

Слайд 9 Теперь, подумайте  и ответьте  на  мои  вопросы:
1 – Назовите  5 богатейших людей на планете.
2 – Назовите  5 последних победительниц «Мисс мира».
3 – Назовите  5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.

Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь , никто этого не помнит.

   Слайд 10          А теперь ответьте на эти вопросы:
1 – Назови  учителей, которые вносят  вклад в  ваше  образование.
2 - Назови 3 друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3 - Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.

Осуществимо? Это легче, не так ли?

  Кл.рук.:   Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…
   Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.

Беседа:

- Как вы думаете, в чем проявляется милосердие? ( В слове и в деле)

- Вы уже знаете, как порой бывает необходимо услышать искренне и доброе слово утешения. Расскажу одну грустную историю:

Слайд 11

(                                                                                                                               )

Кл.рук.: Скажите, пожалуйста,  в чем проявляется доброта? В каких поступках?

  • Карточки желтые

Правила доброты.

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

  - Ребята, как нужно оказывать милость? Как относиться к тому, к кому проявляешь милосердие?(Ответы ребят)

 (Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)

 - Послушайте стихотворение Милосердие:

 Маленький мальчик стоял у витрины

 И по слогам объявленье читал.

 В нём сообщал продавец магазина,

 Что он забавных котят продавал.

 Мальчик несмело вошёл и с порога

Скромно спросил, сколько стоят они.

Цену узнав, прошептал: Это много...,

Ручки засунув в карманы свои,

Он потихоньку извлёк всё, что было.

Да, это мало, хоть долго копил.

Детское сердце невольно заныло...

С горечью в голосе он попросил:

Дяденька, можно хотя бы глазочком

 Только на ваших котят посмотреть.

 Были бы деньги, купил бы я точно,

 Но накопить мне никак не успеть.

И продавец не спеша открывает

Крышку в огромной коробке,

и вот Восемь котят из неё выбегают,

 Ну, а девятый за ними ползёт,

Хочет успеть за друзьями своими,

Но не угнаться за ними ему.

А всё потому лишь, что ножки больные,

 Так он родился... себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,

Глазки свои отвести он не смел,

Даже сказать что-то был он не в силах,

Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,

 Еле, чуть слышно он вдруг проронил:

Были бы деньги, то я, без сомненья,

Котёнка хромого у вас бы купил.

 А продавец посмотрев с изумленьем,

 Грустно ответил, кивнув на него:

Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,

Родился таким, не излечишь его.

Но, если ты хочешь, котёнка хромого

Можешь себе и без денег забрать.

 Никто и копейки не даст за такого,

 Я и не думал его продавать.

Мальчик ответил серьёзно и строго:

Деньги у мамы могу я занять,

Я заплачу за котёнка хромого,

Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие

, Полную цену я вам заплачу,

Будем с ним жить мы, как братья родные,

Сильно котёнка купить я хочу!

Это сказав, он неловко нагнулся

И под штанину зачем-то полез.

Взглянув на него, продавец ужаснулся:

Вместо ноги он увидел протез...

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...

Всё стало ясно теперь продавцу.

Мальчика крепко обнять захотелось,

 Он протянул свои руки мальцу.

Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?

 Чтоб остальные котята нашли

Тоже заботливых и милосердных,

Добрых хозяев, таких же, как ты!

 - О чем стихотворение? - Кто проявил милосердие? - Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии? - Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? - Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому) - Да, проявлять милосердие – большое искусство! - Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)

 (Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).

 - Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?  

 

Кл.рук.:  Милосердие заключается не только в раздаче денег. Бывает, что у вас, их нет. Тогда вы можете поделиться с другим хлебом, конфетой, подарить ему книжку или просто по-доброму взглянуть на человека

  • Благотворительная акция «Дед Мороз+

- А как вы думаете, милосердие нужно проявлять только по отношению к хорошим людям? ( дети высказывают свои мнения)

  • «1945 год. Под окнами 6-этажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих уголь в подвал. Я вышла в кухню и остолбенела: за столом с ломтями хлеба перед тарелками со щами сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским «спасибо, а мне тога 8 лет было.  «Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас  расстреливали из пулемета, как бомбили?..»

А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные… Это был первый урок милосердия в моей жизни.

- Вы на чьей стороне тети или девочки? ( Дети высказывают свои мнения)

- Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство, потому что он сам такой. Надо попытаться понять что сделало людей такими. Жалко злых людей, их никто гне любит, весь мир им кажется враждебным и холодным. Они, как больные, требуют неотложного лечения.

- А чем же их лечить? ( добротой, задушевностью, сердечностью)

- Решите еще одну нравственную задачу:

Людям очень нужны…( понимание, доброта, сострадание, милосердие, сердечность)

Людям очень мешают… ( грубость, хамство, зло, дерзость, оскорбления)

   

  -  Давайте познакомимся  с некоторыми  заповедями  милосердия:

( заповеди раздать детям)  красные

  Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи

  Никогда не бойся понять и простить

  Никогда не бойся просить прощения

Обобщение

Подведем итог всему услышанному и сказанному на уроке

- Что нового вы узнали для себя?

- Какие слова на уроке были ключевыми?

- Какими словами  расскажите о милосердном человеке?

- Послушайте стихотворение Я.Полонского. «Над этим полезно подумать».

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.

Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

Учитель: Я хочу подарить частичку своего сердца (раздаю сердечки).

Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки.

А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и, совершив добрый поступок, вы будете раскрашивать частичку сердца, и на следующих классных часах обсудите эти поступки. Ведь не даром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»

 Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.

- Звучит песня «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Классный час "Доброта и милосердие"

Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2  класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...

Классный час: "Милосердие - зеркало души человека"

«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)  Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро....

Урок милосердия_классный час

Классный час по теме "Милосердие": разработка и презентация...

Милосердие-классный час

Классный час-милосердие...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...