Практический семинар для учителей начальных классов "Мир деятельности"
учебно-методический материал на тему

Исупова Надежда Николаевна

Семинар мир деятельности

1. Презентация и сопровождающий ее текст "Первые итоги реализации надпредметного курса "Мир деятельности".

2. Буклет к семинару.

3. Результаты диагностики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Мир деятельности» состоит

из четырех содержательно-методических линий:

1. Организационно-рефлексивная

Основная цель:

знакомство с шагами учебной деятельности.

2.  Коммуникативная:

Основная цель:

формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия,

волевой саморегуляции.

3. Познавательная:

Основная цель:

знакомство с методами познания,

поиска информации, работы с текстами,

организация саморазвития познавательных процессов.

4. Ценностная:

Основная цель:

формирование нравственно-этических норм,

ценностных ориентиров, норм самовоспитания,

здорового образа жизни.

Формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

1.        Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2.        Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3.        Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4.        Контроль умения выполнять действие.

Большое спасибо за сотрудничество всем участникам семинара

Наши координаты:

Директор МОУ «СОШ №10» - Богуцкая Галина Сергеевна

Тел. – 3-71-65

Зам.директора по УВР –

Исупова Надежда Николаевна

Тел. – 3-96-41

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Городской практический семинар для учителей начальных классов образовательных учреждений города и района

Тема:

 «Первые шаги реализации надпредметного курса «Мир деятельности»

г.Печора РК

2014г.


Цель:

Распространение опыта работы по надпредметному курсу «Мир деятельности»

Задачи:

  • Обозначить проблемы формирования УУД 1-4 классов.
  • Познакомить с организацией учебной деятельности на занятиях надпредметного курса «Мир деятельности».
  • Представить первые итоги реализации надпредметного курса «Мир деятельности».

Дата проведения:

22 января 2014 года

Время проведения:

с 08.30 – 11.00

«Если ты даешь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда»

Программа семинара:

Практическая часть:

  1. Открытие семинара 08.20 – 08.25

каб. 225

зам.директора по УВР Исупова Н. Н.

  1. 08.30.-10-15 – открытые занятия по внеурочной деятельности «Мир деятельности»

1 занятие 08.30 – 09.15. Леонтьева К.М. 

1 «в»  Каб.№319

Тема: «Терпение»

2 занятие 09.30 – 10.15. Кузнецова Е.А.

1 «б» Каб.223

Тема: «Зачем ученику домашнее задание»

  1. Практическая часть семинара.

10.15-11.00  Каб.225

  • Надпредметный курс «Мир деятельности» - недостающее ключевое звено в формировании УУД  школьника»

Исупова Н.Н. заместитель директора по УВР

  • Организация учебного процесса на занятиях «Мира деятельности»

Кузнецова Е.А. учитель начальной школы

  • Первые итоги реализации надпредметного курса «Мир деятельности»

Леонтьева К.М., учитель начальных классов.

Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Курс «Мир деятельности» поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время.



Предварительный просмотр:

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Детство – чудесное время! Как важно, чтобы  жизнь каждого ребенка была «расцвечена» самыми прекрасными и радужными красками. Именно такие яркие  эмоции испытывают наши дети во время занятий по курсу «Мир деятельности».  Доступный материал, прекрасный яркий учебник, в котором дети имеют возможность оценивать свои достижения, приклеивать наклейки, рисовать, писать – все это делает детей соавторами, настоящими мастерами, приносит радость и удовлетворение  от выполненной работы.

Все занятия проходят в ТДМ- технология деятельностного метода

СЛАЙД 1  Надпредметный курс «МИД»  – недостающее ключевое звено в формировании УУД младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у обучающихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1].

 СЛАЙД 2 Эти ценностные ориентиры образования не были выдвинуты ФГОС, они сознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у обучащюихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»

В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость.

Итак, школьное образование должно развить способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря-сформиравать умения учиться. Обучающийся обретает  роль «архитектора и строителя» образовательного процесса Научиться учить себя- вот та цель, которая поставлена сегодня перед обучающимися, начиная с младшего школьного возраста.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.. УУД – это навыки, которые  надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Также нельзя не понимать, что за процесс формирования УУД , начиная с 1 класса, становится ответственным учитель. Возникают вопросы:

СЛАЙД 3- достаточно ли компетентен учитель, пусть даже самый опытный, решить данную задачу

 - достаточно ли будет учителю для работы общих рекомендаций по формированию УУД,  изложенных в стандартах

- достаточно ли явно- понятно для учителя прослеживается система формирования УУД в учебных программах, УМК

На практике, при составлении РУП каждая школа самостоятельно определяли круг формируемых УУД, место и сроки их формирования Чаще всего это приводит к отсутствию системы формирования УУД, стихийному и формальному подходу.

Стихийность развития УУД находит отражение в развитии и обострении проблем школьного обучения: в низком уровне учебной мотивации школьников, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения

Для преодоления возникшего затруднения формирования УУД необходимо создать определенные условия формирования УУД

    -выбрать программу формирования УУД, имеющую серьезно продуманное методическое сопровождение

     -   организовать выделенное образовательное пространство для формирования надпредметных умений. В условиях введения нового стандарта образования было много вопросов по формированию УУД. Курс  МИД отвечает на многие из них. Практическая значимость и необходимость такого надпредметного курса станет очевидна каждому, кто ознакомится с программой и методическим обеспечением МИД.  

Вот поэтому 2013 году, на 3 году реализации ФГОС, начальная школа с целью принципиально нового пути формирования УУД и умению  СЛАЙД учиться в целом  был выбран надпредметный курс «Мир деятельности», разработанный Людмилой Георгиевной Петерсон, автор дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000»

СЛАЙД  Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Курс «Мир деятельности» поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

СЛАйД   Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время.

СЛАЙД Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

  1. Что такое ПДД, зачем  нужно        
  2. Получают знания как соблюдать
  3. Затем тренируются
  4. Проверка соблюдения

 Второй пример, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.

СЛАЙД  Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом.

Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании УУД.

Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,

  1. вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
  2. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
  3. затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
  4. и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.

Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.

Более того, и сами педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов универсальных действий. Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».

Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД отмечен в различных научных школах. В результате научно-исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» был сделан вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.

СЛАЙД Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.

 СЛАЙД Четыре этапа формирования УУД

Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)[2].

Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.

Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.

И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).

СЛАЙД МИД включает в себя 4 содержательно- методические линии

 

   

Содержательно-методические  линии, из которых состоит «Мир деятельности», включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС. С первых же дней школьной жизни первоклассники пытаются осознать,  что значит уметь учиться, получают опыт организации и управления своей учебной деятельностью.  Этот курс помогает ребенку построить содержательный образ настоящего школьника, умеющего и желающего учиться. Замечаю, что мои ученики стали осознанно относится к учебе, делать многое с желанием, понимая, что от этого зависит результат. Они стали  терпимее, доброжелательнее друг к другу.

За короткое время реализации надпредметного курса «Мир деятельности» можно наблюдать положительную динамику:

  • данный курс существенно помогает учителю в организации формирования у обучающихся надпредметных действий, а именно

- организовать свою учебную деятельность

- контролировать и оценивать ее

  • возросший познавательный интерес, позитивные отношения внутри коллектива

СЛАЙД Новые образовательные стандарты требуют от администрации мониторинга сформированности  УУД. Для этих целей разработаны отдельные задания, а вот системы комплексного мониторинга не было, пока мы не получили МИД.  Теперь мы имеем недостающий инструмент  для контроля в области формирования надпредметных знаний и умений. Это очень важно в условиях выстраивания новой системы оценки планируемых результатов.

Для выявления уровня освоения формируемых УУД мы проводили стартовую диагностику, входную (начало 3 четверти), так называется в пособии.

Мониторинг сформированности УУД показал, что  справились лучше классы, где реализуется надпредметный курс.

Если  в мае мы отметим позитивный рост обучающихся, то будем рекомендовать использовать данный курс учителями 1-х классов нового набора. Во 2-х классах обязательно продолжим преподавание.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практический семинар для учителей начальных классов «Первые итоги реализации надпредметного курса «Мир деятельности » 1занятие 8.30 кабинет 320 Леонтьева К.М «Терпение» 2 занятие 9.30 кабинет 223 Кузнецова Е.А . «Зачем ученику домашнее задание»

Слайд 2

22 января 2014 года «Надпредметный курс «Мир деятельности» – недостающее ключевое звено в формировании УУД школьников.

Слайд 3

ФГОС выдвигает задачу-формирование метапредметных умений Все новое, хорошо забытое старое К.Д.Ушинский, Д.И. Писарев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я Гальперин, Л.В. Занков и В.В.Давыдов

Слайд 4

За процесс формирования УУД отвечает учитель - Достаточно ли компетентен учитель -Достаточно ли рекомендаций, изложенных в стандартах - Достаточно ли понятно для учителя прослеживается система формирования УУД в учебных программах

Слайд 5

« Мир деятельности» автор Л.Г.Петерсон -актуальный, современный курс, способствует повышению мотивации -поможет обучающемуся запомнить открытые им знания -позволяет системно формировать УУД

Слайд 6

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» занятия проводятся 1 раз в неделю надпредметные знания системно применяются на предметных уроках и во внеурочной работе возможно проведение открытых занятий ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями все занятия проводятся в деятельностном методе обучения Л.Г. Петерсон

Слайд 7

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу? Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Приобретение знаний о способе выполнения действия Представление о действии. первичный опыт и мотивация

Слайд 8

Этапы формирования любого умения (исходя из общей схемы формирования нового элемента системы) КОНТРОЛЬ Тренинг в ПРИМЕНЕНИИ знаний, самоконтроль и коррекция Приобретение ЗНАНИЙ о способе выполнения действия Представление о действии. первичный ОПЫТ и мотивация ТДМ ТДМ Курс « Мир деятельности » Курс « Мир деятельности » ? ? ? ТДМ

Слайд 9

Чтобы уметь выполнять УУД – надо знать как их выполнять! Где ученик узнает о том ЧТО ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ?

Слайд 10

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Слайд 11

Чтобы уметь выполнять УУД – надо знать как их выполнять! Надпредметный курс «Мир деятельности» Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств

Слайд 12

Этапы формирования УУД ТДМ(первичный опыт на всех уроках) МиД: (знакомство с алгоритмом учебной деятельности Применение на предметных уроках Контроль системы метапредметных знаний

Слайд 13

Надпредметный курс «Мир деятельности» Тренинг УУД на предметных уроках

Слайд 14

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» 4 содержательно-методические линии: ► организационно-рефлексивная; ► коммуникативная; ► познавательная; ► ценностная.

Слайд 15

1 . Организационно-рефлексивная Основная цель: знакомство с шагами учебной деятельности Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно-методических линий: 2. Коммуникативная : Основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции

Слайд 16

4. Ценностная : Основная цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни 3. Познавательная: Основная цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов

Слайд 17

С-29 Основные виды УУД в ФГОС 1. Регулятивные 2. Коммуникативные 3. Познавательные 4. Личностные Основные линии курса «Мир деятельности» 1. Организационно- рефлексивная 2. Коммуникативная 3. Познавательная 4. Ценностная

Слайд 18

Какую роль выполняет учитель в учебной деятельности? 1 организует 2 помогает 3 учится Тестирование 1-4 класс

Слайд 19

- Высокий - Средний - Выше среднего - Низкий Изучают Не изучают 11% 11% 38% 38% 0% 20% 36% 44% Тестирование 2014 год

Слайд 20

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» Программа курса Сценарии урока Презентации к урокам Демонстрационный и раздаточный материал Комплексная диагностика УУД Учебная тетрадь Разрезной материал + Наклейки Эталоны + «Копилка моих достижений» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: ДЛЯ УЧЕНИКА:

Слайд 21

Надпредметный курс «Мир деятельности» 5–9 классы

Слайд 22

Мы вместе, значит, у нас всё получится!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общий результат входной диагностической работы «Мир деятельности»

Слайд 2

Входная диагностическая работа «Мир деятельности» 1 «а» класс

Слайд 3

Входная диагностическая работа «Мир деятельности» 1 «б» класс

Слайд 4

Входная диагностическая работа «Мир деятельности» 1 «в» класс

Слайд 5

Входная диагностическая работа «Мир деятельности» 1 «г» класс

Слайд 6

Умеешь ли ты учиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей начальных классов "Работа с агрессией детей младшего школьного возраста".

Процесс воспитания настолько сложен и полон риска, что большинство педагогов и родителей сейчас испытывают серьезные затруднения. Теоретически нам доступна самая современная информация о воспитании, н...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"

Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...

Практический семинар для учителей начальной школы и воспитателей ДОУ "Прогноз школьных трудностей"

Оценка школьной зрелости ребёнка только по  уровню его знаний и сформированности учебных навыков не позволяет прогнозировать возможные школьные трудности. Педагогу важно заранее – на основе анали...

Практический семинар для учителей начальной школы и воспитателей ДОУ "Прогноз школьных трудностей"

Оценка школьной зрелости ребёнка только по  уровню его знаний и сформированности учебных навыков не позволяет прогнозировать возможные школьные трудности. Педагогу важно заранее – на основе анали...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...