Особенности организации исследовательской деятельности у младших школьников в различных УМК для начальной школы
проект на тему

Сырецких Надежда Владимировна

авторский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_proekt.rar2.64 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И  НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторский проект:

«Особенности организации исследовательской деятельности у младших школьников в различных УМК для начальной школы»

Подготовил:  учитель начальных классов

МКОУ Петропавловская СОШ

Сырецких Надежда Владимировна

Научный руководитель: доц. кафедры ПиМДиНОО,

к. пед. н., Махнева Н.С..

Воронеж

2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Исследовательская деятельность младших школьников

  1. Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем

школьном возрасте

          1.2 Организация исследовательской деятельности младших школьников

Глава 2.   Организация исследовательской деятельности младших  школьников при изучении курса «Окружающий мир» по УМК «Школа России»  

          2.1  Требования ФГОС НОО к предмету «Окружающий мир»

2.2 Использование исследовательских заданий в курсе природоведения в младших классах

                2.3 Исследовательская деятельность на экскурсии

         

         Глава 3. Результаты внедрения и эффективность использования исследовательской деятельности учащихся

Заключение

Список литературы

 

Введение

«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - говорил В.А. Сухомлинский. А успех появится только в том случае, если уже с 1 класса ученики начнут заниматься исследовательской деятельностью.

Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.  

Актуальность выбранной темы состоит в том, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

  Объектом исследования является материал учебников «Окружающего мира» УМК «Школа России» для учащихся начальных   классов.                              

Цель работы: объяснить   особенности использования  методов исследовательской работы на уроках «Окружающего мира» по УМК «Школа России».                             

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1) раскрыть особенности образовательного компонента “Окружающий мир’’  для традиционной начальной школы;

2) охарактеризовать теоретические основы  использования методов исследовательской работы при обучении предмету «Окружающий мир»;

3) выявить пути, методы и формы организации исследовательского обучения при реализации интегрированного курса «Окружающий мир»;

4) разработать и показать разнообразие  исследовательских видов работ на уроках окружающего мира.

 Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования материалов проекта  в качестве вспомогательного материала для подготовки  и  проведения исследовательских работ  на уроках  «Окружающего мира».

Глава 1. Исследовательская деятельность младших школьников

  1. Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем

школьном возрасте

Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этого механизма у человека выступает мышление.  

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта исследовательских способностей.  

Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон. Исследовательские способности, выделенные Дж. Гилфордом, необходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковой активности, дивергентного мышления, конвергентного мышления. Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения.  

Способности находить и формулировать проблемы, генерировать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявления способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения человека. Их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей.

Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление мало полезны без высокоразвитого конвергентного мышления.  

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др.

Собственные исследования детей использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении

Какую-то часть сведений о мире ребенок всегда воспринимал репродуктивным путем от старших, а какую-то осваивал самостоятельно, подражая взрослым, играя, исследуя действительность. При этом он должен был наблюдать, экспериментировать и делать на этой основе собственные выводы и умозаключения. Таким образом, мы условно можем выделить два пути получения образования ребенком – репродуктивный и продуктивный. Время менялось, на первый план образовательной практики выходил то один путь, то другой.

В психолого-педагогической литературе (Р.С. Альтшуллер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.А. Казанцева, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся. Анализируя опыт организации исследовательской деятельности в России за последние 80 - 90 лет, можно прийти к следующим выводам:

1. Организация исследовательской деятельности школьников является следствием социального заказа общества и государства.

2. Занятия школьников исследовательской деятельностью являются приоритетом среднего и в большей степени старшего школьного возраста.

В то же время, младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Тем не менее, опыт вовлечения в исследовательскую деятельность младших школьников недостаточно освещен в педагогической литературе, несмотря на то, что сензитивность данного возрастного периода предполагает включение младших школьников в занятия исследовательской деятельности.

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (классификация, сравнение, обобщение).

Необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами:

1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков);

2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом.

Возможны следующие варианты совместной работы:

  • группа выполняет общее задание одновременно, но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
  • общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
  • при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.

Таким образом, перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родителей.

  1. Организация исследовательской деятельности младших

школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников – это процесс управления подготовкой, методическим и ресурсным обеспечением и проведением учащимися исследований, реализацией их результатов.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:

-целенаправленность и систематичность;  

-мотивированность;  

-творческая среда;  

-психологический комфорт;

-личность педагога;  

-учет возрастных особенностей.  

 В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

 Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

-поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

-развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

-формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

-на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

-на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

-на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.  

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.   С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.   Кроме урочной исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников.  

Основными этапами учебного исследования являются:

1) Мотивация исследовательской деятельности

2) Формулирование проблемы

3) Сбор, систематизация и анализ фактического материала

4) Выдвижение гипотез

5) Проверка гипотез

6) Доказательство или опровержение гипотез

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.

 В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.

Глава 2. Организация исследовательской деятельности младших  школьников при изучении курса «Окружающий мир» по УМК «Школа России»  

 

2.1  Требования ФГОС НОО к предмету «Окружающий мир»

Все образовательные учреждения России с 1 сентября 2011 года перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального  общего образования (ФГОС НОО). Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:

•  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

•  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные

связи в окружающем мире.

Мы видим, что согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной.

 

2.2 Использование исследовательских заданий в курсе природоведения в младших классах

Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся стороны педагогического процесса – обучение и воспитание.   Данный курс  формирует у учащихся понятия об элементах живой и неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных объектов и явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном изменении.

Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету ствола, форме листьев. Во 2 классе дети узнают об отличии дерева от кустарника, о делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и запоминают части дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы в нашей стране, узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав лесной полосы входят тайга (хвойный лес), смешанный и лиственный лес. В 4 классе дети знакомятся с лесом как средой обитания определенных растений и животных, с комплексом природных условий: температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и т.п.

Формирование основных понятий курса природоведения в «Окружающем мире» предусматривает организацию систематических и целенаправленных наблюдений детьми на уроке и самостоятельных наблюдений в природе. Путем сравнения и обобщения результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи между явлениями в природе. В процессе наблюдений дети учатся выявлять существенные признаки и свойства объектов и явлении природы. Так, на основе опытов, изучения материала коллекций учащиеся узнают свойства угля и нефти, воды и воздуха, учатся различать минералы, определять плодородие почв и т. д.

Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах дает краеведческая работа: наблюдения с последующей схематической фиксацией сезонных изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами, растительностью и животным миром; сбор коллекций, гербариев местной флоры; изучение деятельности населения по охране, использованию и преобразованию природы в своей местности.

  Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во время практических занятий способствует эстетическому воспитанию учащихся. К. Д. Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.  

Курс природоведения предусматривает приобретение детьми практических умений (наблюдение за температурой воздуха по термометру, направление ветра по флюгеру, фиксация основные явлений погоды с помощью условных знаков, ориентирование на местности по солнцу и по компасу и т.п.). Выработка практических умений способствует развитию коллективизма и трудовому воспитанию школьников. Знания учащихся о природе становятся более осмысленными, когда очевидна их значимость и возможность применить на практике. Учащиеся знакомятся с разнообразием трудовой деятельности населения – со способами добычи и использования полезных ископаемых, выведением и хозяйственным использованием растений и животных, с достижениями науки в освоении космического пространства, в покорении воздушного океана, в использовании энергетических ресурсов, в процессе всех отраслей народного хозяйства страны. Такие осмысленные знания способствуют развитию чувства гордости за Родину, являются основой патриотического воспитания.

  На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-опытном участке.

Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранительная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение разнообразной посильной общественно полезной работы по охране природы своей местности: изучение охраняемых объектов своей местности, общественно полезная работа по выращиванию растений, уход за животными, изготовление и развешивание кормушек для птиц, уход за молодыми посадками в лесничествах, изучение научно-популярной литературы, просмотр передач по природоохранной тематике, экскурсии в природу.

Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе, систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали привычкой и убеждением.

Все выше сказанное необходимо для детей как подготовка к обучению географии, естествознанию и других предметов, связанных с природой, в старших классах. 

2.3 Исследовательская деятельность на экскурсии

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. В I классе дети не изучают природоведение, а знакомятся с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтения статей из книги для чтения за 1 класс.

Для знакомства с сезонными изменениями в природе наряду с наблюдениями программой для I класса  предусматривается проведение экскурсий.

Первую экскурсию в природу  учитель проводит с целью показа детям, что происходит в природе ранней осенью.

Прежде чем повести детей на экскурсию учитель должен изучить место экскурсии, выбрать именно ту часть леса или парка где растут лиственные и хвойные растения, наметить наиболее короткий и удобный путь от школы, места для бесед и отдыха.

На экскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию материалистического мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в природе.

Экскурсии проводятся непосредственно в природу, в музей, на выставку, в ботанический сад, в зоопарк, на фабрику, на водоёмы окрестностей, и т.д.

Они бывают:

Учебные (программные)

Внеучебные (непрограммные)

Учебные экскурсии можно проводить до изучения темы (вводные экскурсии), например в III классе для ознакомления с ландшафтом своей местности, или после изучения темы (обобщающие экскурсии), например во II классе после изучения каждого времени года.

Каждую экскурсию руководитель заранее тщательно готовит. Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведения экскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащимися; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии; наметить основные вопросы для итоговой беседы.

Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью класс можно разделить на небольшие группы (по 5—6 человек) и назначить в каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий. Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария, этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера экскурсии.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут. Например, вот как можно провести зимнюю экскурсию во II классе.

Содержание экскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и льда, характерных признаков лиственных и хвойных деревьев; наблюдение за жизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по охране природы.

Методы и виды работ: беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая работа, исследовательская работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений:

дорога, пруд или озеро, лес; зимующие птицы (ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старом пне; следы на снегу.

Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и кустарников, упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-под снега одно зеленое растение. Если в лесу дети найдут шишки, расклеванные птицами, обгрызенные белкой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, то их тоже надо принести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, и ученику удастся сделать несколько фотоснимков.

Желательно увидеть  деятельность  человека по охране природы  (подкормку птиц, искусственные  гнездовья,  кормовые столики  для птиц  и других  животных и т. д.) и самим принять непосредственное участие в этой работе.

В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: как выглядят зимой лиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значение для жизни растений имеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу, по дороге в лес, на пруду или озере? Чем питаются зимующие птицы?

В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в уголке природы. Собранные материалы можно использовать на предметных уроках природоведения, а также на уроках чтения, изобразительного искусства, трудового обучения.

Подобные экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и воспитательные. Надо уже с I класса воспитывать в детях любовь к природе, помогать им видеть в окружающей их природе прекрасное, открывать для них мир больших чувств и мыслей, делать ребят защитниками, друзьями природы.

В III классе экскурсии связаны с изучением своего края, своей местности. Перед каждой экскурсией учитель должен провести большую подготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях и животных своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся и т. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во время экскурсий.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют на различных уроках.

Глава 3. Результаты внедрения и эффективность использования исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

 Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной, но она будет успешной при соблюдении ряда условий.

Условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Ученик должен хотеть проводить исследование.  

2. Ученик должен суметь это сделать.  

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько чётко и ясно сформулирована цель исследования и его задачи.  

Тематика исследовательской  работы  должна быть интересной и выполнимой. Абстрактные проблемы  далеко не каждому  ученику могут  быть понятными и посильными.

Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны.

Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога– играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача– собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.

Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

В работе Прохорова С.Ю. « Организация  экологических  исследований  в начальной школе»  автор  отмечает, что ученик в процессе исследования составляет  схемы, таблицы, диаграммы, овладевает простейшими формами систематизации учебного материала.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные парадоксы;

ранжировать основные идеи;

предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы;

указать пути дальнейшего изучения явления;

продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.

В качестве примера можно рассмотреть работу над экологическим проектом «Покормите птиц!», которая включала в себя исследовательскую деятельность. Работу над проектом учащиеся 3 класса начали с определения видов зимующих птиц на территории своего села. Этому способствовали экскурсии, наблюдения в природе, чтение научной литературы. Следующим этапом исследования стало определение вида подкормки для разных видов птиц. Наконец, ребята выполнили эскизы будущих кормушек. В их изготовлении учащимся оказали помощь родители. Итогом работы стало развешивание кормушек в школьном саду и подкармливание птиц в холодное время года. Работа над проектом имела большое воспитательное значение.  Дети учились взаимодействию в малых группах, вести работу над чтением научной литературы, приобретали практические умения и навыки и,  наконец, чувство сопричастности к добрым делам нашли положительный отклик в сердцах детей.

При изучении темы "Наша школа" проводится урок на пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни растений осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют и опадают листья на деревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на юг.   Во 2 классе наблюдения за объектами живой природы продолжаются. На основе материалов экскурсий, кратких записей в "Дневнике наблюдений" устанавливаются взаимосвязи в неживой и живой природе. Знания об изменениях в природе учащиеся лучше усваивают в процессе проведения непосредственных наблюдений за растениями и животными.   В 3 классе при изучении данного курса учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные в процессе наблюдения за объектами природы. Школьники усваивают зависимость живых объектов природы от погодных условий и на этой основе устанавливают многосторонние взаимосвязи живой и неживой природы. Знания о взаимосвязях в природе позволяют учащимся самостоятельно делать выводы об изменениях в живой природе в зависимости от времени года. В 4 классе имеются большие возможности для формирования у учащихся научного миропонимания при изучении неживой и живой природы. На конкретных примерах показывается взаимосвязь целых экологических групп, например луга, леса, водоема, поля.  

Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранительная работа.   Например, в процессе изучения темы "Природа нашего края. Важнейшие полезные ископаемые» учитель сообщает о добыче полезных ископаемых и подводит учащихся к выводу о значении их в жизни человека, затем обращается внимание детей на необходимость охраны полезных ископаемых. После изучения темы учащиеся должны усвоить, что добыча полезных ископаемых связана с изменением и нарушением природного комплекса. На экскурсии в песчаный карьер вблизи школы ребята убедились, какой урон был нанесен природе, и высказали свое видение проблемы.   На таких примерах формируются понятия об экологическом равновесии и причинах его нарушения.  

Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе, систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали привычкой и убеждением.

Заключение

Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребёнка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности.

Задача общеобразовательной школы заключается, прежде всего, в подготовке учащихся быть адекватными окружающей биологической действительности. Один из перспективных методов достижения образованности выпускников школы – это исследовательская работа учащихся, выполняемая под руководством учителя,

Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие качества и навыки:

способность к самореализации,

         умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности,

инициативность,  изобретательность,

смекалка,

готовность и способность к придумыванию,

нестандартность, самобытность мышления;

чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,

склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их продуцированию.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира.

Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

 

Литература

  1. Андреева Н.Д. «Теория и методика обучения экологии: учебник для

студ. высш. учеб. заведений/ Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д.Андреевой.-М.: Академия,2009.-208с.

  1. Ю.И. Архипова Учебное исследование – средство познания окружающего мира./ Начальная школа.-2010. – № 7.
  2. Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А. Братанова // Начальная Школа. 2008. №5. 2-7 с.
  3. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся.   В.К. Буряк // М., 1984. 360 с.
  4. Дебашина, Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е.В. Дебашина // Начальная школа. 2003. №7. 76 с.
  5. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с.
  6. Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007
  7. Ковалёвой Г.Н.  Планируемые результаты начального общего образования/ под.ред.  Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.:

Просвещение, 2011. – 120с.

  1. Пержинская, Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е.В. Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. 55-57с.
  2. Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира[Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2008. №6. 43-47с.
  3. Прохорова С.Ю. Организация  экологических  исследований  в начальной школе: методическое пособие/ С.Ю.Прохорова, Н.М.фоминых.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-88с.
  4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2006. 540с.
  5. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.
  6. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. 204 с.
  7. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А.И. Савенков // М., 2006. 512 с.
  8. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007.
  9. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] / Н.А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. 21-26с.
  10. Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е.В. Смолкина // Начальная школа. 2007. №2. 28-31 с.
  11. Тимофеева, В.П. Исследовательская работа в начальной школе. [Текст] / В.П. Тимофеева // Начальная школа. 2008. №2. 78-81с.
  12. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / Утверждаю Президент Российской Федерации Д. Медведев
  13.  Л.Г. Чебыкина Готовность младшего школьника к исследовательской работе./ Начальная школа 2010. – №6
  14. http://teacher.68edu.ru/
  15. http://uo-prohladny.narod.ru/seminar/seminar_uvr2/goov2.htm



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации исследовательской деятельности в младших классах

   Одной из важнейших задач в современной школе является организация исследовательской деятельности. Новые стандарты образования требуют от учителей нового подхода, благодаря ко...

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе

Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»...

Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...

Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»

        Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согл...