Конспект занятия по развитию речи. «Композиция текста. Основные элементы композиции».
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.

Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.

Задачи: Формировать умение определять основную мысль произведения, структуру, делить текст на части и озаглавливать их.

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.

 Оборудование: мультимедиапроектор, тетрадь Т.Н.Соколовой  «Школа развития речи» 4 класс 2 часть, нетбуки.

УУД:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: определяет основную мысль произведения, структуру, делит текст на части и озаглавливает их.

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koneva_s.s._doc.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»

 Конспект занятия по внеурочной деятельности.

Развитие речи для 4 класса

 «Композиция текста. Основные элементы композиции».

 

           

   Конева Светлана Сергеевна  

 учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 имени

Героя Советского Союза                                                                                                                                                                                               И.В.Королькова

г.Салехард 2015

Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.

Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.

Задачи: Формировать умение определять основную мысль произведения, структуру, делить текст на части и озаглавливать их.

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.

 Оборудование: мультимедиапроектор, тетрадь Т.Н.Соколовой  «Школа развития речи» 4 класс 2 часть, нетбуки.

УУД:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: определяет основную мысль произведения, структуру, делит текст на части и озаглавливает их.

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организация внимания

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят,  всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии.

II. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию.

- Занятие  по развитию речи. Для чего нам нужны эти занятия?

- Где мы можем познакомиться с темой занятия?

- Прочитайте тему занятия 16.

-Вы что-то можете сказать по данной теме?

-Тогда давайте попробуем определить  задачи нашего занятия.

??? – на доске записать те вопросы, на которые должны найти ответы.

III. Актуализация ранее изученного.

- Как вы думаете, что нам нужно вспомнить, чтобы перейти к изучению новой темы? Какие знания нам могут пригодиться?

- Хорошо, давайте вспомним, что такое текст?

- Я вам предлагаю перед изучением новой темы немного размяться.

- Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными записями.

Перст Божий

На лоне природы  

Фунт лиха

Как зеницу ока

Сгореть дотла

Быльём поросло

- Давайте посмотрим, какое задание предлагается выполнить в учебнике.

Работа в парах. Договоритесь в паре:  какие слова будете объяснять.

IV. Поиск решения проблемы

- Чтобы попытаться найти ответы на поставленные вопросы, я вам предлагаю познакомиться с произведением Е. Чарушина         «Томка».

Е. Чарушин - это знакомый вам писатель, вы уже знаете некоторые его произведения.

- Что вы можете о нём сказать?

Знакомство с текстом.

- Определите стиль текста.

- Определите тип текста

- Что  ещё можно сказать про этот текст?

- Определите жанр этого произведения.

- Определите тему текста.

- Определите основную мысль этого произведения.

- Что отражено в заглавии: тема или основная мысль?

- Что мы ещё можем сделать с текстом?

- На сколько частей можно разделить текст?

Познакомьтесь с новым научным словом на стр.3

 КОМПОЗИЦИЯ художественного произведения – это его построение.

Работа в группах.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточку с названием элемента композиции, вы должны познакомиться с определением  и в тексте найти ту часть, которая будет к нему относиться.

КАРТОЧКИ

  1. Завязка – описание того события, из-за которого происходит всё дальнейшее действие.

  1. Развитие действия  - часть рассказа, в которой описаны основные  события произведения.

  1. Кульминация – наиболее яркое, напряжённое событие.

  1. Развязка – часть рассказа, описывающая заключительный момент в развитии действия.

- Как вы думаете, какая группа будет отвечать первой?

Рефлексия

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли своей цели?

- Что такое композиция? Какие выделяют основные элементы композиции?

- Где сможете применить полученные знания?

Функция «Опрос» в программе Classroom_Management модель  «1-1»

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

  • доволен собой
  • испытывал легкое затруднение
  • кому было трудно выполнять задания

-Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?

- Какой можно сделать вывод?  Какие возникли трудности?

- Какую задачу поставим на ближайшие уроки развития речи?

V. Домашнее задание  с.3 №3 – придумать кульминацию и развязку сказки.

-Чтобы наша речь устная и письменная была грамотной, красивой, умели грамотно выражать свои мысли.

- Прочитать название темы  в учебнике.

- Композиция текста. Основные элементы композиции.

- Ничего сказать не можем, знаний недостаточно.

- Узнать, что такое композиция. Познакомиться с элементами композиции. Находить в тексте элементы композиции.

- В названии темы занятия есть слово «текст». Значит, будем работать с текстом. Надо вспомнить,  что такое текст?

Высказывания детей.

- Сказать, как называются такие записи. (фразеологизмы – устойчивые выражения, делают нашу речь более выразительной, яркой).

- Объяснить значение фразеологизмов.

- Назвать устаревшие слова.

- Объяснить значение устаревших слов в этих фразеологизмах.

- Он  любил природу, вот почему в его книгах так много рассказов о животных. Художник анималист. Иллюстрировал собственные книги и произведения других авторов.

- Художественный - передача эмоций и мыслей от автора к читателю.

- Повествование.

- Написан в виде монолога, рассказ ведётся от первого лица.

- Рассказ.

- Выбор щенка.

- Вот это охотник! От такого и дичь не спрячется!

- Разделить его на части.

1.У замечательного пёсика есть щенки.

2. Какие разные щенки!

3. Проверка.

4. Выбрал помощника.

.

Дети работают в группах

 

- Мы думаем, что наша группа, потому что у нас завязка, а это описание того события, из-за которого происходит всё дальнейшее действие.

 

 Каждая группа  выступает.

 

Высказывания детей

Чарушин Е. И.

Томка

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие -- только что научились ходить. "Который-то из них, -- думаю, -- мне будет помощник на охоте? Как узнать -- кто толковый, а кто не годится?"

Вот один щенок -- ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок -- сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму -- не люблю злых.

А вот еще хуже -- он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал -- не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет -- уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. "Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется".

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия Образовательная программа «Ступени творчества» Раздел: Основные правила композиции. Тема: Цветоведение. Химия цвета, краски(пигмент).

Данное занятие «Химия цвета, краски(пигмент)» является одним из занятий по теме «Цветоведение» раздела «Основные правила композиции» образовательной программы «Ступени творчества».Программа представля...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (II вид, 6 класс I отделение)

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: «Текст "Воробей"» (групповое занятие)...

Конспект логопедического занятия по развитию навыка анализа текста на предложения у учащихся 2-3 классов.

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по теме: "Летние каникулы".Цель данного занятия: Научить анализировать текст и выделять в нём законченные смысловые ...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"

Конспект внеурочного занятия в 1 классе...

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...

Конспект занятия на развитие связной речи у младших школьников с элементами игры

Занятие с элементами игры на развитие связной речи. Тема: Путешествие в АфрикуЦели:- совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;- упражнять детей в образовании су...